№1(61)
Март 2018
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 11 Июнь 2005

Теория архитектуры


 Румянцев Антон Александрович

Аспирант УралГАХА. Научный руководитель кандидат архитектуры, доцент Никифоров Ю.А.

ТЕХНОПАРК – ТЕРРИТОРИЯ БЫСТРЫХ ИЗМЕНЕНИЙ


Актуальность темы исследования. В современном экономическом мире инновации выступают одним из ключевых факторов, определяющих перспективы социального и экономического развития общества. Сегодня конкурентоспособность на отечественном и мировом рынках все больше зависит от той продукции, в основе которой лежит новое знание. В настоящее время вся ответственность по осуществлению инноваций легла на плечи руководителей отдельных хозяйствующих субъектов. Однако сегодня не только правильная оценка и выбор, но и успешная реализация инновационных проектов позволяют организациям занимать лидирующие позиции в отрасли и обеспечивают стабильную основу для дальнейшего роста.

Особую роль среди структур, поддерживающих развитие инновационной деятельности, играют технопарковые структуры, которые преобразуют входные ресурсы (основные и оборотные фонды, инвестиции, интеллектуальные ресурсы) в выходные инновационные услуги. Технопарковые структуры могут значительно различаться по структуре и объему входных ресурсов и выходных услуг. Эти характеристики изменяются в широком интервале и определяют форму – от простейших структур типа научных «отелей», которые могут размещаться в одном небольшом здании и оказывать 2-3 вида услуг, до технополисов или регионов науки, занимающих значительное пространство и представляющих собой сложные региональные экономические комплексы с инновационной ориентацией.

«Создание таких технопарков и центров имеет не только большое экономическое, но и социальное значение. Это новые, высокооплачиваемые и престижные рабочие места. Они ориентированы в значительной мере на молодежь: студентов, аспирантов, молодых специалистов. Для них это возможность добиваться успеха и реализовывать свои способности именно здесь, дома, в России, в среде своей культуры, в среде своего языка. И, кроме того, у нас появляются дополнительные возможности для привлечения специалистов из других государств, прежде всего из стран Содружества независимых государств.» Из выступления президента РФ В.В. Путина 11 января 2005 года.

Правильно спроектированные и построенные технопарковые структуры являются эффективными очагами зарождения и роста новых отраслей промышленности, центрами развития технологий ХХI века. Что очень важно - технопарки, в которых сосредотачиваются интересы университетов, научных центров, промышленности, региональных и местных властей, порождает синергетический эффект, поскольку они являются местом общения людей, чьи интересы совпали в каких-то направлениях развития науки и технологий и их коммерциализации. [1]

На данный момент в России, несмотря на все возрастающий интерес со стороны правительства и предпринимательства, нет стройной научной концепции по проектированию пространства необходимого для технопарков. Пространство для инновации не имеет аналогов. Это не академический городок и не промышленное предприятие. Исследования в области инновационной деятельности ведутся экономистами, технологами, юристами, проектировщиками и другими специалистами, при этом до сих пор нет четкого понимания организации пространственной среды технопарка.

В данной статье будут установлены и рассмотрены основные факторы, влияющие на формирование пространства технопарка, а также выявлены основные особенности пространственной организации структуры технопарка на уровне генерального плана.

 Основные факторы.

Технопарк как пространственная среда представляет собой динамично развивающийся научно-производственный территориальный комплекс, который поделен на модули, сдаваемые в аренду и адаптируемые под требования конкретных инновационных предприятий, и имеет систему обслуживания, предоставляющую сложный и простой сервис. [2]

Для того, что бы установить основные факторы, влияющие на пространственную организацию технопарка, необходимо ответить на вопросы: - Для чего оно создается? - Какие функциональные процессы обслуживает это пространство? Из определения мы можем сделать вывод об основной задаче, а именно – создание и обслуживание пространства, отвечающего требованиям инновационных предприятий-арендаторов, при этом работа технопарка должна быть экономически выгодной для всех заинтересованных лиц. Проблема для организаторов технопарка и проектировщиков заключается в быстром росте инновационных предприятий и, следовательно, изменений требований к пространству. Даже при достаточно разработанной стратегии развития инновационной среды трудно сказать, в каком направлении произойдет прорыв, спрос на определенные пространства может поменять в целом концепцию технопарка. В данной статье мы попытаемся дать решение этой проблеме, предложим методику прогнозирования территориального развития пространства технопарка.

В истории существует три модели структурной организации технопарков. Первая – это структура технопарка американской модели. Формировалась она из разных по размерам инновационных предприятий-арендаторов и сервисных фирм, до их появления функция обслуживания предприятий выполнялась непосредственно организаторами (см. схему 1). В структуре технопарка не учитывались такие параметры как величина предприятия, отраслевая принадлежность, возможные пути его развития. Предприятия размещались в блоках, быстро развиваясь количественно и качественно, они неизбежно приходили к конфликтным ситуациям, так как начинался процесс вытеснения и борьба за пространство. Такая ситуация не давала возможности для развития вновь создаваемым предприятиям. Это побудило лиц, занимающихся формированием пространства технопарка, к созданию европейской модели, где была решена проблема начинающих фирм за счёт здания, предназначенного для размещения в нем вновь созданных инновационных фирм (см. инкубатор). Это оказало существенное влияние на функционально-планировочную структуру технопарка в целом и позволило осуществить стимуляцию прироста новых предприятий в технопарк. В основном здание инкубатора строится первым в ходе реализации проекта застройки технопарка и впоследствии, если спрос на услуги инкубатора растет, то его площади увеличивают.


 

Японская модель является результатом принципиально нового понимания инновационного процесса и на государственном уровне. Такое положение дел позволило Японии форсировать события и за более короткие сроки, чем страны Европы и США, создать развитую инфраструктуру, обладающую большим преимуществом из-за создания более гибких связей между потребителем и производителем пространства, что позволило сформировать и выявить потребности инновационных предприятий.

Для прояснения ситуации с требованиями к пространству предоставляемого для инновационных предприятий необходимо выявить их суть и стадии развития и дать им характеристики.

Инновация – это производимый предприятием новый товар или услуга, или использование методов или средств, которые являются для него новыми и производят технические перемены. Предприятие, которое первым совершает техническую перемену, является инновационным, а его деятельность – инновационной. Анализ развития инновационных предприятий на территории технопарка показал, что они имеет следующие стадии.

 

Рис. 1. Стадии развития инновационного предприятия.

1. Seed - ("компания для посева", малое начинающее предприятие, место для размещения: инкубатор)

По сути – это только бизнес-идея, которую необходимо профинансировать для проведения дополнительных исследований, создания опытных образцов продукции, оценки концепции бизнеса и подготовки проекта к поиску инвестиций. Если первоначальные оценки бизнеса положительны, то финансирование может покрыть затраты на разработку товара или услуги, проведение маркетинговых исследований, построение команды менеджмента и составление бизнес-плана. Предприятие имеет численность 2-10 человек.

2. Start-up - ("только возникшая компания", малое предприятие, место размещения: инкубатор или блок)

Компании уже закончили разработку товара (услуги) и осуществление первоначального маркетинга. Компании могут находиться либо в стадии учреждения, либо уже существовать в течение определенного срока, но не имеют длительной рыночной истории. Обычно такие компании уже имеют команду менеджмента, бизнес-план и готовы к операционной деятельности. Предприятие имеет численность 10-15 человек. 20-50 до100 кв.м.

3. Early-Stage - (начальная стадия, среднее предприятие, место размещения: блоки технопарка)

Компании выпускают готовую продукцию и находятся на самой начальной стадии ее коммерческой реализации. Такие компании могут не иметь прибыли и потребовать дополнительного финансирования для завершения научно-исследовательских работ. Предприятие имеет численность 20-30 человек. 100-500 кв.м.

4. Expansion - (расширение, крупное предприятие, место размещения: земельные участки или модули)

Компании имеют возрастающие объемы продаж и уже получают прибыль. Полученные средства используются для маркетинга, увеличения оборотного капитала, расширения производственной базы и(или) разработки новых товаров (услуг). При выборе направления, связанного с разработкой новой продукции, цикл развития предприятия замыкается. Это позволяет утверждать, что процесс роста фирм может увеличиваться в количественном отношении. Иными словами, предприятие, достигшее крупных размеров, породит множество новых предприятий. Предприятие имеет численность 30-50 и более человек.

Три категории пространства технопарка

Анализ обобщенной структуры технопарка и стадии развития инновационного предприятия позволил определить закономерности, представленные на рис. 2.1., которые говорят о существовании трех категории пространств, относящихся к ядру. Каждое из представленных пространств, призвано удовлетворять требования определенной группы предприятий для снижения возможности конфликтных ситуаций, возникающих при увеличении запросов в площадях.

Инкубатор

Клиентами инкубаторов бизнеса обычно являются начинающие, по крайней мере, недавно организованные малые фирмы. Такие фирмы озабочены минимизацией расходов на формирование основных фондов. Поэтому этим фирмам лучше всего сдавать в аренду помещения, которые уже оборудованы подвесными потолками, теплом, светом, с напольными покрытиями, нежели предоставлять в их распоряжение голые стены.

Система услуг коллективного пользования подразумевает, что здание инкубатора бизнеса должно иметь дополнительное оборудование. Это ведет к уменьшению коэффициента арендуемой площади, который определяется отношением полезной площади, предназначенной для арендаторов, к общей площади здания. Следует учитывать, что общая площадь здания определяет расходы на его содержание, а полезная – доход от его эксплуатации.

Обычно инкубатор бизнеса состоит из центрального холла для размещения служб коллективного пользования, таких как связь, безопасность, прием посетителей, технический персонал, а также фотокопировальные установки, телекс, факс, АТС. Офисы фирм могут быть удобно размещены в коридорах, отходящих от центрального холла, причем, в каждый офис должен проникать дневной свет. Размер помещений для клиентов может колебаться в пределах от 25-50 кв. м. и до 100 кв. м, но конструкция должна предусматривать возможность наращивания модулей (или гибкие внутренние перегородки, прим. перев.) для увеличения площади по мере развития фирмы, однако в пределах, не ущемляющих интересов других клиентов.

Инкубатор может играть роль бизнес-центра научного парка и иметь ресторан, конференц-зал, помещение для телефонных или видео конференций и т. д.

Здания для фирм, вышедших из инкубатора – блоки инкубатора

Здания этой категории приспособлены к размещению фирм, которые прошли этап становления и насчитывают от 10 до 30 сотрудников. Площади помещений (секторов из нескольких помещений, прим. перев.) в таких зданиях составляют от 150 до 500 кв. м.

 Фирмы, «переросшие» инкубатор, по-прежнему заинтересованы в общении с коллегами, наличии фотокопировального устройства, факса и телефонной связи. Эти фирмы становятся независимыми и желают извлекать выгоду из своего нового статуса. Важно, чтобы здание позволяло бы размещать несколько фирм этой стадии развития, но не имело бы слишком много централизованно управляемых помещений, увеличивающих сумму арендной платы.

С другой стороны, индивидуальные помещения требуется оснащать туалетами, кухнями, отопительными системами, а это также ведет к увеличению арендной платы, которую клиенты обычно платят за общую площадь. Кроме того, клиенты данного типа, чтобы подчеркнуть свою независимость, зачастую хотят иметь свою собственную дверь на улицу. Здания данного типа должны иметь все названные удобства хотя бы в нескольких помещениях.

Для того, чтобы разместить клиентов с разными направлениями деятельности, конструкция здания должна быть гибко перестраиваемой. При этом должно сохраняться высокое качество помещений. В этих целях, а также для снижения до приемлемого уровня стоимости единицы площади, в зданиях данного типа следует отводить под аренду минимум 600 кв. м. Наиболее приемлемым является полезный размер в 2000 кв. м. Такую площадь легко разделить между клиентами. Инженерные коммуникации также делятся между клиентами, и каждый из них платит за свет, воду, отопление и пр.

Индивидуальные здания

Здания этого типа редко когда строятся заранее, так как каждый клиент имеет собственные взгляды и представления об их конструкции. Если же здание сдается в аренду индивидуальному клиенту (пусть даже на долгий срок), то научный парк должен иметь над ним полный контроль, чтобы иметь возможность сдать это здание другому клиенту без серьезного ремонта, демонтажа специальных элементов конструкции, которые могут вызвать со стороны нового арендатора негативную реакцию.

Клиент парка, который взял в аренду участок земли и построил на ней собственное здание, независим, и научный парк может контролировать лишь состояние внешнего вида здания, качество и плотность застройки, наличие автостоянки и ландшафт в целях сохранения целостности стиля парка.[3]

Стадии развития

В книги Тома Бродхерста «Научный парк, организация и управление» говорится о том, что, разрабатывая генеральный план научного парка, важно изучить возможный на него спрос. Результаты такого анализа помогут, например, сделать правильный выбор места расположения парка; верно выбрать размеры первой очереди парка и показать, будут ли площади инкубатора заняты в разумные сроки, или первые инвестиции следует вкладывать в многоофисное здание для уже действующих фирм, или выделить землю под строительство здания «якорной фирмы».

Данная методика предлагает решение или подход к проектированию технопарков. Стремление учредителей технопарка рано или поздно создать инфраструктуру, способную вместить в себе полный цикл развития инновационного предприятия, это основной фактор, который должен учитываться при разработке генплана. Следовательно, независимо от того, что будет построено в первой очереди, в остальных будет реализована вся цепочка, а именно все недостающие пространства в последовательности изображенной на рис. 1. , то есть технопарк, если даже в силу различных обстоятельств начал развиваться с отклонениями ( т.е. с блоков или участков), все равно будет стремиться к тому, чтобы полностью осуществить весь процесс (идеальную модель), так как полный цикл позволяет достигнуть пополнения массы инновационных предприятий каждые три года, что увеличивает потребность на второе звено и стимулирует развитие третьего.

Далее, стадии развития пространства технопарка. Идеальная модель (концепция развития пространства технопарка)

Идеальная модель /Соответствие в развитии инновационному предприятию/. Очевидно, что идеальная модель технопарка будет повторять в своем развитии стадии развития инновационного предприятия с момента создания инкубатора до момента размещения в технопарке крупных фирм. Именно такая последовательность позволяет вырастить и сформировать инфраструктуру в постоянном диалоге с инновационными предприятиями, а значит и наиболее удобную для них. Условно идеальная модель имеет три стадии развития, каждая из которых самостоятельно развивается внутри общего пространства технопарка в зависимости от спроса: первая – это стадия формирования инкубационного пространства и его «обживание», вторая – это формирование пространства для вышедших из инкубатора фирм, третья – формирование пространства для крупных инновационных предприятий. Рассмотрим, что же представляет собой каждая стадия идеальной модели и какие имеет закономерности.

Первая стадия формирование инкубационного пространства (первая очередь).

В состав первой стадии входят, как правило, пространства, предназначенные для самого инкубатора и начинающих предприятий, затем пространства для структуры управления и сложного сервиса. В идеальной модели можно считать это эпицентром зарождения технопарка, на практике это, как правило, одно или несколько зданий презентабельного вида, несущих представительскую нагрузку. Спрос на пространство этой стадии зависит в основном от количества и мощности ВУЗов, которые являются поставщиками новых предприятий. Наиболее динамичным пространством в первой стадии можно назвать пространство инкубатора. Организаторы заинтересованы в росте, а именно в том, чтобы как можно больше предприятий вошло и было выпушено из инкубатора, следовательно, спрос на это пространство будет стимулироваться учредителями. Следовательно, и пространство технопарка должно быть готовым к расширению и развитию, должно отвечать требованиям мобильности науки и бизнеса.

Второй стадия – это пространства (вторая очередь), предназначенные для вышедших из инкубатора инновационных предприятий, а именно, блоки технопарка; получают развитие пространства, предназначенные для простого сервиса. Эта стадия территориально занимает больше места, чем пространство первой стадии и обладает максимальной динамичностью и мобильностью по сравнению со всеми стадиями технопарка. Это можно объяснить тем, что предприятия, вышедшие из инкубатора, имеют размеры большие чем те, которые ещё собираются начать инновационный путь (увеличение в численных и технологических параметрах в 2 – 5 раз), а также тем, что предприятия второй стадии стремятся к расширению и имеют больший коэффициент развития и, следовательно, большую динамику в пространстве. Подобные закономерности не характерны для инкубационного пространства потому что предприятия занимаются выявлением своей рыночной ниши, следовательно, их технологические циклы направлены на анализ и не имеют значительных результатов в экономическом плане. Крупные предприятия более статичны, их деятельность не корректируется технопарком, а наоборот – крупная фирма является потребителем инновационной среды в самом широком понимании этого слова.

Пространство второй стадии формируется волнами, представляющими собой выпуски из инкубатора. Каждые три – пять лет происходит расширение территории и увеличение пространств, чтобы иметь возможность разместить вызревшие фирмы. Объемно-планировочная структура при этом должна быть гибкой и способной вместить весь спектр предприятий. Также существенным двигателем развития пространства является появление синергии на территории, которая усиливает деление и слияние средних предприятий.

Третья стадия (третья очередь) включает в себя пространства, предназначенные для крупных фирм, по сути это те же блоки с другой внутренней организацией, также присутствует простой сервис. Отличительной характеристикой является относительная статичность в сравнении с первой и второй стадиями развития технопарка. Это объясняется не только отсутствием динамичности в развитии крупных предприятий на территории, но так называемым маркетинговым подходом в продаже или аренде площадей, а именно пространства, предназначенные для крупных фирм, рассматриваются учредителями как VIP-места, которые должны иметь ограничение в количестве. Это самый лакомый кусочек, который либо съедают сразу, либо оставляют на десерт.

Предложенная модель представляет собой зонированное пространство, способное вместить в себя весь инновационный процесс с учетом его динамичного развития. Зонирование, как уже говорилось, необходимо для избежания конфликтов в арендных отношениях между разными по величине фирмами. Сервисное обслуживание в пространстве представляет собой оси и соответствует векторам развития технопарка, это касается простого сервиса, сложный сервис может формироваться в виде центров на пересечении векторов (см. рис. 3).

Рис. 3. Идеальная модель развития пространства технопарка.

Вывод

Физическая инфраструктура любого парка требует тщательного планирования. Перед тем как сделать этот шаг, нужно тщательно проанализировать рынок и цели учредителей на этом рынке. За неспособность правильно оценить потенциальный спрос и создать соответствующий ему товар можно заплатить очень дорогую цену.

Подготовка официального генерального плана – документа, неоценимого с точки зрения дисциплины и результатов, – весьма полезный шаг и для учредителей, и для покупателей, и для архитекторов. Если неуклонно придерживаться генерального плана, то можно гарантировать наличие клиентов уже на ранней стадии развития парка. Клиентов, которые ожидают получить и получают среду высокого качества – визитную карточку процветающих парков.[3]

Пространство и время – всеобщие формы существования материи. Пространства – форма сосуществование материальных объектов и процессов (характеризует структурность и протяженность материальных систем); время – форма последовательность смены явлений и состояний материи (характер и длительность бытия).[4]

В данной статье мы выявили основные факторы и закономерности формирования пространства технопарка во времени на уровне генплана. На основании этого была предложена идеальная модель развития структуры технопарка, согласно которой технопарк имеет стадии развития пространства в соответствии со стадиями развития инновационного предприятия. Предложено зонирование на территории для снижения вероятности возникновения конфликтов при аренде пространства между разными по масштабу предприятиями. Именно эта теоретическая модель, на наш взгляд, позволит правильно спроектировать генеральный план технопарка, способного предоставить именно то пространство в аренду, которое необходимо для инновационных предприятий.

 


Библиография

  1. Ассоциация "Технопарк"© Шукшунов В.Е., «ТЕХНОПАРКИ РОССИИ», Москва, 1996 http://technopark.al.ru/shukshunov/tparkrus.zip
  2. Румянцев А.А. «ТЕХНОПАРК – ПРОСТРАНСТВО ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ», Архитектон 2005_02 (№10)http://archvuz.ru/numbers/2005_02/ta3
  3. Том Бродхерст «Научный парк, организация и управление», Лондон, 2000 г.
  4. Советский энциклопедический словарь, Москва, 1985 г. Изд. третье.
  5. Ассоциация "Технопарк", © Шукшунов В.Е., Москва, 2001, «Модель инновационного процесса. Концепция учебно-научных инновационных комплексов»
  6. http://www.sbn.finance.ru/obzori/obzori_4.htm
  7. http://www.vladcity.ru/mayor/articles/2003/fez/contents.htm
  8. «Инновационный процесс в странах развитого капитализма» //под редакцией д.э.н. Рудаковой И.Е.; М.: издательство МГУ, 1991
  9. Фролов Ю. Прогулка по парку: [Научный парк МГУ] //Наука и жизнь - 1992 - №7 - с.2-4
  10. http://mibif.ru/proftest/innmeneg/2/part6.htm
  11. http://mibif.ru/proftest/innmeneg/2/part5_2.htm

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017