№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 14 - Приложение Июль 2006

Архитектура


 Фёдорова Наталья Юрьевна

магистрант УралГАХА Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор Симиненко В.И.; кандидат архитектуры, доцент Винницкий М.В.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВОЗВЕДЕНИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ В РОССИИ (Тезисы)


В начале XX в. в силу известных обстоятельств проектирование и строительство православных храмов было прекращено. Преемственность в проектировании культовых объектов была нарушена. Начиная с середины 80-х годов XX столетия и по настоящее время наблюдается бум строительства православных храмов, который сопровождается возрастающим интересом к культовой архитектуре. Отсутствие опыта и багажа знаний в области современного храмового зодчества приводит к копированию православных храмов прошлого в условиях настоящего, а также к поиску новых направлений православного храмостроения.

В настоящее время нельзя выделить одно преобладающее архитектурное направление, поэтому невозможно однозначно предложить конкретный архитектурный стиль, уместный для проектирования культовых зданий. Так же трудно предположить, как бы выглядели современные православные объекты, если бы их строительство не прерывалось на столь долгий срок. Возвращение к русско-византийскому стилю, на котором остановилось развитие православной архитектуры в начале XX в., кажется вполне логичным. Однако любая архитектура, в том числе и православная, должна выглядеть современно, соответствовать духу времени. За последние 70 с лишним лет архитектурный язык во всем мире сильно изменился. Развитие русского православного зодчества «законсервировалось» на дореволюционном этапе. Это побуждает архитекторов на творческие поиски, порой очень дерзкие.

Границы исследования охватывают следующие федеральные округа: Центральный, Северо-Западный, Поволжский и Уральский, т.к. для них характерно наличие архитектурных школ и финансовых возможностей. Вышеперечисленные факторы объясняют значительную активность храмостроения в данных регионах.

Методика исследования основана на сравнительном анализе объемно-планировочных решений, стилевой окраски, средств архитектурной пластики; включает в себя сбор материалов по современным православным храмам на территории названных выше регионов.

Рассмотренный материал позволил выделить следующие направления в современном православном храмостроении:

I. Воссоздание объектов, утраченных в прошлом, в максимальном приближении к исходной форме, материалу, а также внутреннему убранству. К их числу можно отнести Храм Христа Спасителя в Москве.

II. Копирование образцов прошлого при строительстве культовых объектов с использованием аналогов, которое сопровождается нарушением представлений о хронологии и древности храмов, а также умаляет значимость памятников архитектуры прошлых веков. Истоки этого направления можно искать в неудовлетворенности заказчиков творческими поисками современных архитекторов. Здания, спроектированные в рамках данного направления, уподобляясь хорошей реставрации, сбивают зрителя с толка, заставляя поверить, что перед ним памятник архитектуры, но никак не результат деятельности зодчего-современника.

III. Стилизация, т.е. проектирование и строительство на основе переосмысления опыта прошлого. В данный момент это доминирующее направление, которое движется по пути упрощения традиционных православных архитектурных композиций и отказом от деталей, что связано с требованиями технологичности. Особенно остро ощущается лишение храмовой архитектуры некой «рукотворной одухотворенности», которую ей придавали лепнина, изразцы и проч. В соответствии с развитием инженерной и конструкторской мысли, новые храмы получают пластиковые окна, покрытия из нитрида титана, купол из металлокаркаса, керамогранит в качестве отделочного материала. Меняется характер вертикальных ограждений. Поверхность стен прорезается огромными витражами, что не характерно для православной традиции. Также не характерно для культовых объектов использование таких средств коммуникации как лифт. Современное инженерное оборудование требует дополнительных помещений, что ведет к изменению функциональной схемы плана. Данное направление особенно активно развивается на тех территориях, где ранее культовые объекты отсутствовали. В этом случае у местных жителей еще не сложились четкие представления об облике православного храма в их приходе. Это дает возможность архитектору более свободно оперировать с формой и композицией будущего объекта.

IV. Трансформация объектов светского назначения в культовые сооружения. Необходимо отметить, что это явление временное и вынужденное;

V. Новаторство в области поиска новых форм и стилей в культовой архитектуре. Данное направление можно считать отголоском постмодернизма. В случае предложения композиционных решений, не характерных для традиционной храмовой архитектуры, проектировщик не всегда находит понимание со стороны заказчика. Несмотря на это творческие поиски новой архитектурной выразительности продолжаются;

VI. Появление мемориальных храмов-памятников, которые наделяются дополнительными общественными функциями.

На основании изученного материала можно сделать вывод о том, что в настоящее время в храмовом православном зодчестве идет творческий поиск нового направления, соответствующего представлениям об архитектуре XXI века. Как правило, общие объемно-пространственные решения современных построек укладываются в известные традиционные схемы, но наблюдаются попытки выйти за рамки привычных представлений о культовой архитектуре. Необходимо отметить, что поиск новой образности нужно вести очень корректно, т.к. в православной архитектуре применяется симеотический подход, предопределяющий построение объекта.

Мастерство современного архитектора, занимающегося проектированием православных объектов, складывается из багажа знаний православных архитектурных традиций, лучших образцов храмового зодчества, православной символики, а также процессов, протекающих в культовых зданиях. В конечном итоге это должно выразиться не в копировании уже существующих форм, а в их переосмыслении и умелом применении в архитектурной практике. Традиции не мешают зодчему реализовать свои представления о культовой архитектуре XXI в. Об этом свидетельствует развитие архитектурного облика христианских храмов других конфессий.

 


Библиография

  1. Афанасьев К.Н. Построение формы древнерусскими зодчими. – М., 2001. – 269 с.
  2. Косенкова Н.А. Принципы сохранения и преемственного развития православной архитектурно-градостроительной традиции региона (на примере Самарского Поволжья)// Автореф. дис. канд. арх. – Самара, 2003. – 15 с.
  3. Кузнецов С. Я. Православие и архитектура. – www.russia-hr.ru. 4. Христианское зодчество. Новые материалы и исследования / Отв. ред. И.А.Бондаренко. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 880 с.

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017