№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 14 - Приложение Июль 2006

Дизайн


 Безгодова Анна Андреевна

студентка УралГАХА Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Мосорова Н.Н.

ДИЗАЙН ОДЕЖДЫ: МЕТОДЫ ПАРТИСИПАЦИОННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ (Тезисы)


«Participation» – в переводе с английского означает соучастие, содействие, соуправление. «Одна из важнейших целей движения соучастия в дизайне – изменить ситуацию в обществе в пользу потребителя, сосредоточить усилия всех проектных фирм на достижении коллективных решений».

Методы соучастия изначально ориентированы на поддержку активности народных масс. Идея соучастия призывает делить с согражданами процесс поиска решений, учитывать требования о всеобщем благополучии. Граждане должны также иметь возможность принимать участие в решении важнейших социальных проблем, которые определяют качество и направление развития жизни.

В учебнике профессора Мосоровой Н.Н. «Теория дизайна» предлагается семь различных методов реализации идеи соучастия:

1) репрезентация;

2) опрос;

3) регионализм;

4) диалог;

5) альтернатива;

6) со-решение;

7) само-решение.

Соучастие может быть активным или пассивным. Существенные различия между этими двумя исходными установками предполагают и разные роли проектировщика-эксперта и потребителя-соучастника.

Концепция автономности экспертных оценок основана на предположении, что проектные решения исходят из воли, идеи одного лишь дизайнера. Всем остальным предлагается роль ценителей и наблюдателей. На другом конце этой шкалы, в случае «идеи для автономного потребителя», сам проектировщик немного отстраняется от проектно-конструкторского и стилизаторского процесса, и появляется фигура «клиент- организатор- проектировщик- потребитель» в едином лице, выдвигающая свои требования как он их видит в данный момент. Эти две формы проектной практики могут функционировать в своих чистых и крайних формах, иллюстрируя две альтернативы творческого процесса. В реальном проектировании, альтернативы стремятся к слиянию во всем многообразии взаимных компромиссов. Формы реализации идеи соучастия в дизайне являются результатом взаимовлияний проектировщика и потребителя. Раскроем содержание предлагаемых методов.

1. Репрезентация. Проектировщик полагается на свои собственные представления о потребностях клиента-потребителя, пытается представить мечты, желания, сомнения, т.е. ставит на место будущего потребителя себя самого. Обеспечение условий для завоевания симпатий клиентов достигается путем демонстрации проектных материалов (эскизы, проекты, макеты, объемные компьютерные модели и т.п.)

2. Опрос. Метод сбора первичной информации в социологическом исследовании, предусматривающий, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов и, во-вторых, регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию. Вопросы анкеты могут быть направлены на конкретизацию предпочтительных объемов, длин, силуэтов, цвета одежды и аксессуаров. Понятие «опрос» употребляется в науках и в различных сферах социальной практики для обозначения многообразных приемов получения необходимой информации, носителем и источником которой является человек. Анкетный опрос – наиболее распространенный вид опроса, поскольку с его помощью можно получить разнообразную и качественную социологическую информацию. Такой метод основывается на высказываниях отдельных лиц и проводится с целью выявления тончайших нюансов в мнении опрашиваемых (респондентов).

3. Регионализм. Реакцией на расширение власти стандарта и унификации образов и силуэтов становится требование дифференциации одежды путем внедрения:

  • Идей исторического архитектурного контекста;
  • Методов проработки вариантов с точки зрения геоклиматических особенностей местности;
  • Методов проработки вариантов с учетом культурных и этнических особенностей населения;
  • Концепций отражения в проектах информации о региональных характеристиках уровня благосостояния людей.

4. Диалог. Этот вид соучастия основывается на неформальных беседах проектировщика и потребителя. Преследуются следующие цели:

  • Демократизация процесса проектирования путем информирования населения о возможных проектных предложениях;
  • Анализ информации, поступающей от клиентов, синтезирование новых идей на основе импульса творчества, полученного проектировщиком от клиентов;
  • Преодоление анонимности соучастия.

Возможно использование такого приема: открытие исследовательских подразделений в магазинах «Ткани», «Одежда».

5. Альтернатива. Метод рассчитан на то, что будущий потребитель персонально знаком с проектировщиком. В диалоге последний должен очень внимательно продумать все свои предложения. Чтобы сделать выбор возможным, альтернативы должны быть конкретны и понятны непрофессионалам.

6. Со-решение. Во всех приведенных выше формах соучастия фигура дизайнера остается нейтральной в деле принятия решения. С целью преодоления любого непонимания решение должно впитать в себя массу информации от непрофессионалов. Соучастие, как со-решение, имеет место лишь в ситуациях баланса сил дизайнера и заказчика. Методы со-решения предполагают привлечение населения на ранних этапах процесса проектирования, когда решаются принципиальные вопросы, и мнение потребителей может быть весомым и интересным. В реальной практике, как правило, возникают серьезные препятствия на пути реализации идеи выработки коллективного решения. Прямое соучастие основано на следующем:
а) взаимодействующие в процессе принятия решений лица знакомы друг с другом;
б) взаимодействующие стороны заинтересованы в совместной работе;
в) взаимодействующие стороны располагают достаточным объемом времени для совместной работы;
г) любые сверхнормативные затраты соучастников оплачиваются.

7. Само-решение. В ситуации принятия непрофессионалом самостоятельного решения влияние профессионала сведено к минимуму. Решающим здесь являются два аргумента:

  • граждане- соучастники оцениваются как личности творческие;
  • граждане- соучастники освобождаются от всех форм авторитарного давления.

Все люди обладают фундаментальнейшей потребностью самовыражения и ощущением уникальности собственного существа. В психологии эти качества личности определяются как потребность в само-детерминации, познании самого себя, потребность в творческом труде, игре и фантазии: «... человеческий дух весьма охотно играет непомерным, абсурдным, чудесным, которое, тем не менее, становится, в конце концов, действительностью». Каждый хочет быть самим собой и быть индивидуальностью. Начальным этапом проектирования является предпроектный анализ, который предусматривает изучение образцов- аналогов.

При создании одежды, обуви, аксессуаров к костюму дизайнер, ориентируясь на перспективную моду, должен учитывать ряд принципов, которые являются также объективным основанием для оценки качества промышленных изделий. При материальном воплощении художественной формы отрабатываются также утилитарные качества костюма, утверждается его жизнеспособность. При создании любого произведения искусства, в том числе костюма, художник-проектировщик пользуется различными приемами формообразования.

Культура оказывает внешнее влияние, она воздействует на покупательский процесс, накладывая ограничения и открывая возможности. Важная совокупность факторов, воздействующих на желание и поведение потребителей – это социальная и культурная среда. К этим факторам относятся и общие культурные влияния, исходящие от общества, в котором живет потребитель, и более специфические влияния – общественного класса, к которому относится он и его семья. Именно для того, чтобы проникнуть в глубины сознания потребителей, производители прибегают к методам опросов.

Поведение потребителя, как правило, осознанно. Изделия принимаются или отвергаются в зависимости от того, в какой мере они соответствуют потребностям и стилю жизни человека. Работа с потребителем – это обязательная часть деятельности производителя. С насыщением рынка товарами и усилением конкуренции работа с потребителем становится все более актуальной и все более сложной. Превратить потенциального потребителя в постоянного клиента – лейтмотив деятельности любого проектировщика, занятого производством товаров. Для того, чтобы потребитель стал постоянным клиентом, необходимо чтобы он был доволен качеством приобретенного товара. Степень удовлетворенности потребителя товаром прежде всего определяется соотношением его ожиданий и реальными качествами приобретенного продукта.

Сегодня наиболее успешно действующим компаниям удается улавливать уровень ожиданий потребителей и одновременно обеспечивать соответствующее качество продукта. Производитель, ориентированный на потребителя, имеет четкую и устойчивую стратегию. Его деятельность направлена на репрезентацию качественных товаров. Первостепенное внимание уделяется удовлетворению требований потребителей.

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017