Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №2 (7) Сентябрь, 2004

Теория архитектуры

Суханова Анастасия Григорьевна

магистрант.
Научный руководитель: кандидат архитектуры Е.В. Конева
УралГАХА

,

ПРОБЛЕМА ФОРМООБРАЗОВАНИЯ КУЛЬТОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ КАЗАХСТАНА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

На протяжении истории формирования любого государства появляются региональные мифы, зарождаются традиции, которые в дальнейшем передаются из поколения в поколение. В процессе религиозного развития определяется система незыблемых канонов и обычаев. Все это можно назвать культурным наследием народа, тесно связанным с социокультурной сферой. Но также необходимо отметить, что с развитием культовой архитектуры постоянно появляются новые композиционные и стилистические особенности, но они не всегда основываются на веками сложившихся канонах. Зарождаются новые принципы построения храмовой архитектуры, особенно это видно в настоящий момент. Естественно, архитектора должно интересовать, что накладывает отпечаток на эти преобразования. Почему изменяются классические культовые каноны, определяющиеся многими качественными факторами и составляющие смысловую и образную основу традиционного строительства? Подчас эти каноны совсем вырождаются, следствием чего является применение современными зодчими псевдоканонов. Это, естественно, приводит к видоизменению архитектурно-пространственной среды культовых сооружений. Возможно, это влияние технического прогресса с множеством новейших материалов и технологий, позволяющего совершенствовать внешний вид и облегчить строительство. В этом случае на грань архитектурной этики ставятся две важнейшие составляющие процесса проектирования.

Во-первых – это дань моде, обусловленная самой сущностью архитектуры, стремящейся по возможности как можно более полно соответствовать современным запросам. Основывается она, в первую очередь, на бешеных темпах развития в области строительства и затем на фантазиях архитектора, с последующим гениально смелым воплощением идеи в реальность. Зачастую в результате подобных творческих поисков происходит перерождение архитектуры, и историческое наследие присутствует в современности лишь в той мере, которая соответствует запросам данного периода. В итоге получаем антиканонические культовые постройки, служащие приманкой для туристов, в которых, возможно, никогда не появится элемент духовности и намоленности.

Во-вторых – это уважение к веками утверждающемуся канону, который позволяет использовать определенную часть технических достижений, но не допускает вероломного вторжения в сложившиеся принципы формообразования культовой архитектуры.

Актуальность выбранной темы основывается на вновь возникшем в настоящее время интересе архитекторов и реставраторов к культовому строительству, а также по причине недостаточной изученности и научной популяризации культового архитектурного наследия. За время Советской власти забылись или утратились многие каноны построения храмовых сооружений, это был период великого застоя культовой архитектуры, наложивший серьезный отпечаток на процесс архитектурной эволюции. Люди относительно недавно очнулись от религиозного затишья того времени. Подтверждением этому является интенсивное развитие культовой архитектуры на данном этапе. Повсеместно реставрируются христианские храмовые постройки и комплексы. Маленькие культовые “избушки” заменяются великолепными по грандиозности построения сооружениями. Примерами могут служить Храм Христа Спасителя (г. Москва), Храм на Крови (г. Екатеринбург).

Возрождается не только христианская культовая архитектура, невозможно не заметить развитие сооружений, принадлежащих другим религиозным течениям. Например, культовая архитектура ислама. Теперь это не просто робкие деревянные постройки, увенчанные полумесяцем, маленькие и неприметные. Возводятся мечети, не уступающие по своей красоте храмам других религий. В связи с этим рождается множество вопросов. Насколько изучена чарующая архитектура ислама? Знают ли современные архитекторы основополагающие принципы формообразования исламских культовых сооружений, и насколько эти принципы выдерживаются в современном культовом строительстве?

Для того чтобы ответить на все возникающие вопросы и понять изменения в канонах современной архитектуры, необходимо обратиться к истокам культовой архитектуры. Важным представляется осмысление стилистических черт и особенностей традиционной мемориально-культовой архитектуры для решения вопросов регенерации и реставрации отдельных памятников, а, следовательно, и для сохранения архитектурного наследия. Помимо того, на основании подобного исследования можно составлять прогнозы дальнейшего развития культового зодчества и давать компетентные рекомендации практикующему архитектору в области воссоздания культовой архитектурно-пространственной среды, руководствуясь уже сложившимися канонами, устоявшимися традициями и в соответствии с современными требованиями и используемыми материалами.

 Культура никогда не застывает и не останавливается в своем развитии. Поэтому также уместно предположение о взаимовлиянии культур, которое происходит на протяжении всей истории человечества, учитывая тесное сосуществование различных народов. Примером может являться ислам с накопленной системой ценностей своей цивилизации, унаследовавшей духовную культуру многих народов, немаловажную роль в этом процессе сыграло христианство. Основываясь на историческом анализе, можно сделать вывод, что влияние христианства на мусульманскую культуру не остановилось на том моменте, когда ислам только возник и начал развиваться, современное влияние также очевидно. Сейчас это может быть не так заметно, но не менее важно для вновь развивающейся культовой архитектуры.

Сосуществование двух государств и двух религий можно проследить на примере Казахстана и России, поскольку их развитие было практически единым на протяжении многих десятилетий. Этот исторический момент заселения российского народа, с христианским вероисповеданием и исконно русской культурой, изначально мусульманской страны сыграл немаловажную роль в дальнейшем развитии культурной жизни Казахстана и наложил отпечаток на формирование архитектурно-пространственной среды культовой архитектуры. Например, составляя хронологическую таблицу памятников культового зодчества, начиная со второй половины XIX века, можно проследить влияние русской архитектуры, ее прогрессивных форм и приемов на архитектуру Казахстана (применение фундаментов, цоколя, полуциркульных арок, раскреповок, стандартного кирпича и т. д. в памятниках-мавзолеях Буробай, Дюсембек, Косубай-Кара, Кара-Куль, а также Айтман, Иманбай, на Устюрте и Сенека на Мангышлаке). Последние из них своими объемно-пространственными композициями очень напоминают русские церковные сооружения-часовни. А в начале XX века (1904-1907гг.) в Алма-Ата строится Российский Кафедральный собор, в котором чувствуется явное веяние казахских традиций. Эти несколько примеров позволяют проследить взаимообмен национальными традициями между странами.

Изучая культовую архитектуру, принадлежащую любому религиозному течению, пытаясь вычленить основные композиционные и формообразующие каноны, повлиявшие на ее образные и функциональные характеристики, невозможно ограничиться только разделом по архитектуре. Изучение общего требует изучения частностей. Для того чтобы более полно понять сущность формообразующих принципов культовой архитектуры, необходимо, прежде всего, изучить мировоззрение людей, исповедующих какую либо религию, обратившись к философии и культуре данного народа, их корням, истокам, истории. На этом строится научная новизна данного исследования, заключающаяся в целостном рассмотрении формообразования архитектурно-пространственной среды культовых сооружений на примере отдельной страны – Казахстана. Основано оно на составлении хронологической картины развития и поэтапного видоизменения формообразующих и композиционных принципов культовой архитектуры. В воспроизведении канонов, устоявшихся традиций, которые с течением времени были забыты и в настоящее время практически не употребляются при реконструкции и построении культовой архитектуры.

В анализе влияния новых материалов и достижений в области строительства на веками сложившиеся архитектурные каноны и в целом на формообразование культовой архитектуры, такой подход исследования может быть применен для изучения любой страны, т. к. большинство существующих источников, как правило, достаточно узко представляют читателю информацию о различных сторонах архитектурно-пространственной среды. В настоящий момент не существует единого альбома, который последовательно воссоздал бы хронологическую картину развития архитектуры Казахстана посредством систематизации отдельных социокультурных фактов, отражающихся в формообразовании того или иного района. Данное исследование помогло бы составить наиболее полное представление об отдельной стране, для того, чтобы создавая архитектуру, зодчие могли передать ее с точностью, руководствуясь уже сложившимися канонами, устоявшимися традициями и в соответствии с современными требованиями и используемыми материалами. В настоящее время важным является умение грамотно продолжать архитектурную эволюцию, не расслаивая культовые объекты новыми формообразующими, композиционными, стилистическими канонами, но, в тоже время, и не отвергая их полностью, тем более, если они уже стали частью нового витка в развитии современной архитектуры.

Библиография

1. Фредерик М. Денни Религиозные традиции мира / Пер. с англ. – М.: Крон-Пресс. 1996.

2. Религия. Философия. Культура – М.: Республика.1992.

3. Абджипар Абдакимов. История Казахстана . – Алматы.: Казакстан.2001.

4. Религии мира. История и современность. Ежегодник. – М.: Главная редакция восточной литературы. 1988.

5. Ислам. Классическое искусство стран Ислама. – М.:Искусство. 2002.

6. Новожилов Г. Архитектурные памятники Казахстана. – Алма-Ата: Каахстан. 1968.

7. Агеева К. Древние памятники Казахстана. – Алма-Ата: Казахское гос. изд-во. 1958.

8. Герасимов Т. Г. Памятники архитектуры долины реки Кара-Кенгир в Центральном Казахстане. – Алма-Ата: Изд-во Академии наук Казахской ССР,1957

Ссылка для цитирования статьи

Суханова А.Г. ПРОБЛЕМА ФОРМООБРАЗОВАНИЯ КУЛЬТОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ КАЗАХСТАНА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ [Электронный ресурс] /А.Г. Суханова //Архитектон: известия вузов. – 2004. – №2(7). – URL: http://archvuz.ru/2004_2/34 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 29.09.2004
Просмотров: 54