№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 14 - Приложение Июль 2006

Дизайн


 Молокова Ксения Владимировна

магистрант УралГАХА Научный руководитель: кандидат искусствоведения Салмин Л.Ю.

ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРНО–ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ СЕВЕРНЫХ НАРОДНОСТЕЙ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (Тезисы)


На сегодняшний день актуальна проблема противоречия современной и традиционной культур на территории Западной Сибири.

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра занимает центральную часть Западно-Сибирской равнины. Помимо того, что он является основным нефтегазодобывающим регионом мира, это еще и историческая родина аборигенного населения ханты, манси, лесных ненцев (всего около 22035 человек). Это 2% от общей численности постоянного населения округа.

По словам кандидата географических наук Ю.Н.Голубчикова, «многие народы сумели выжить и жить лишь благодаря труднодоступности мест, куда оказались оттесненными более агрессивными соседями. Еще их предки утверждались на земле не благодаря победе над другими, а умением жить там, где другие не могут» [1].

Но времена меняются и отступать больше некуда. Рост промышленности на территории проживания северных этносов, появление городов и рабочих поселков, быстрое увеличение пришлого населения, ошибочная ассимиляционная политика недавнего прошлого – все это в совокупности оказывает негативное воздействие на все стороны жизнедеятельности коренного населения, что ставит под угрозу уникальную культуру, которую на протяжении многих лет и по сей день северные народы грамотно выстраивают.

Трансляция в СМИ пришлого населения как сильного и заботящегося о младшем имеет односторонний вектор, направленный на самих себя. Такое взаимопозиционирование культур некорректно. Ведь это принципиально разные ментальности, развивающиеся в параллельных пространствах. Наше мышление не способно руководить, оценивать и тем более учить людей с иным сознанием. Миф о современном «рациональном мышлении» постепенно изживает себя, отказывается работать в городской среде. Он становится разрушительным по отношению к экологии и личности человека. Все чаще наши поступки обусловлены рационалистическим клише и имеют саморефлексивный характер. Невольно возникает вопрос: чье мышление рационально?

Традиционная культура северных народов внутренне целостна, со своей пластикой, языком и системой кодов. В их традиции нет ничего лишнего и тем более вредящего природе, все четко выверено и отвечает функциональным потребностям человека. По образному выражению Л.Н.Гумилева, это не «дети», а «старики» человечества, существенно растерявшие свои силы под напором более молодых и агрессивных соседей. Они в полной мере владеют той техникой быта, без которой невозможно выжить и жить в экстремальных условиях, наладить разумную эксплуатацию природных богатств этих территорий.

Скорее их мышление научит и защитит нас в будущем. Но только при разумном развитии потенциала взаимодействия этих двух культур. Отсюда вытекает проблема тактичного отношения городского жителя к «другому» – к людям вне своей культуры. Ослеплённость своею «развитостью» и «правильностью» не позволяет увидеть своеобразия и богатства культуры коренных жителей югорской земли.

Как найти ту невидимую герметичную оболочку, но не для того чтобы «спасти», а чтобы укрепить? Наверное, увидеть эту границу «мы - они» не выйдет. Ее нужно прочертить каждому в своем сознании и поведении самостоятельно, осознавая, что земля, на которой мы живем, одна.

Одним из самых доступных и распространенных способов передачи и восприятия информации являются средства массовой информации. Они дают наглядное представление для массового распространения посредством газет, журналов, кино и телевидения.

Развитие сети печатных и электронных СМИ, постоянное увеличение их количества и тиражей создает благоприятные условия для обеспечения конституционного права жителей округа на получение оперативной и достоверной информации.

По данным на 2005 год на территории Ханты-Мансийского автономного округа –Югра вещает около 80 телевизионных, радио- и телерадиокомпаний. Издается 123 газеты (87 общественно-политических, 34 рекламных, 2 на национальном языке), 4 журнала [2].

 Основным потребителем является городское население округа. Больший процент информации политического и социального характера. Основные рубрики: городские новости, политика, экономика, право, экология, информация о малочисленных народах севера.

Процентное соотношение специфики информации соответствует количеству городского и коренного населения. Но насколько эффективна и доступна эта информация?

Для создания эффективной модели культурно-экологического позиционирования необходим принцип комплексного взаимодействия всех составляющих СМИ. Объединение каналов коммуникации внутри региона с целью формирования четких и ясных задач, вариантов их решения. Одной из первостепенных задач является создание той «герметичной оболочки», которая обеспечит тактичное восприятие северного этноса как самодостаточной и полноценной культуры.

Для того, чтобы информация была востребованной, ее необходимо дифференцировать в зависимости от уровня запросов потребителя.

Следует проводить маркетинговые исследования до тех пор, пока не будет ясного представления – какая, сколько и в каких условиях она будет воспринята. И уже после этого средствами дизайна находить форму, материал и графический язык текста, для того, чтобы воссоздать традиционную культуру в новом цикле развития.

 


Библиография

  1. Голубчиков Ю.Н. Климатические пояса и природные зоны в жизни народов / Ю.Н.Голубчиков // География (ПС). – 2004. – №24. – С.8
  2. www.admhmao.ru .Информация предоставлена Комитетом по средствам массовой информации ХМАО-Югра

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017