№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 14 - Приложение Июль 2006

Архитектура


 Токарев Евгений Александрович

магистрант УралГАХА
Научный руководитель: кандидат архитектуры, доцент кафедры ТИАД Конева Е.В.

ОБРАЗНОЕ ЗАИМСТВОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО АРХИТЕКТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ


Практически в каждый новый период развития архитектурной мысли появляется новый архитектурный стиль или направление, но, несмотря на широкие возможности творческой деятельности в их рамках, архитекторы периодически обращают свое внимание на красоту и изысканность классических стилей.

К сожалению, в течение последних десятилетий в архитектурном образовании очень мало внимания уделялось проектированию на базе классических стилей. В результате выросло несколько поколений архитекторов, которые получили недостаточные знания о проектировании сооружений в классических стилях. Однако спрос на такого рода проекты сегодня достаточно высок, поэтому архитекторы берутся за заказы, но далеко не всегда результаты их трудов оказываются успешными. Некоторые современные архитекторы для повышения эстетической ценности своих произведений используют метод заимствования образных структур существующих архитектурных произведений.

В этом случае образные структуры выступают в роли образца, а, как известно, образцы присутствуют в проектной и творческой деятельности постоянно. Они используются проектировщиками как «инструмент» на сознательном уровне и как составляющая «механизма» мышления и восприятия на подсознательном уровне. Во время восприятия происходит накопление и усвоение знаний о существующей архитектуре, принципах ее создания, стилях. Благодаря этому в сознании архитектора накапливается база образных элементов, которые в дальнейшем используются как образцы при формировании новых проектных решений.

В рамках процесса обучения архитектора достаточно подробно знакомят с историей архитектуры, при проектировании сооружений в определенном стиле логичным для него методом действий является изучение наиболее близких сооружений прошедших эпох и создание в сознании абстрактного образа стиля или направления, иногда на сознательном или подсознательном уровне. В процессе проектирования часть ранее существовавшего образа или образов переносится в новое сооружение и, смешиваясь с новой идеей, продолжает жить в интерпретации. Конечно, это нельзя назвать правилом, всегда есть исключения, но можно сказать, что при проектировании большинства сооружений образцы оказывают достаточно серьезное влияние на конечный результат.

 Так как влияние образцов на конечный результат проектирования значительно, то вполне закономерно перенести их применение на более высокий уровень сознательного использования. Для этого необходимо определить, какие бывают типы использования образных структур, в каких случаях возможно объективно изучить связи образных структур на основе уже воплощенных сооружений.

В ходе проводимого исследования было выяснено, что наиболее распространен тип заимствования, в котором автор сам выбирает "образцовое" произведение и на его основе строит новое сооружение. Во время работы архитектор излагает принципы выбора в пояснительной записке к проекту, сопроводительных и научных статьях концептуального характера. Ввиду этого данный тип заимствования достаточно просто поддается графическому, композиционному и другим видам анализа. Архитекторы используют этот метод, когда видят перед собой четкую цель, благодаря чему могут определить подходящий образец и на его основе разрабатывать проект.

Можно сказать, что существует ряд методов проектирования, в которых важную роль играет использование образов существующих произведений архитектуры, эти методы возможно характеризовать по сознательности действий, совершаемых над заимствуемыми образами.

В современной архитектурной практике существует большое количество достаточно удачных попыток воплощения интересных образных структур в новых произведениях, кардинально отличающихся от первоисточников по типологическому и функциональному назначению.

В качестве этих примеров можно привести следующие сооружения: Административное здание "Интеррос" на ул. Б.Якиманка, г. Москва (1995-1997), арх. Д.Бархин (рис. 3-4 ); особняк в Погорельском пер., г.Москва (1997-1999), арх. Д.Бархин; дом «Дипломат» в Погорельском переулке, арх. Д.Бархин г.Москва (1997-1999); дом на Новинском бульваре г. Москва (1999-2001), арх. Д.Б.Бархин (рис. 1-2).

Прообразом здания "Интерроса" на ул. Б.Якиманка (1995-1997), скорее всего, послужило здание Азовско-Донского банка архитектора Ф.Лидваля. Можно сказать, что заимствование образа производилось весьма творчески, на это указывает большое количество изменений в структуре сооружения относительно образца. За основу взята та же композиция фасада, что и у Ф.Лидваля, но детали значительно упрощенны. В центре композиции, как и у образца, используется четырехколонный портик, но тут колонны стоят попарно, возможно, это связано с использованием более приземистых пропорций или функциональным назначением сооружения. Используются колонны ионического ордера, но не такие, как в образце с каннелюрами на одну треть высоты. Несмотря на большое количество сомнительных деталей, это сооружение достаточно удачно вписывается в окружающую среду и в целом оставляет благоприятное впечатление.

 Другим, более современным, примером сознательного типа заимствования служит Дом на Новинском бульваре Д.Б.Бархина, основанный на том же образце, что и сооружение И.Жолтовского (см. рис. 1-2). Автор во время проектирования проводил обширный поиск образца для своего сооружения и в результате остановился на палаццо Капитанио А.Палладио. В целом автору удалось создать очень ценное с эстетической точки зрения сооружение, но и в этом произведении есть немало деталей, которые не соответствуют классическим канонам.

В ходе изучения этих и подобных сооружений было обнаружено, что чем более осознанно заимствование образа, тем больше сохраняется образная структура первоначального произведения, а детали подвергаются значительной интерпретации. В случае неосознанного заимствования чаще всего создается новый образ, использующий в своей структуре образные элементы существующих произведений архитектуры. Также можно отметить, что даже если архитектор допускает много не характерных для классической архитектуры деталей и решений, образ получившегося сооружения в целом все равно производит положительное впечатление.

Выявленные возможности связей между историческими образцами и современными сооружениями наглядно показывают не только потенциал успешного заимствования образов, но и доказывают, что такие связи значительно обогащают визуальную структуру сооружения и придают ей семантическую глубину, что крайне сложно достигнуть, используя только язык современных архитектурных форм.

На современном этапе развития российского зодчества важную роль в переоценке и восстановлении классических архитектурных ценностей может сыграть создание методик и методов использования образных структур в существующем процессе проектирования. Их использование в проектировании будет способствовать сохранению постепенно исчезающего архитектурного наследства. Кроме того, эти методы возможно использовать для обучения архитекторов научному подходу к применению аналогов в проектировании.




 

 


Библиография

  1. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования в системе архитектурного
    образования: Учеб. -метод. Пособие / Б.Г. Бархин. – М.: Стройиздат, 1969. – 222 с.
  2. Гурьев О.И. Композиции Андреа Палладио: Вопросы пропорционирования / О.И.Гурьев – Л .: Изд-во ЛГУ, 1984. – 120 с., илл. Библиогр. с. 119
  3. Иконников А.В. Художественный язык архитектуры /А.В. Иконников. – М.: Искусство, 1985. – 175 с.
  4. Коротковский А.Э. Основы архитектурной композиции / А.Э.Коротковский – Свердловск.: Полиграфист, 1974. – 111 с.
  5. Здание Азовско-Донского банка.  Режим доступа:
    http://www.encspb.ru/bigimage.php?kod=2929
  6. Loggia del Capitaniato. Режим доступа: http://palladio.ashmultimedia.com.
  7. Andrea Palladio. Режим доступа:
    http://intranet.arc.miami.edu/rjohn/ARC%20267/Palladio_2002.htm.
  8. Современная классика. Режим доступа:
    http://www.projectclassica.ru/m_classik/index_classik.htm.

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017