№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 14 - Приложение Июль 2006

Архитектура


Маргушин Александр Леонидович

кандидат архитектуры,
ведущий художник компании «Targem Games»,
Екатеринбург, Россия, e-mail: alex_inn@mail.ru

АНСАМБЛЕВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ ГОРОДА


Современное высокотехнологичное строительство, применение все новых и новых материалов, необходимость реконструкции и сноса старых зданий создают известные проблемы при формировании архитектурной городской среды. Стандартизация, типизация, рациональность форм в свое время не оправдали надежд ни архитекторов, ни обычных горожан. Крупные массивы жилья получались монотонными, снос старых построек в центральной части многих городов в угоду новой функциональности нарушал сложившуюся городскую среду, ее непрерывность, порождал ощущение дискомфорта. Но и долгожданная возможность индивидуального проектирования и строительства зданий, к сожалению, сегодня не всегда ведет к верному решению вопросов пространственной среды. На пике быстрого роста городов и реконструкции всего городского хозяйства назревает необходимость синтеза достижений социального и научно-технического прогресса с культурными традициями и устойчивыми человеческими ценностями. В этих вопросах появляется много разногласий, решать которые необходимо и возможно. Ансамблевый подход к проектированию и строительству зданий, к созданию современных типов сооружений, к поиску нового архитектурного языка видится выходом из сложившейся современной ситуации.

Для решения проблем архитектурной среды современных городов чаще всего указываются лишь отдельные способы достижения гармоничности: учет законов композиции и колористики, методы формообразования, построение кадров восприятия. Но действительный универсальный инструмент решения этих задач – соблюдение принципа ансамблевости, который является комплексным подходом. Многие из теоретиков и архитекторов-практиков настаивают на углублении понимания ансамбля не как формальной связи, но как содержательно-образного единства. С другой стороны, очень важно отметить, что ансамбль – это «живая» структура, формирующаяся во времени. Реальному процессу проектирования должен предшествовать исследовательский процесс, на основе результатов которого и будет создаваться проект нового сооружения или комплекса зданий. Основная цель исследования – выявление ансамблевого потенциала архитектурного пространства и определение путей его дальнейшего использования. Другими словами, чтобы на практике не отступать от принципов ансамблевого проектирования новых зданий в существующей застройке, в первую очередь надо изучить архитектурную среду, которая подлежит изменению.

Исходя из выше сказанного, актуально такое исследование архитектурного пространства, которое включает не только изучение его состояния на данный момент, но и которое поможет выявить специфику его развития и формирования, определить отличительные черты, присущие только ему. Анализ, основанный, по сути, на ансамблевом подходе к архитектурной среде, может иметь следующую структуру.

Первый этап – это поиск особых, общих, морфологических черт, характеризующих функциональную нагрузку, которую несет выбранное для исследования место городской застройки, для чего составляется историческая справка и рассматривается современное назначение входящих в застройку зданий. Такой материал позволит не забывать об исторической и культурной значимости существующей застройки и каждый раз, внося новые элементы, дополнять внутреннее содержание, обогащать уже созданный художественный образ. С большим вниманием необходимо относиться и к историческим памятникам, и к обычной застройке. Идея сноса старых сооружений не всегда способствует формированию гармоничной среды города с его социальными особенностями и устоявшимися культурными традициями. На этом этапе создается модель исторического развития и морфологическая.

Второй этап – разностороннее исследование существующей архитектурной среды.

Первое – развернутая характеристика стилей новых и старых зданий для определения стилистической направленности архитектурного пространства, что позволит выявить жанровое разнообразие и гармоничность сочетания стилей. В любом городе основным объектом реконструктивного вмешательства становится участок городской среды, который должен рассматриваться как целостная непрерывная ткань, имеющая не только уникальную историко-культурную, но и стилистическую подоснову.

Второе – изучение целостности организации архитектурного пространства. Для этого проводится анализ архитектурной композиции, то есть исследование композиционных принципов, масштабности и цвета, как важных ее составляющих. Данный вопрос рассматривается на основе подготовки графического материала. Именно он дает возможность выделить особенности объемно-планировочной структуры, проследить формирование композиционных осей, определить степень контрастности архитектурно-пространственных форм, гибкость и способность композиционной структуры архитектурного пространства к дальнейшему развитию и его возможной связи с композиционной структурой всего города. Графический материал может быть оформлен в виде объемно-планировочных схем с направлением основных композиционных планировочных осей и пространственных осей каждого сооружения, схем существующего и возможного развития архитектурного пространства, перспектив общего вида (в том числе и с «птичьего полета») и различных разверток. Фотоматериалы характерных видовых точек также помогут дать более объективную картину состояния требуемого участка городской среды. В рисунке силуэта выбранного архитектурного пространства всегда можно увидеть наличие реперных точек (архитектурных доминант) и их соподчинение с рядовыми элементами, а также определить масштабность, ритмический строй композиции, ее целостность. Уместно обобщение материала, дающего представление о доминантах рассматриваемого пространства, влияющих на формирование силуэта всего города. От системы композиционных связей зависят шкалы пространственных величин – «человеческие», соразмерные с человеком, и «сверхчеловеческие», порожденные современным транспортом, его габаритами и скоростями, а также стандартом норм безопасности жизнеобеспечения.

Третье – выявление ансамблевого потенциала архитектурного пространства, то есть рассмотрение его с точки зрения соотношения созданного единого художественного образа и смыслового единства. Процессы формирования исторических архитектурных ансамблей – это процессы достраивания и перестройки художественных знаково-информационных систем, возникших в предшествующие периоды. Особенно велика в этих процессах роль художественных задач, что наглядно проявляется в обусловленности композиции и формы структурой художественного образа, различными символическими смыслами. Здесь выявляются яркие индивидуальные черты архитектурного пространства и степень ансамблевого потенциала.

Результатом первых двух этапов исследования архитектурного пространства должны стать его модели: визуальная, графическая, композиционная, стилистическая, модель исторического развития и морфологическая.

Третий этап – формирование суммарной модели как основы для реального проектирования. Полученный объем фактического материала и выводы о состоянии данного места помогут определить характер архитектуры будущего сооружения. Когда появится модель конкретного пространства и будет виден процесс его развития, тогда максимально эффективно проявится талант и интуиция профессионального архитектора. Тогда акцент сместится от проектирования «красивой», «необычной», «штучной» архитектуры зданий в сторону создания индивидуальной, неповторимой архитектуры города, архитектуры, которая будет формировать образ целого архитектурного пространства, а значит, повысится качество архитектуры, качество архитектурной среды, имеющей такое огромное влияние на жизнь человека. Формирование архитектурного пространства с возможностью консонансного развития открывает путь для создания ярких архитектурных ансамблей.

Таким образом, при изменении архитектурной среды, строительстве новых зданий и сооружений в существующей застройке необходимо учитывать все анализируемые составляющие. Фактически они являются ансамблеобразующими элементами. Полученные в итоге исследования результаты исторического становления и современного развития любого архитектурного пространства помогут в дальнейшем избежать ошибок в его формировании. Организация четкой пространственной ансамблевой структуры поможет целостному единовременному восприятию реконструируемого архитектурного пространства. Знание исторически сложившегося характера места позволит создать новое сооружение в контексте морфологии существующей застройки, усиливая образ архитектурной среды и образ самого строящегося здания. Учет композиционных и стилистических особенностей архитектурной среды обогатит образное восприятие пространства, сохранит или усилит его смысловое единство. Важная композиционная составляющая – масштабность – должна повышать качественный статус архитектурного ансамбля. Создание новых элементов композиции должно идти не через формальный или произвольный выбор определения масштабной шкалы, а при учете «человеческого» масштаба архитектурного пространства. Любое архитектурное пространство на каждом этапе своего формирования должно иметь потенциал дальнейшего развития как на своем камерном уровне, так и на уровне пространственно-планировочной градостроительной структуры, а это под силу лишь ансамблевому пространству. В современных условиях, когда процессы урбанизации набирают скорость, ансамблевое пространство должно быть способно к изменению, росту, быть открытой системой для дальнейшего развития. Открытость должна осуществляться и в пространстве, и во времени. Каждое время вносит в структуру и облик архитектурной среды свои идеалы и черты стиля. Конечная цель развития – создание системы ансамблей в структуре городской среды.

Обобщать и жестко регламентировать методы, принципы формирования архитектурной среды трудно и нецелесообразно. За любым обобщением здесь стоят многообразие и изменчивость конкретных ситуаций, в чем-то всегда неповторимых. А значит, каждый конкретный случай требует глубокого изучения исторической и градостроительной ситуации и создания такой архитектуры, которая усиливала бы существующий образ городской застройки и была готова выдержать любые будущие перемены. Предложенный метод призван помочь архитектору-практику держать под контролем многообразные составляющие архитектурной среды, видеть связь старых и новых архитектурных объектов как внутри изменяемого или реконструируемого пространства, так и на уровне всей городской среды. Этот метод не отрицает возможность ни частичного, ни кардинального изменения среды. Такой подход не даст архитектору совершить типичные ошибки, которые часто случаются при современном строительстве, и позволит сохранить ансамблевый потенциал любого городского архитектурного пространства.

 


Библиография

  1. Архитектурный ансамбль как форма реализации синтеза. Cб. науч. тр. Под ред. И.А.Азизян, Л.И.Кирилловой – М.: ВНИИТАГ, 1990. – 127 с.
  2. Иконников А.В. Архитектурный ансамбль. // Новое в жизни, науке, технике. Серия: Строительство и архитектура; №3 – М.: Знание, 1979. – 48с.
  3. Иконников А.В. Историзм в архитектуре. – М.: Стройиздат, 1997. – 559 с.
  4. Каплун А.И. Стиль и архитектура. – М.: Стройиздат, 1985. – 232 с.

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017