№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 14 - Приложение Июль 2006

Дизайн


 Усенюк Светлана Геннадьевна

магистрант УралГАХА
Научный руководитель: кандидат искусствоведения, доцент Гарин Н.П.

СИСТЕМНЫЙ ВЗГЛЯД НА ИНДУСТРИЮ ТУРИЗМА


 Всего-то и нужно, что замечать детали
и как они складываются в систему...
Когда ты поймешь всю систему в целом,
ты сможешь экстраполировать будущее.

Ч. Паланик

 

Обладая колоссальными туристскими ресурсами, мы пока беспомощны в их использовании: ни живописные ландшафты, ни культурная самобытность сами по себе не дают прибыль (цель и причина организации любой индустрии). Отсутствие индустрии туризма как таковой объясняется отсутствием адекватной методики использования имеющихся ресурсов. Но методика как совокупность приемов, способов действия не возникает сама по себе, а является органическим продолжением грамотной «стратегии предпринимательства» [7].

«Туристская привлекательность, как это не покажется странным, во многом рукотворное качество. Если только уповать на природные факторы – на солнце, теплые воды, «ясные» дни, то мы никогда не вырвемся из своей туристской отсталости. Нужно делать упор на содержательную сторону туров, на программы отдыха, разрабатываемые специалистами, знающими психологию отдыхающих, закономерности социального поведения в свободное время, объективные рекреационные потребности, которые чаще всего сам человек и не осознает, умеющих определить и измерить аттрактивность ресурса, способных разрабатывать по законам драматургии сценарии отдыха. А туристский ресурс есть всюду. Только его нужно уметь выявить, оценить, определить степень привлекательности для различных категорий потребителей и поставить на службу…» (Игорь Зорин, ректор Российской международной академии туризма; выдержка из тезисов доклада на межрегиональной научно-практической конференции в г. Дмитров; курсив мой). Акцентируя внимание на символическом капитале туристской отрасли, Зорин подчеркивает необходимость целостного, системного взгляда и далее справедливо отмечает, что таковой отсутствует «на самом верху» – при формировании государственной политики в рекреационной сфере и в ее законодательном обеспечении. Но самая значимая фраза – о специалистах – расплывчато-обтекаемая формулировка, не дающая четкого ответа на вопрос кто? Это больше похоже на предчувствие, ожидание пришествия какого-то мифического профессионала, с легкостью решающего назревшие проблемы. Очевидно, что потребность в такого рода специалистах вызвана неспособностью снять противоречия традиционными методами. С позиции туристической отрасли, новых работников необходимо взращивать с нуля, держа на особом «синтетическом питании», синтетическом в прямом смысле – объединять для изучения различные гуманитарные науки, «заточенные» под нужды туристической индустрии. При этом само появление таких специалистов не дает гарантию решения проблем, ведь, по сути, это очередная разновидность «человекоориентированных» профессий без выхода на предмет, на материальную составляющую туризма. Итак, перечень требований «must have», выдвигаемых туристической отраслью:

- цельность видения → системность;

- настрой на решение проблем, снятие остроты, противоречий;

- выход на предметное наполнение;

- формирование нового типа товара (символический капитал).

Знание психологии, определение потребностей, оценка и проектирование аттрактивности, разработка сценариев – «штрихи к портрету» профессии дизайнера. Дизайнер обладает способностью органично влиться в команду, более того, именно в его силах установить внутренние связи, объединить элементы в единую систему. Помимо внутренней организации отрасли, системный подход обеспечит взаимодействие смежных отраслей, к примеру:

- туризма и науки («...отрасль развивается «вслепую», без необходимого научного обеспечения…» [5]);

- туризма и культуры («…не отработаны четкие условия взаимодействия, зачастую строятся на основе конкуренции, а не партнерства…» [Там же]).

Предваряя попытку системного взгляда на индустрию туризма, попробуем разобраться, что представляет собой традиционный подход и так ли он плох, «как его малюют». Понятие «традиционный» весьма условное, вводится для обозначения ситуации «здесь и сейчас». Существующий подход обладает неоспоримым достоинством: он изначально интегративен, т.е. ориентирован на синтез различных наук, каждая из которых «отвечает» за свой фрагмент, свою «область компетенции».

Но проблема синтеза не решена, фрагментарность становится «камнем преткновения», непреодолимой преградой. Более того, отсутствует эффективный способ объединения данных, полученных из экономики, психологии, географии и т.д. Концептуальная несогласованность порождает «стихийность освоения». В результате, мы получаем лишь «точечные ареалы оживления» вместо единой мощной сети региональных туристических комплексов. Традиционная «комплексная программа развития туризма» основывается на следующих подходах [6]:

Базовые: рекреационный; экономический; маркетинговый.

Комплексные: межотраслевой (рекреационный + экономический); инвестиционное проектирование (межотраслевой + маркетинговый).

Анализ базовых подходов позволяет выявить их недостатки. Взаимосвязь между содержанием и препятствиями к применению четко прослеживается при сведении данных в следующую таблицу. (Приложение 1).

В процессе разработки туристической программы эти подходы применимы только в сочетании, но проблема в том, что это сочетание носит чисто механический характер: по сути, микс, «сборная солянка» из разнородных данных, не имеющих точек соприкосновения и четких перспектив взаимодействия. Но даже при возможном согласовании отсутствует связь с предметно-пространственной средой – о ней словно забывают. Отсутствие целостности и есть главный недостаток традиционного подхода.

Системообразующий дизайнерский подход ориентирован на обеспечение эффективного взаимодействия между существующими методиками – связь, действие, протяженность, событие становятся доминантами системы. Механистичность просто неуместна; составление любой программы приравнивается к режиссерской работе – те же роли, примы, плановость, эпизоды, массовка.… Некоторая театральность при разработке органично сочетается с общим характером индустрии: туризм как продажа впечатлений. Важна целостность процесса проектирования: «проживание», проведение последовательно через все стадии – от дизайн-концепции до продуманной утилизации – полный цикл системы. На каждом этапе возможно выделение «своего» фрагмента для детальной разработки без ущерба для целостности системы (ведь нам уже известны ее границы и законы построения!).

Как уже было сказано, принципиальное отличие системного подхода – в цельности видения. Предпосылка возникновения – необходимость организации и функционирования сложных объектов (по строению, по связям с другими объектами).

Для демонстрации, наглядного вскрытия внутренних «шестеренок», ответа на вопрос как это работает? предлагается взять изначально целостную среду, новое неосвоенное в рекреационном плане пространство. Географически регион определяется четко – Север, 68% территории России. Статус «типично экстремальной среды» предполагает необходимость нормализации неблагоприятных условий, снижения остроты противостояния человеку. Это сродни проектированию жизни на Марсе! Уникальная возможность выстроить модель нового образа жизни, продиктованного самой средой, «чистый эксперимент». Важно: дизайн-проект – уже не абстракция, но еще не реальность!

 Существование по принципу «необходимо и достаточно» – реальный пример согласованного, экологически разумного уклада жизни коренных народов Севера. Экстрим – неотъемлемая часть сложившейся монокультуры, основа и источник ее развития. Слово экстремальный в значении предельный уже содержит указание на крайнюю степень экспрессии, угрозы, опасности. Предел как точка отсчета. Перефразируя Кена Кизи в романе «Песня моряка», можно сказать, что не только Аляска, но и Север в целом – «это конец, финал... Последний рубеж мечты пионеров... После – идти уже некуда». За понятием предела следует отсутствие альтернатив. Нам, как представителям поликультуры, возможность выбора представляется неотъемлемой частью полноценной жизни; так, ненецкий обычай есть сырое мясо, макая в еще теплую подсоленную кровь оленя, кажется нам проявлением дикости, варварства, отсталости! Но в рационе ненцев мясо и кровь – основные (а большую часть года и единственные) поставщики витаминов и микроэлементов. Иными словами, такое питание – единственный способ выживания! Любое, даже малейшее, нарушение устоявшегося образа жизни вносит раздрай, разлад; здесь вряд ли возможно органичное встраивание новых элементов – любой из них изначально чужероден. Взгляд на ситуацию извне: если мы соберемся поехать туда работать, отдыхать, жить, «нам эти правила и нормы придется выполнять так же, как приходится надевать скафандр, когда на большой глубине ремонтируешь батискаф». [3] В дизайне культура становится «показателем меры власти человека над природой» [2, с. 61]. Для ясного представления различий между моно- и поликультурой можно представить кристаллическую решетку твердого тела (узлы, четкая длина связей, постоянные свойства) и текучую молекулярную структуру воды. Аналогия с химией дает четкое понимание характера взаимоотношений: растворение, размывание – вот что грозит монокультуре. В конечном счете, при наличии 2-х «несмешиваемых ингредиентов» дизайн направлен на создание, «амортизирующей прослойки», новой культуры! (Приложение 2)

Помимо «интереса первооткрывателя», следует отчетливо осознавать то, что развитие внутреннего и въездного туризма в регионах «с малой и снижающейся заселенностью позволит стабилизировать или даже увеличить региональную численность населения; проблема заселенности территорий – «номер один» в комплексе демографических проблем России…» [4] Возвращаясь к вопросу о системности, выделим особенности индустрии туризма как системы. Общее понятие системы – комплекс необходимых и достаточных элементов, находящихся в устойчивой взаимосвязи и взаимодействии и составляющих единое целое [2].

Индустрия туризма как система:

- представляет собой один из самых высоких уровней организации профессиональной деятельности;

- включает значительное количество элементов, которые не только взаимосвязаны, но и взаимодействуют, причем связь реализуется через последовательные фазы: - анализ и формирование (товара, туристического продукта);

- материализация и потребление (специфика туристической отрасли – неразрывность производства (материализации) и потребления);

- имеет разветвленную открытую структуру (т.е. допускает выделение иерархических уровней («слоев») исследуемых элементов и постоянный прирост и развитие). Именно на этом свойстве основывается предлагаемый метод слоев (см. Приложение 3).

Всё разнообразие турпродуктов Северных Территорий можно объединить в 3 группы:

1) Ландшафт (все, что связано с природой).

2) Живая культура (люди – коренные народы: быт, обычаи, традиции (праздники)).

3) Материальные и нематериальные объекты культуры («рукотворные» достопримечательности (памятники, музеи и пр.)).

На данном этапе все это – ресурсы, возможности, потенциал. Базовый слой на карте.

 Каждый тип ресурсов рассматривается по следующим критериям:

- географическое положение;

- туристские возможности (факторы действия), которые подразделяются на материальные и символические (мифы, легенды, впечатления);

- факторы противодействия (экстрим).

Следующим шагом становится построение сети коммуникаций, как физических (транспорт), так и иных видов связи между выявленными очагами туристских возможностей. Для потребления турпродукта в целом или отдельных услуг потребитель (турист) должен быть доставлен в места производства туристского продукта или отдельных его услуг. Именно поэтому одним из важнейших критериев в оценке рекреационного потенциала территории является её транспортная доступность. Продолжая послойный анализ – каждый район имеет определённое количество «слоёв доступности» (доступен для определённого вида транспорта (от самолёта до снегоступов). Отсюда – проектирование транспортного слоя, а не отдельного средства передвижения! Итогом этапа послойного анализа станет сборная карта региона, «слоеный пирог», самые вкусные участки которого – районы концентрации туристической ценности. Структурировав территорию, мы получим своеобразную координатную сетку – с узлами, опорными точками – рамки проектирования (понятие рамки – безоценочно).

Основная цель системного дизайна не решение конкретных прикладных задач, а разработка и реализация общих дизайнерских методов [2]. Более того, «эстетика системного дизайна состоит не в том, чтобы развешивать на дереве искусственные цветы, – они не приживутся… Для дизайна систем как раз оно (дерево) и является объектом труда и подлинно эстетическим объектом. Для того чтобы оно расцвело, требуется производить не внешние псевдоэстетические манипуляции, – нужно, продолжая аллегорию, вскапывать землю, вносить удобрения, уничтожать вредителей и т.д.» [1]

Системный взгляд на индустрию туризма – лишь предложение способа видения. Но то, что открывается нам, превосходит самые смелые ожидания!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Анализ базовых подходов к разработке туристских программ

название подхода содержание недостатки
рекреационный выявление рекреационного потенциала (товара): оценка ландшафтного комплекса; определение состояния экологии местности, памятников истории и культуры, инфраструктура туризма, действующие туристские маршруты, предполагаемые новые маршруты. отсутствие ориентации на экономическое обоснование,существенные объемы исследовательской работы без четкой стратегии применения результатов.
экономический экономическая оценка потребительских свойств рекреационных ресурсов, историко-культурного наследия, состояния материально-технической базы исследуемых объектов; экономическое обоснование маршрутов. сильная зависимость от исследовательской базы, сухость и «механистичность» (сведение к подсчету прибыли и издержек), тенденция доминирования в сфере туристского бизнеса – «подмять под себя», подчинить остальные методы разработки туристского продукта (маршрута).
маркетинговый анализ сегментов туристского рынка. подчинение экономическому подходу, выраженная вторичность; экономическое обоснование как причина, а не следствие.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Варианты "диалога культур"

1) стихийный процесс


 

2) спроектированный процесс


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Схема формирования товарной ценности

 
 


Библиография

  1. Азрикан Д.А. Черты системного объекта дизайна // Техническая эстетика №9, 1979.
  2. Валькова Н.П., Грабовенко Ю.А. и пр. (под ред. Кагана М.С.) Дизайн: очерки теории системного проектирования. Изд. Ленинградского университета, 1983 г.
  3. Галецкий В. Критическая апология мультикультурализма // «Дружба Народов» №2, 2006. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/druzhba/2006/2
  4. Зорин И.В., Лаверов Н.П., Некипелов А.Д. Опыт системного взгляда на государственную политику в области туризма. Доклад на «круглом столе» в Совете Федерации на тему «Совершенствование законодательного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области туризма»; 28 февраля 2005 г. – Режим доступа: http://rmat.ru/2005/09/27/doklad.html
  5. Зорин И.В. Проблемы и перспективы развития внутреннего туризма. Тезисы доклада на межрегиональной научно-практической конференции; г. Дмитров, 21-22 апреля 2005 г. – Режим доступа: http://rmat.ru/2005/09/27/problemy-i-perspektivy-razvitiya-vnutrennego-turizma.html
  6. Исаев В.А. Комплексные региональные программы развития туризма в России – Менеджмент туризма: Экономика туризма: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2004. – с. 120-127.
  7. Глазычев В.Л. Ресурсы развития Севера – стратегии кооперации. Тезисы доклада на международной научной конференции "Северный регион: стратегия и перспективы развития", г. Сургут, май 2003 г.

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017