Архитектон: известия вузов. №2 (7) Сентябрь, 2004
Теория архитектуры
Козицкая Генриетта Александровна
магистрант.
Научный руководитель: кандидат архитектуры, доцент А.Г. Мазаев.
УралГАХА
,
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ К САДОВО-ПАРКОВОМУ ИСКУССТВУ КИТАЯ И ЯПОНИИ В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ ЕВРОПЫ И РОССИИ
Этот вопрос можно часто услышать в ответ на упоминание китайских или японских садов, разбитых на территории России. Люди часто спрашивают: почему бы не заняться Русским садом, вместо того, чтобы пытаться адаптировать совершенно иную культуру к нашим условиям? Ведь на территории России почти всегда была своя садово-парковая культура, основанная на местных традициях, обычаях, местной флоре и мировоззрении. А главное – русский сад не надо адаптировать к достаточно жестоким климатогеографическим условиям России.
Во-первых, стоит отметить, что российское садово-парковое искусство, начиная с XVII в., развивалось в русле, существенно отличавшемся от развития западного садово-паркового искусства, но, одновременно с этим, было тесно с ним связано. «В это время происходило становление и формирование развитого типа городской и сельской усадьбы. Шло постепенное накопление опыта возведения каменных жилых зданий… Появлялись новые элементы садов в виде регулярных…» [2, с. 104]. Далее, с XVIII в., в эпоху классицизма, возникали композиции в стилях петровского, елизаветинского, екатерининского, на которые накладывались черты европейского романтического классицизма.
С первой трети XVIII в. в России наблюдался период так называемого «петровского барокко», не было единой определенной направленности садово-паркового искусства, и отношение к окружающему ландшафту было нейтрально – он использовался скорее как материал для создания чего-либо. С середины XVIII в. наступил период «елизаветинского барокко». В композициях этого периода появляются главные композиционные оси, как правило, сориентированные на внешние объекты. Середина XVIII – конец XVIII вв. – период классицизма. В этот период наблюдается максимальная связь с окружающим ландшафтом путем раскрытия садово-парковых композиций во внешнее пространство. В первой трети XIX в. почти одновременно появились различные направления: ампир, псевдоготика, модерн. Садово-парковые композиции этого периода ориентированы на внутреннее пространство. Эклектика и стилизаторство господствовали в России примерно с середины XIX по начало XX вв. Этот период характерен тем, что садово-парковые композиции занимают малые (по сравнению с разбитыми ранее) площади. При создании этих композиций используется местный материал.
В 1772 г. Екатерина II писала Вольтеру: “Я страстно люблю теперь сады в английском вкусе, кривые линии, пологие скаты, пруды в форме озер, архипелаги на твердой земле и глубоко презираю прямые линии”. Однако “англомания” императрицы и следовавших за ней аристократов, по всей видимости, являлась лишь данью европейской моде и рассматривалась как источник новых развлечений. Но для передовой части дворянской интеллигенции “натуральные” сады (а также пейзажные парки) стали объективным выражением нового мироощущения, сформированного идеями просветительства, сентиментализма и даже зарождающимся капиталистическим товарно-денежным обменом. Кроме этого, природа стала рассматриваться как источник поэтических, утонченных, эстетических переживаний и философских размышлений. С этого времени пейзажный парк прочно вошел в композиционную систему садово-паркового искусства России (таблица 1).
Во-вторых, хотелось бы разобраться в том, что включает в себя Русское садово-парковое искусство. Русскому саду, кроме прочего, присущи:
-
Определенный тип композиции, соответствующий традиционному укладу жизни, что включало в себя адаптацию некоторых идей, пришедших из Европы. В числе прочего, во времена «петровского барокко» композиция строилась по законам регулярного стиля. Из-за границы приглашали мастеров и архитекторов, по проектам которых возводились многие объекты. Однако европейские идеи ложились на местные обычаи и традиции, в результате чего появлялись новые формы.
-
Некоторые элементы античности. Подражание классическим античным образцам, «прекрасным развалинам», например, Греции и Рима. Но их архитектура подразумевает сохранение остатков великих культур. В композиции русской усадьбы применяется гораздо чаще, чем настоящие руины, имитация под старину. Кроме того, в России, как правило, не наблюдается уважения к исторической подлинности объектов.
Русская усадьба XVII в., как правило, включает в себя:
-
комплекс построек различного назначения (главный господский дом, церковь, постройки различного хозяйственного назначения: флигель для прислуги, конюшня и т. д.);
-
территории садов, как утилитарные хозяйственные, так и декоративные.
Перед домом, выходящим на улицу, располагался парадный двор, за домом разбивался, как правило, регулярный сад. Особенно хорошо такая схема построения композиции усадьбы видна в петербургских усадьбах.
Во второй половине XVIII в. появились усадебные сады. В городских усадьбах между главным фасадом дома и улицей разбивался парадный двор. За домом располагался сад, который, как правило, выходил на реку или пруд. В загородных усадьбах к дому и парадному двору вела не улица, а дорога, оформленная в виде аллеи. Промером могут служить такие московские усадьбы, как усадьба Пашкова и композиция комплекса Голицынской больницы.
В конце XVIII в. в состав русской усадьбы входили:
-
усадебный дом, располагающийся, как правило, в центре композиции;
-
озяйственные постройки, фланкирующие хозяйский дом;
-
огороды, хозяйственные сады, которые, в свою очередь, фланкировали главный дом и хозяйственные постройки.
Усадебный сад, как правило, начинался регулярным «французским» партером*, который примыкал к дому и далее переходил в «английский» пейзажный парк. Размеры и варианты композиции могли быть различны. К примерам таких усадеб можно отнести московские усадьбы графов Шереметьевых Кусково и Останкино, усадьбу князей Юсуповых Архангельское.
В середине XIX в. наметился интенсивный рост европейской и особенно американской экономики. Интенсивное освоение человеком природы, истребление и изменение флоры и фауны привели к возникновению вопроса о необходимости регулирования отношений человека и природы. Были разработаны методы, позволяющие сохранить ландшафтное и дендрологическое окружение относительно нетронутым. Одним из главных методов может считаться изменение отношения к окружающей нас природе.
Современная культура основывается на воссоединении разных понятий и представлений. В России это происходит прежде всего, с одной стороны, через возрождение русского культурно-эстетического слоя, с другой – через привнесение иных культурно-эстетических и мировоззренческих аспектов. Заграничные влияния, принесшие в нашу страну моду на все «восточное», принесли с собой и учение о различных медитативных практиках. В эпоху Возрождения, которая характеризуется как эпоха космоантропоцентризма, человек находится «в центре мира», как самое совершенное существо на Земле. Но в сознании людей также происходит коллективный сдвиг относительно понимания бытия, понимания природы человека, и человек теперь воспринимается как часть, единое целое с окружающей его природой.
Философия стран Дальнего Востока – в частности, философия Китая и Японии, основана как раз на подобных принципах. Мировоззрение восточных людей основано на религиозно-нравственных идеях, достаточно сложном символизме и желании осознать конкретный предмет как знак чего-то более значительного, имеющего некий универсальный смысл. Нами выделяются следующие составные сада (таблица 2).
Таблица 2.
Пять составляющих сада с точки зрения Дальнего Востока и Европы.
Дальний Восток | Европа и Россия | |
1 | Идея | Композиция и планировка |
2 | Камни | Скульптура |
3 | Вода (водоемы, прудики, чаши, колодцы) | Фонтаны и водоемы |
4 | Растения | Растения |
5 | Архитектура | Архитектура |
Понимание дальневосточного мировосприятия в историко-культурном аспекте осложняется одновременным существованием нескольких восточных религий, таких, как синтоизм, конфуцианство, дзен-буддизм, чань-буддизм, даосизм, как в одной стране одновременно, так и параллельно в Китае и Японии, которые, кроме того, взаимодействовали между собой. Необходимо также отметить, что Китай оказал неоспоримо большее влияние на Японию, чем наоборот.
В эпоху раннего христианства природа рассматривалась как созданная Богом. Сады начинают появляться как фрагменты природы, а также как монастырские сады утилитарного назначения (сады лекарственных трав). В эпоху Возрождения красота, наслаждение и полнокровность жизни вытеснили прагматизм предыдущего периода. Стали появляться роскошные виллы с парковыми ансамблями, насыщенные античными божествами. Их композиция была основана на противопоставлении земных радостей – божественным. Ландшафтная архитектура становится привилегией высшего общества, материализуя философию абсолютизма.
Эпоха Романтизма принесла новое отношение к природе. Теперь к природе относились как к целителю, она стала божественной. В ландшафтных композициях появляются имитации “руин” и “ запущенных” уголков садов и парков. Им на смену приходят парки со свободной планировкой, что стало своеобразной “антитезой” регулярной системе.
Воинствующий атеизм итальянской передовой философии и науки в полном соответствии с научными открытиями в области природы в лице Джордано Бруно в этот период пришел к утверждению бесконечности космоса. Бесконечность становится тем краеугольным камнем обновленного пантеистического мировоззрения, которое приходит на смену философской концепции Возрождения. Идея “бесконечного”, присущего природе, сменяет собой идеал “завершенности” единичного целого, как совершенного в своем строении организма, несущего в себе (в эстетике Возрождения) идею завершенности гармонического единства природы. Теперь с мире природы увидели величие Космоса вне всякой связи с самим человеком.
Изменилось понимание архитектуры и природы. Их формы сочетаются теперь в единстве нового порядка, в котором момент перехода от знания к природе – развитие внутреннего пространства и его растворение “во вне”, движение пространства, в идеале – его слияние с бесконечностью, что составило критерий красоты в искусстве и архитектуре.
Далее начинает развиваться идея превосходства науки и техники над природой, создание садов, совершенно других по своей сути, на “чужой” территории.
Проектирование архитектурно-пространственных объектов на Западе (в том числе и в России) основывается на следующих аспектах:
- объемные членения;
- вертикальные членения;
- горизонтальные членения.
Современная система представлений о подходе к архитектурно-ландшафтному проектированию основывается на:
- отсутствии противопоставления человека природе;
- экологической целесообразности проектирования;
- оптимальном сочетании взаимодействия человека и природы, искусственного и естественного.
С изменением эстетических характеристик меняются духовные составляющие естественной среды обитания. Например, применение камня при устройстве сада. Можно использовать его философское и знаковое значение. А можно использовать его как декоративный элемент, учитывая только его скульптурные, фактурные и другие характеристики. Кроме того, камни в европейских странах выступают скорее как декоративно-скульптурные элементы композиции, а не образно-морфологические, как в странах Дальнего Востока. Однако, камень и композиции из камней не утратили своего доминирующего значения в композиции и по сей день. Как правило, они служат именно центром всей композиции (таблица 3).
-
Японские сады оказали значительное влияние на современную ландшафтную архитектуру и как типологически конструктивный фактор, и как носители сокровенной символической значимости пространственных композиций;
-
В западном мире очевидна тенденция к уменьшению частных владений и, соответственно, повышение внимания к каждому элементу сада.
Восточное мышление, с его более универсальным видением мира, стало гораздо ближе и понятнее представителям западной культуры во второй половине XX в. [4, с. 50]. Хаузер Престон Л., занимающийся изучением японских садов, обозначает характерную сущность современного ландшафтного дизайна так: центральными аспектами в нем выступают смысловая значимость и взаимосвязанность отдельных элементов, частей и деталей. Иначе говоря, исходной разницей является комплексное решение задач, как на физическом уровне, так и в духовной сфере.
История садово-паркового искусства Китая насчитывает более трех тысячелетий. Оно обусловлено национальными особенностями, мировоззрением народа, его традициями. Религиозные верования китайцев связаны с одухотворением сил и явлений природы. Конфуцианство и даосизм, призывающие к нравственному подъему личности, поискам совершенства общения с природой, единства с ней, дали мощный толчок к развитию садово-паркового искусства Китая. Китайские идеи искусственного и естественного садов, а также общая идея сада как микрокосма была воспринята и, более того, дополнена японской культурой. В результате, в Японии сложилась идея, фактически состоящая из двух первооснов – пространственных культов древности, связанных с анимистическими культами и идеей собственно сада, как искусственно созданной природы. Зародившаяся в древней Японии форма поклонения природе, обожествление камней, скал и гор развивалась во взаимосвязи со сложением религиозной системы «синто» («путь богов»).
«Почти у всех народов древнейший период их культурного развития связан с поклонением силам природы, их обожествлением. Все повседневное существование жителей древней Японии зависело от природы, будь то жизнь рыболовов на морском побережье или жизнь племен, занимавшихся разведением риса и скотоводством» [1, с. 24]. В общем и целом, в добуддийской Японии зародились и получили развитие две идеи: идея символизации через природную форму и символизацию через пространственную форму (например, камень или засыпанный галькой двор). «Сложные и многовековые религиозно-философские темы, существовавшие в этих странах, оказали прямое влияние на понимание взаимоотношений между природой и человеком. Абсолютизация красоты природы требовала подчинения деятельности человека ее законам» [2, с. 33].
Но механический перенос культуры из одной среды в другую невозможен. Поэтому нужно уточнение особенностей дальневосточного, европейского и российского садово-паркового искусства, выявление различий и сходства, возможность их взаимозаменяемости. На основе проведенного нами композиционного анализа выявлены следующие сходства и различия садово-парковых комплексов стран Европы и Дальнего Востока (таблица 3).
Таблица 3.
Сводная таблица сходства и различия некоторых особенностей садово-паркового искусства стран Дальнего Востока и Европы.
Сходства
1 | В основу композиции положены принципы гармонии. |
2 | Прослеживается принцип целостности. |
3 | Равновесное построение композиции. |
Различия
Дальний Восток | Европа | |
1 | Гармоничное подражание природе, Использование «природных» объектов. | Гармония природного и искусственного, Подчинение природы. |
2 | Плавность линий и форм, отсутствие острых углов. | Сочетание плавных линий и острых углов. |
3 | Наличие пяти обязательных элементов. |
|
4 | Рассмотрение композиции по принципу противоположности. | |
5 | Функциональность каждого элемента. | |
6 | Эстетическая цельность образа, направленная на религиозное осмысление. | |
7 | Равновесное построение композиции. | Часто используемая симметричностьобъектов и композиции. |
Россия по своему географическому положению страна скорее азиатская, чем европейская. Но, так как большая часть населения России живет именно в европейской части страны, то по менталитету и миропониманию Россию можно причислить к странам Европы. На основе проведенного композиционного анализа нами также выявлены следующие черты и особенности, привнесенные в дальневосточные садово-парковые комплексы стран Европы и Дальнего Востока (таблица 4).
Таблица 4.
«Европейские» новшества, привнесенные в дальневосточную садово-парковую композицию.
Черта, особенность. | Примеры, примечания. | |
1 | Замена природного материала на искусственный. | Пагода: натуральный камень заменяется на бетон или садовую керамику. |
2 | Естественные природные образования в структуре сада заменяются на искусственные. | Цукубай: углубление нередко выдалбливается в форме квадрата, реже – круга. |
3 | Появление открытых пространств. | Первый газон появился в 1894 г. На вилле Мурин–ан. |
4 | Появляется функциональное использование предметов, а не только любование ими. | Мосты до сер. XIX в. Редко использовались по назначению, но обязательно составляли композицию сада. |
5 | Появляется прямая линия, пропадает криволинейность. | Форма садовых дорожек тяготеет к прямой, а не к криволинейной. |
6 | Пропадает эстетическая образность, пропадает духовный символизм. | «Незавершенность» композиции, когда зритель может «домыслить» ее конец, сменяется на композиционно-перспективное восприятие пространства. |
7 | Использование приглушенных, пастельных тонов. | Использование ярких цветовых пятен, в том числе достижений селекционеров. |
8 | Интуитивное воспроизведение природы сменилось на создание сада по определенному стереотипу. | Появились эклектические сады. |
9 | Применение гладко окатанных камней | Ледник не дошел до Китая и особенно Японии, поэтому в классических садово-парковых композициях, как правило, используются не обкатанные камни. |
10 | Прямые в плане, но визуально искривленные, дорожки. | Эта особенность возникла при появлении дальневосточного стиля в Европе – при изменении уже существующих композиций регулярного стиля. |
По своей сущности искусство садов тесно связано с восприятием природы человеком, его отношением к природе, как философским, так и эстетическим. Взаимное влияние философского и эстетического отношений, а также их отдельное развитие составляют подоснову развития всего жанра, изменение садов по форме и их смысловомусодержанию. Европейскому уму далеко не сразу становится ясно, а глазу видно, что в композиции из нескольких камней, кусочков мхов и песка заключена целая концепция мироздания, к которой пришли многие поколения людей.
Таблица 5.
Сводная таблица классификации типов и разновидностей садов.
Типы садов | Разновидности типов | |
Европа | - утилитарные сады | - сельский; голландский; |
- декоративные сады | - романтический; | |
Китай | - при императорских дворцах; | По тематике пейзажей садов: |
Япония | нет единого принципа классификации: | В каждом из них есть подразделения на три формы: |
Но, тем не менее, проникнувшись идеей абсолютизации красоты природы, тонкой образной духовностью садово-парковых композиций стран Дальнего Востока, можно пытаться создать подобные композиции в России. Примером тому может служить Японский сад в Москве. Но при этом ни в коей мере нельзя отрицать силы и красоты русского сада и русской усадьбы. «Талант царскосельских мастеров оказался настолько безупречным, что причудливое переплетение барокко, классицизма и романтических стилизаций оставило… гармоничное и неразрывное целое» [2, с. 125].
* Партер (франц. parterre, от par – по и terre – земля) – в садово-парковом искусстве открытая часть сада или парка (в регулярном парке - участки правильной формы с узорами из стриженого буксуса, цветных песков, толченого кирпича, угля; в пейзажном – в виде лужаек) с газонами, цветниками, водоемами, бордюрами из кустарника, иногда украшенного скульптурой, фонтанами, куртинами, отдельными деревьями. В XX в. партеры устраивали преимущественно цветочные, с замощенными дорожками.
Библиография
1. Николаева Н. Японские сады. – М.: Изобразительное искусство,1975. – 280 с.
2. Ожегов С. С. История ландшафтной архитектуры. – М.: Ладья,1994.– 96 с.
3. Сборник Русская усадьба выпуск 8 (24). – М.: Жираф,2002– 624 с.
4. Шишкина Г. Частный сад в зеркале ландшафтного дизайна // Журнал Ландшафтный дизайн. – 2000. – № 3.– С. 46 – 53.
Ссылка для цитирования статьи
Козицкая Г.А. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ К САДОВО-ПАРКОВОМУ ИСКУССТВУ КИТАЯ И ЯПОНИИ В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ ЕВРОПЫ И РОССИИ [Электронный ресурс] / Г.А. Козицкая //Архитектон: известия вузов. – 2004. – №2(7). – URL: http://archvuz.ru/2004_2/20
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная