№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 14 - Приложение Июль 2006

Архитектура


 Кочнева Мария Аркадьевна

магистрант УралГАХА Научный руководитель: кандидат архитектуры Винницкий М.В.

ПРОБЛЕМА ТРАНСФОРМАЦИИ БИБЛИОТЕКИ В ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ И ОБЩЕНИЯ (Тезисы)


За последние десять лет понятие такой типологической архитектурной единицы как библиотека существенно изменилось. В связи с общедоступностью электронной информации, безграничной по объему, мобильной и удобной в использовании, значимость библиотеки, как источника уникальных знаний, уменьшается. Были проведены социологические исследования, показывающие, что в европейских странах наблюдается сокращение числа пользователей библиотек. Это говорит о том, что необходимо создать информационное пространство нового типа. Пространство более привлекательное для современного человека, то есть предлагающее ему качественно новые услуги и представляющее собой центр коммуникации. Архитектор должен предоставить посетителю возможность обрабатывать информацию всех видов и делиться ею.

Архитектура библиотеки, а именно пространственная организация, планировка, композиционные принципы, до последнего времени развивалась довольно статично. Существенным изменением явилось появление в середине 20-го века открытого типа библиотеки. В такой библиотеке читатель имеет прямой доступ к носителям информации, соответственно изменилась схема функциональной организации библиотечного здания.

На данный момент по всему миру появляются новые библиотеки, так или иначе учитывающие современные информационные технологии, но при этом не существует четкого понимания структуры современной библиотеки, определений новых ее видов, и всесторонне продуманных архитектурных решений информационного пространства. Соответственно, архитектору необходимо разработать основные принципы, определения и указания по проектированию такого пространства. При этом необходимо учитывать уникальность библиотеки в ряду других общественных зданий. Она несет колоссальную культурную значимость, является одним из последних оплотов традиционных ценностей и одновременно, несет самые передовые мысли и идеи. Также уникальность библиотеки – в ее публичности, она включает посетителя в мировой информационный поток бесплатно.

Для привлечения посетителей, стимулирования общения между ними практически во всех современных проектах библиотечных зданий наблюдается тенденция к совмещению функций музея, театра (кинотеатра) и библиотеки в одном здании. Получается своеобразный центр образования и культуры. Так, теперь в библиотеках появилась возможность не только получать информацию, но и работать с ней. Из места хранения труднодоступной для посетителя информации библиотека трансформируется в объект, внутри которого происходит генерирование знаний, создание информационных продуктов и услуг. Меняется сама суть библиотеки, и архитектор, учитывая это, должен разработать в составе здания новые типы пространств: экспозиционные площади (под различные виды произведений искусства), лекционные залы, аудитории, комнаты кружковых занятий, комнаты отдыха, музыкальные комнаты и студии, площадки для проведения различных показов, размещения инсталляций (разного размера, вида), комнат для индивидуальных занятий и многих других помещений. Во Франции такой тип здания называется медиатекой, хотя первоначально медиатека – это электронный информационный центр, существующий только в виртуальном пространстве и на мультимедийных дисках. В его составе есть электронный каталог (также осуществляется доступ в каталоги библиотек по всему миру) и собрание изданий всех видов мультимедиа – текстовая информация, музыка, видео, анимация. На основе структуры такого центра может появиться новый вид зданий, который будет являться своеобразным телекоммуникационным и информационным узлом, складом мультимедийных ресурсов. Архитектору необходимо разработать детально подобный медиасклад, который обладает уникальной универсальностью, так как может трансформироваться в другие функциональные типы пространств и может стать наиболее полным выражением принципов гибкой планировки.

Основным типом библиотечных зданий станет медиатека, которая будет определяться как центр сосредоточения всех типов информации, пространство, где все виды работ с информацией представлены равномерно. На сегодняшний день среди построенных библиотек можно выделить библиотеку в Сиэтле (ОМА), медиатеку в Сендаи (Тойо Ито), также интересна национальная библиотека Беларуси (М.К.Виноградов, В.В.Крамаренко). При организации подобных библиотек и включении в их состав компьютерных залов необходима разработка рабочих мест, условий освещения, зонирования пространства, расчет необходимой площади. Судя по мировому опыту, при подобном расширении, требуется дополнительно примерно 50% площади, так как необходимо размещение персональных компьютеров, а также больших и средних ЭВМ, как для чисто библиотечных нужд (электронные библиотеки, каталоги, организация мощных серверных пулов), так и для организации работы инженерных систем, также нужно размещать оборудование для реставрации, репрографии, микрофильмирования и оцифровке документов.

При проектировании библиотек следует учитывать и более подробно разрабатывать такие аспекты как размещение библиотек в городской среде, решение объемно-пространственной структуры объекта, стилистическое решение фасадов. По этим вопросам существуют следующие предложения. Как один из перспективных вариантов градостроительного решения предлагается рассматривать современную библиотеку как часть крупных градостроительных формирований, составляющую единый контекст с другими учреждениями. Медиасклады имеет смысл размещать возле транспортных узлов, где они будут являться частью коммуникационной сети города.

В качестве предложения по объемно-пространственному построению может выступать концепция медиатеки как эластичной медиа-оболочки, представляющей собой отражение информационного потока, соответственно могут использоваться различные приемы – проецирование изображений на здания, освещение, уникальные конструктивные системы, фрактальная геометрия, тектоника разнонаправленных гравитаций. Таким образом традиционная система 4-х фасадов теряется, зато появляется возможность создать скульптурно-геометрический символ электронной эпохи, отражающий стремительные информационные потоки. Должна быть продолжена разработка библиотечного пространства с гибкой универсальной планировкой, где одна функциональная зона перетекает в другую и любая из них может мобильно подвергаться любым изменениям. Требуется организовать функциональные потоки в здании, пути движения посетителей, персонала, транспорта, информации. Должна быть произведена дифференциация пространства в связи с потребностями различных групп пользователей (по социальному критерию, возрасту, национальности, физическим возможностям). Необходимо разработать оптимальную компактную форму хранилища, определить лучшее его месторасположение.

Архитектору нужно отразить современные высокие технологии в конструировании здания, его отделке и техническом оснащении, необходимом для исполнения различных функций (ориентация в пространстве, развлечение, релаксация, концентрация, доставка книг (телелифты), поддержание различных климатических показателей в хранилище (использование принципа «термоса»), компьютерных залах, зонах отдыха. Для этого можно использовать материалы, инженерное оборудование, визуальные проекции, звуки.

Современная библиотека – это культурный центр, пространство, где осуществляется процесс образования, работа с информацией, создание новой информации, различные коммуникации. Проектировщик библиотек, учитывая весь спектр компонентов современной библиотеки, историю развития типа здания, новые требования, должен разработать всестороннюю концепцию медиатеки, как архитектурной единицы.

 


Библиография

  1. Андлер А.В. «Строительство библиотек, обзор зарубежного опыта». – М.: «Стройиздат», 1975
  2. Обросов Ю.П., Пащенко Ф.Н. «Массовые библиотеки в городах». – М.:«Стройиздат», 1978
  3. журнал «Библиотечное дело» №11, 2005
  4. Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире – новые технологии и новые формы сотрудничества, материалы 9-й международной конференции. – М.: «Рудомино», 2003
  5. Журнал «Project international», №8,9,10,11., 2005–2006

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017