№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 14 - Приложение Июль 2006

Дизайн


 Бельтюкова Оксана Александровна

соискатель-аспирант УралГАХА

ИНТЕРЬЕР ДОМА В ЯПОНСКОМ СТИЛЕ


Несколько десятков лет назад дома и квартиры, оформленные в японском стиле, можно было встретить только на территории Страны Восходящего солнца, поскольку некоторая закрытость и настороженность японцев по отношению к другим народам не позволяла им раскрывать какие-то особенности своего национального колорита. Только совсем недавно, когда японские художники и дизайнеры стали самыми желанными гостями в различных западных Домах моды и дизайнерских бюро, минимализм японского стиля приобрел необычайную популярность. Актуальные дизайнерские находки в интерьере прилагаются рисунками в приложении к статье (рис.1,2,3,4,5).

Рис.1.

На самом деле приверженность к оформлению в японском стиле своего жилища – скорей дань моде, чем реальная потребность в таком дизайне.

Все дело в том, что для японцев дом имеет очень большое значение, в котором они находят спокойствие и защиту. Вследствие природных катаклизмов: тайфунов, землетрясений и цунами, жители Японии привыкли приспосабливаться к сложившейся ситуации и выживать при различных обстоятельствах. Древние японцы не стали спорить с природой, а решили с ней дружить. Так появилось жилье, гармонирующее с открытым пространством, ограниченное опорными столбами, приподнятый над землей деревянный настил, двускатная соломенная или черепичная крыша. Стен в нашем понимании японское жилье не имело. Зато такое жилье не мог разрушить ни один тайфун. Ветер лишь клонил домики, как траву. Внутрь свободно проникало солнце, что позволяло обходиться без каких-либо осветительных приборов.

Современного человека все чаще охватывает желание чистоты и совершенства, появляется тяга уйти от перегруженного вещами мира, погрузиться в состояние покоя и гармоничной пустоты. К сожалению, сегодня обжитой дом часто забит вещами, давно не радующими глаз и душу – их просто жалко выбросить. Устав от бессмысленных перестановок и изнуряющей уборки в лабиринтах заставленных мебелью комнат, вдруг понимаешь, что ты уже почти созрел для минимализма – стиля пустоты, воздуха и света.

Рис.2.

Несмотря на предельную лаконичность форм, простые правильные линии, полное отсутствие декора и ясность композиции, этот стиль может быть легкомысленным и беспечным, как летняя поляна, или бескрайним и влекущим, как ночное небо. А если душа требует неторопливой гармонии и открытого пространства для медитаций, минимализм дает возможность построить свой мир по законам японского интерьера.

 Попадая в традиционный японский дом, поначалу чувствуешь некий дискомфорт от незанятого пространства. И только потом начинаешь понимать, что все здесь пронизано глубочайшей философией, основанной на древнейших восточных учениях о постижении Истины через внутреннюю сосредоточенность, не терпящей суеты. Поэтому в японском доме минимум мебели и других предметов быта, минимум декора, минимум всего, что занимает место и распыляет внимание. В нем категория красоты переходит в категорию пустоты (югэн), но пустоты обдуманной, неслучайной. Но эта пустота обманчива. Она лишь подчеркивает очарование того немногого, но истинно прекрасного, что есть в доме, отдает предпочтение внутреннего изящества вещей их внешнему великолепию. Каждая вещь в японском интерьере уникальна, и не только своими художественными достоинствами, а потому, что сделана руками мастера. Она становится тем самым бесценным произведением искусства, которое японцы называют "мэйбуцу" и которой отводят самое почитаемое место в доме. А какое место в доме наиболее почетно? Безусловно, это некий алтарь, к которому устремляются все помыслы и мечты обитателей дома. В японском доме – это токонома: высокая ниша в стене, слегка приподнятая над уровнем пола, в которую помещают самое дорогое и прекрасное – мэйбуцу. Мэйбуцу может быть вдохновенной икебаной, драгоценной куклой или простой керамической вазой – да чем угодно – главное, чтобы эта вещь согревала своим теплом, потому что она является единственным украшением комнаты и центром притяжения, придающим композиции законченный вид.

Рис.3.

Средневековый японский дом – это открытое пространство, ограниченное лишь опорными столбами, где отсутствуют стены, и где пейзаж является естественным продолжением интерьера. Поэтому и стиль, основанный на этих традициях, предпочитает натуральные природные цвета: теплые оттенки опадающей листвы, земли, травы. Здесь, как и в саду, много дерева с его живой корой и замысловатыми сучками. Уют и тепло создают бамбук, лоза, солома, рисовая бумага. В природе редко встречаются "вылизанные" новенькие "вещицы", поэтому камень в японском интерьере неровный и бугристый, а металл – матовый или покрыт патиной (причем, иногда не от старости, а благодаря высоким технологиям). Принцип традиционной японской эстетики Саби утверждает, что прекрасно лишь то, что имеет неповторимое лицо. Причем неповторимость вещи может быть понятна только живущим в доме (а японская философия строит дом в первую очередь для его обитателей и не рассчитывает на случайных гостей), поэтому бабушкина этажерка, на которой в детстве стояли Ваши любимые сказки, более ценна, чем новая, купленная в модном салоне. Ведь ей можно любоваться и вспоминать.

Желающим построить свой дом по японским законам, есть над чем задуматься. Возводить дом без стен и мебели – вряд ли кто решится. Японский интерьер может быть очень функционален и практичен, если не пытаться механически перенести его в свой дом, а творчески переосмыслить в соответствии с нашими привычками и условиями. Причем не всегда он требует больших затрат – скорее, свежего взгляда на привычные вещи.

Рис.4.

Первая задача – расширить пространство. Даже те квартиры, которые считаются у нас элитными, "нарезаны" на комнаты и комнатушки. Поэтому любое серьезное переоборудование жилища разумный новосел начинает со сноса стен и перегородок, тем самым создавая в своем доме не комнаты, а функциональные зоны, разделенные легкими мобильными перегородками, разными фактурами отделки стен, локальным освещением. Японский стиль условно делит пространство, используя занавеси и ширмы. Выполненные из самых современных материалов, которые отталкивают пыль и не выгорают на солнце, они придадут пространству легкость и прозрачность. Но японский стиль ни в коем случае не лишает человека возможности уединиться и предаться размышлениям. Для этой цели японцы чаще всего используют седзи - затянутые рисовой бумагой или забранные матовым стеклом панели, разделенные на ровные клеточки деревянными планками. Конструкция эта достаточно легкая, пропускает свет, ее можно легко отодвинуть и, мгновенно покинув уютный уголок, оказаться в гостиной, где веселятся гости.

Полупрозрачные седзи играют еще одну очень важную роль в японском интерьере. Сложные тени, которые отбрасывают деревянные решетки-переплеты, плавный переход от сумрака внутренних покоев к залитым светом солнца просторам помещений с большими окнами создают, с одной стороны, призрачные и, в то же время, четкие границы. Свет в японском интерьере – это не просто освещение помещений, это часть композиции. Простые лампы накаливания, заключенные в рисовые и бумажные абажуры, создают мягкий и рассеянный свет, не бьющий в глаза, но подчеркивающий каждый элемент интерьера.

Рис.5.

Света в японском доме очень много. А мебели мало: диван, низкий журнальный столик, деревянная тумба или этажерка, которая вполне может играть роль токонома, низкая кровать или матрас на полу – футон. В пороге, коридоре и кухне в японских домах полы деревянные, тогда как в остальных помещениях на полу постелены плетеные маты (татами). Основными материалами для изготовления татами служат дерево и солома. Сначала сооружаются деревянные рамы, между досками которых потом натягиваются камышовые циновки. Новые татами имеют светло-зеленый цвет, со временем он становится рыжевато-коричневым. Главное, чтобы мебель была выполнена из природного материала, ведь гармония с природой – корень, из которого произросла не только конструкция, но и эстетика, и философия традиционного японского жилища. Паркет из бамбука, покрытие из растительного волокна – кокоса, болотного тростника – изысканные аксессуары в виде причудливо изогнутого корня или шкатулки из натурального камня расставят необходимые акценты в наполненном воздухом пространстве. Все вещи и домашняя утварь спрятана в шкафах (осиирэ), обычно встроенных. Таким образом, одна и та же комната может выполнять функции спальни, столовой и гостиной. Характерной приметой японского интерьера служит низкий столик с вмонтированным внутрь электрообогревателем (котацу). Нижняя часть стола накрывается стеганым одеялом, на которое кладется сама столешница. Люди греются, просунув ноги под одеяло. Для сидения за столом часто используются плоские подушки (дзабутон).

Ни один интерьер в японском стиле не обойдется без специфических украшений и сувениров. У входа в жилище часто помещается украшение, представляющее собой подобие бочонка из соломы, в который воткнуты ветки сосны и три соединенные вместе стебля бамбука. Эта композиция является символом долголетия и энергии. Рядом могут располагаться бумажные фонари в форме эллипса красного, желтого, белого цветов с нарисованными на них тушью иероглифами. Непременным обитателем дома в Японии является карликовое дерево (бонсай). Такая сосна или цветущая слива высотой в полметра навевает хозяевам мысли о бессмертии. На небольших столиках у стен будет красиво смотреться икебана (особым образом составленная композиция из цветов и растений). Также при желании рядом может располагаться коллекция оригами (фигурки различных животных, сложенные из цветной или белой бумаги). Стены помещений обычно ничем не украшаются. Но хорошим дополнением к уже созданному интерьеру послужат яркие бумажные веера и гравюры в стиле периода Мэйдзи.

Разудалой русской душе может показаться, что пустынное царство идеального порядка – это слишком скучно. Естественная простота является сущностью японского интерьера, к которой легко привыкнуть и которой трудно пресытиться. Идеальный восточный дом – это помещение, где, кроме пространства, фактур, света и нескольких очень точно найденных акцентов, царят созерцание, возможность расслабиться и углубиться в себя. Тем, кто не мыслит своей жизни без суеты, этот стиль не подходит. Поэтому современные версии минимализма смелее используют цвет, экспериментируют в поисках новых средств художественной выразительности. Так, известная в Европе и Америке французский дизайнер Селин Карбонель вносит в минимализм больше декоративности, больше цветовой культуры и эстетизма. В отношении форм минимализм последних десятилетий достаточно далеко ушел от скупой примитивной геометрии в сторону асимметрии и необычных запоминающихся образов.

 


Библиография

  1. Елисеефф В., Елисеефф Д. Японская цивилизация. – Екатеринбург, 2005 г.
  2. Мир по-японски. Сборник статей, под редакцией Г.Чхартишвили. – С.-Петербург, 2000 г.
  3. Япония.Карманная энциклопедия. Составители В.Я. Кофман, Н.Г.Рысин. – Москва, 2000 г.

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017