№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 14 - Приложение Июль 2006

Архитектура


 Першинова Людмила Николаевна

ст. преподаватель кафедры АСЭ УралГАХА

АРХИТЕКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗОН ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА В УСЛОВИЯХ АГРЕССИВНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ


Структура окружающей среды. Окружающая среда – сложная дифференцированная система, различные компоненты которой находятся в динамическом равновесии. В конце XX века особенно сильно стали заметны признаки глобального экологического кризиса и техногенной эволюции городов. Природа отступает под антропогенным воздействием технополисов. Современная окружающая среда такова, что перед специалистами — архитекторами и строителями стоят две важнейшие задачи: создать высокое качество жизни и одновременно обеспечить экологичность городов, снизить поступление загрязнений в среду и достичь экологического равновесия между городами и природой. Новая отрасль инженерной экологии — архитектурно-строительной экология, наука об экологичных, устойчивых и здоровых городах, регионах и странах, включающая комплексы общих экологических знаний, позволяющих помочь формированию экологического мышления специалистов в области градостроительства, архитектуры и строительства.

Экологическая пирамида.

Экологическая пирамида, предложенная профессором В.А.Блиновым, служит для дифференцированной оценки состояния городской среды, природных комплексов внутреннего микроклимата помещений, состояния здоровья человека.

Существует множество признаков, по которым градостроители, приступая к работе, дают объективную оценку среды, будь то реконструируемый город или любое другое вновь строящееся поселение.

Шкалу экологических ценностей, комфорта и дискомфорта предлагаеется представить в виде семиступенчатой экологической пирамиды. Графически ее можно изобразить вершиной вниз, тем самым показывая снижение экологического потенциала системы (архитектурного объекта или какого-либо природного ландшафтного комплекса). Вверху – система в расцвете сил; ее характеризует высшая степень архитектурно-экологического комфорта. Внизу – нулевая отметка – полное истощение и разрушение системы.

Нормативное состояние среды соответствует современным гигиеническим требованиям к нормальному функционированию человеческого организма; при этом природная среда не испытывает больших антропогенных нагрузок, нарушающих типичное существование флоры и фауны региона.

Существуют санитарные нормы, которые устанавливают, исходя из физиологических особенностей человека. Нормы обеспечивают усредненный комфорт при проектировании жилища, школы, производственного помещения и т. д. Поэтому возможно некоторое отступление от норм, так называемое допустимое состояние среды, не оказывающее заметного вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природу. Конечно, было бы хорошо, если бы показатели состояния окружающей среды не опускались ниже допустимых значений. Увы, дело обстоит куда драматичнее. Многие наши города и поселки находятся в кризисном состоянии.

Проявления кризисного состояние среды можно наблюдать в промышленных зонах и жилых микрорайонах многих городов России, насыщенных активным движением транспорта.

Катастрофическое состояние среды, краховое состояние среды – разрушение природной и архитектурной систем.

Оптимальным считается такое состояние среды, когда человек чувствует себя комфортно с учетом не только усредненных психофизиологических реакций на экологические факторы, но и своих индивидуальных особенностей и потребностей.

Гармоничное состояние среды – свидетельство безграничных возможностей совершенствования экологического комфорта. Его вершина – идеальное состояние среды, которого можно достичь на ограниченное время и в ограниченном пространстве даже в условиях сложной экологической обстановки современного мегаполиса.

Экологическая пирамида применима для оценки любой среды обитания и архитектурной системы, начиная с жилой комнаты или рабочего места и кончая городом или целым регионом.

Роль архитектора в деле перевода территорий из кризисного экологического состояния в допустимое состояние, а еще лучше – в нормальное состояние – чрезвычайно важна, архитектор может стать не просто проектировщиком, а организатором жизни города.

Поскольку полностью закрыть вредные для природной среды производства в обозримом будущем не представляется возможным, нужно принимать все возможные меры для улучшения экологической обстановки: расширять санитарно-защитные зоны, стараться перепрофилировать жилые дома, попавшие в неблагоприятную экологическую обстановку, под производственные нужды, а жителей переселять в другие районы, увеличивать площадь зеленых массивов, высаживая деревья и кустарники, устойчивые к антропогенным нагрузкам.

Одной из мер может стать строительство домов-экранов, защищающих основную жилую застройку от пыли, шума, газов, холодного ветра. Эффективны в этом смысле герметизация окон, стеклопакеты, шумоизолирующие экраны вдоль транспортных магистралей. Вместо открытых площадок отдыха и спорта целесообразно строить культурно-оздоровительные комплексы под общей крышей, где разместятся бассейн, спортивные площадки, детский игровой центр, кинотеатр и другие помещения для спорта и развлечений. Первый такой комплекс закрытого типа спроектировали уральские архитекторы А.Э.Коротковский, А.В.Овечкин, Г.И. Дубровин. Его построили в поселке Балтым вблизи Екатеринбурга.

Существует и целый ряд приемов, планировочных решений, регулирующих экологическую обстановку, или формирующих гармонию даже в районах с кризисной экологической ситуацией. Создание зон экологического комфорта – мест кратковременного отдыха – актуальная задача изменения негативной экологии. Зоны могут быть решены конструктивно:

  • открытыми, как сквер у Пассажа. Небольшие площадки отдыха с фонтаном или скульптурной группой являются средними зонами также кратковременного отдыха;
  • Полузакрытыми, регулируемыми окружающей архитектурой (университетские дворики в Прибалтике);
  • полугерметичными, как трансформирующийся бульвар в г. Мельбурне, идея развития пешеходных, прогулочных маршрутов в городской среде – решает образование новых зон отдыха в городской среде, независимых от нагруженных городским транспортом магистралей;
  • герметичными, с искусственным микроклиматом.

По размерам и значению в городской структуре делятся на:

- малые зоны-ниши;

- средней величины;

- крупные квартальные образования, улицы, дендропарки, рощи;

- парки.

Конечно, хорошо если проектировщики заранее думают о создании парков (для рассмотрения можно взять изменение генерального плана г. Москва); как пример, можно привести существующие в нашем городе дендропарки (на ул. Первомайской и на ул. 8 Марта в г. Екатеринбурге).

Меньшие по величине, но актуальные по требованию, появляются небольшие площадки, своеобразные экологические ниши в городской застройке, места кратковременного отдыха.

Сады на крышах. Для улучшения условий жизни в городе важно иметь на его территории крупные зеленые массивы – и в дополнение к существующим, и взамен застроенных, на искусственно созданных поверхностях. Живые растения на городских крышах – прекрасный символ экологического оздоровления городской среды, к сожалению, еще недостаточно и робко воспринимаемый архитекторами и строителями.

 Огромные площади подземных сооружений представляют собой незаменимый резерв городских территорий. Использоваться они, конечно, могут по-разному: для автостоянок, посадочных площадок для вертолетов, размещения хозяйственных блоков или инженерно-технических устройств (что в основном и происходит на эксплуатируемых кровлях), но могут стать и своего рода искусственным основанием садов, бульваров, скверов и других объектов ландшафтной архитектуры города. Одновременно они защитят конструкции кровли зданий от повреждений, повысив их износостойкость. Не менее важно и то, что, поглощая влагу, растения уменьшают нагрузку на ливневую канализацию, и в результате это сможет предотвратить катастрофические паводки и наводнения. Совсем не случайно «программным пунктом новой архитектуры» считал использование крыш всемирно известный архитектор Ле Корбюзье, который, подобно многим выдающимся архитекторам современности, многократно подтвердил этот принцип в своем творчестве. В Европе строительство садов приобретает все больший размах, привлекая солидных предпринимателей.

Эстетика форм. Марта Шварц

К тому же сегодня выясняется, что земля – один из самых дешевых и, безусловно, доступных строительных материалов. Идею Фридрихсрайха Хундертвассера, провозгласившего в семидесятых годах прошлого века тезис о невозможности «умерщвления» земли в ходе строительства, подтверждает дизайнер из Екатеринбурга Николай Моргунов. Предельная простота материалов и приспособлений не снижают выразительности сада, как бы поддразнивая доступностью создания: все осуществимо, все реально. Обогащается не только каждый отдельный владелец, но и город в целом. Каждое здание приобретает неповторимый облик, утраченные дворовые территории, не выдержавшие нашествия машин, перемещаются чуть выше, возвращая людям возможность общения с природой и друг с другом. Идея полузакрытого пространства внутреннего двора.

Закрытые внутренние дворики Касса Мила гениального архитектора Антонио Гауди, «мир трехмерного пространства ангелов», царящий на крыше, превращают необычное по пластике жилое здание в г. Барселона в сюрреалистическую экспрессию. Здесь возможно говорить о полуоткрытом пространстве экологической зоны, что не приуменьшает ее достоинства, а представляет разнообразие структурных возможностей.

Винтаж в городе

В конце 70-х архитектором Т.Альбертсом и Ван Хутом было получено задание на проектирование здания банка НМБ в Нидерландах, которое должно было существовать в гармонии с человеком, внешним миром природы и окружающей среды. 10 башен разной высоты были возведены с размещением на 1 этаже коридора «улицы». На крыше 1-го этажа – автостоянки, 3 биодинамических сада. Туда, как и к растениям в интерьере, поступает дождевая вода, которая перед поливом регенерируется в особых формах (флоуформах). Решение на нижних уровнях офисного здания социального пространства является экологичным приемом организации городского пространства и открывает зону кратковременного отдыха для жителей.

Создание ретроуголков, небольшого сада скульптур, пергол, необычных вазонов, фонтанчиков на фоне активного городского движения и занятости – все эти элементы создают условия небольшого отдыха и вдохновляют, как букет цветов в вазе в интерьере, творческого человека. «Места, где отдыхает душа», по Кристоферу Дею.

 


Библиография

  1. Блинов В.А. Архитектурная климатология в курсовом и дипломном проектировании. Архитектон, 2002
  2. Блинов В.А. Архитектурная климатология в градостроительном проектировании. – М.: МАРХИ, 1977
  3. Тетиор А.Н. Архитектурно-строительная экология, «Жилищное строительство» 2, 2001
  4. Владимиров В.В. Урбоэкология, «Наука и жизнь», №4, 1994
  5. Фальковский И.М. Архитектурное пространство: речь и изображение, ARHITECTON №1, 1994
  6. Аронин Дж. Климат и архитектура. – М.: Стройиздат, 1959

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017