№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 14 - Приложение Июль 2006

Архитектура


 Безденежных Игорь Александрович

бакалавр УралГАХА Научный руководитель: кандидат архитектуры, доцент Санок С.И.

ВОЗМОЖНОСТЬ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОЙ СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ МАЛОГО ГОРОДА


Проблема создания благоприятной среды для жизнедеятельности человека – одна из наиболее актуальных в современной теории градостроительства и архитектуры. Она касается вопросов экономической целесообразности проектов, выразительности и современности архитектурных решений, возможности окружения человека природной средой, извлечения из территории материальной выгоды.

Поиски решения данной проблемы приводят к столкновению интересов двух сторон. Первую представляют органы государственного и местного самоуправления, регламентирующие виды и формы использования территорий, через законодательные и иные нормативные акты. Совместно с ними выступает сложившаяся городская среда, диктующая стилистику и границы возможных решений. Вторую сторону представляют потребители, воспринимающие среду как объект использования, и заказчики, предъявляющие собственные требования к качественным показателям среды. Архитектор, учитывая сложившуюся ситуацию, потребности заказчика и нормативные данные, своей проектной деятельностью меняет существующую городскую среду.

Проблематика современной городской среды выступает в виде ряда конфликтов:

  • Конфликт между характером использования территории и её природным потенциалом. Развитие города всегда приводит к подавлению естественной природной среды.
  • Конфликт между технологией (машинами) и человеком. С одной стороны – загрязнение, с другой – физический контакт.
  • Конфликт между архитектурными формами и временем. Он находит выражение в том, что во многочисленных пространствах городских территорий происходит моральное старение её эстетических параметров.
  • Конфликт между старым и новым. Относится к городам с историческим слоем.
  • Конфликт между индивидуальным и общественным, отражающий противоречивую структуру городской среды.
  • Конфликт между архитектурным объектом и средой, отражающий широко-объемную модель проектирования, строительства и реконструкции.

Говоря о возможности изменения современной городской среды, можно выделить несколько подходов.

Первое. Оптимизация законодательных и нормативных актов, в том числе местных нормативов.

Второе. Участие населения в разработке таких документов. Публичные слушания и смотры проектов.

Третье. Скоординированная деятельность архитекторов-планировщиков, формирующих среду, в рамках этих нормативов и круга потребностей населения.

Современное отношение градостроительного кодекса к вопросу формирования среды таково: при разработке градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке разрабатываются схемы зонирования территорий, определяющие вид использования территории и устанавливающие ограничения на их использование для осуществления градостроительной деятельности (Статья 37, пункт 2 Градостроительного кодекса РФ).

Зонирование территорий направленно на обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности, защиту территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; предотвращение чрезмерной концентрации населения и производства, загрязнения окружающей природной среды; охрану и использование особо охраняемых природных территорий, в том числе природных ландшафтов, территорий историко-культурных объектов, а также сельскохозяйственных земель и лесных угодий (ст. 37, п. 2).

Подготовка градостроительной документации по развитию поселений должна осуществляться на основе комплексных программ развития МО (стратегических планов). На территориях городских и сельских поселений могут устанавливаться территориальные зоны следующих видов:

- общественно-деловые зоны;

- производственные зоны;

- зоны инженерной и транспортной инфраструктур;

- рекреационные зоны;

- зоны сельскохозяйственного использования;

- зоны специального назначения;

- зоны военных объектов, иные зоны режимных территорий.

Помимо этого, кодекс прописывает площади и функциональное наполнение каждой из зон. Другие нормативные документы дополняют его сведениями о количестве и характере общественных объектов. При получении градостроительного плана участка (раньше АПЗ) архитектору прописываются все основные показатели образования среды, при этом ему оставляются границы проектирования в пределах архитектурных форм и ландшафтного дизайна. Зонирование территории города четко определено. Задаются основные направления развития магистральных улиц общегородского значения, площади жилых кварталов и этажность жилых групп; обеспеченность школами, детскими садами и другими объектами общественного использования, вплоть до их местоположения. Таким образом, при проектировании, с опорой только на нормативные данные в городской среде не будет происходить качественных изменений, а будет наблюдаться усреднение её параметров в разрез потребностям человека.

Градостроительный кодекс предписывает зонирование, направленное на создание благоприятной среды для жизнедеятельности человека, но современную среду, потребитель не может назвать благоприятной, хотя архитектором соблюдены нормы и правила проектирования. Разница заключается в том, что, с точки зрения проектировщика, среда гармонична, но для усреднённого человека с усреднёнными потребностями. А для конкретного человека с индивидуальными потребностями – нет. Помимо этого, каждая территория имеет свой потенциал и ограниченные возможности развития, которые можно использовать, а можно игнорировать. Этот вопрос следовало бы назвать отголоском социалистического периода, но современная нормативная база во многом опирается на устаревшие принципы проектирования, предписывающие усреднение показателей и способствующие формированию однотипной городской среды. Мировой опыт демонстрирует возможность создания школ как на сто, так и на две тысячи человек; комфортность и благоприятное влияние на человека озеленённых территорий; возможности создания разнообразной структуры расположения общественных объектов – от полного их вынесения за жилую территорию и совмещении в одном здании до обеспечения общественными объектами каждого жилого дома.

Генеральное планирование – метод, ставящийся в основу развития современных малых городов. Он представляет из себя формальную модель состояния, которое город должен достичь к определённому сроку. Данный способ формирования среды не позволяет реагировать на потребности, возникающие в процессе развития города и изменения его архитектурно-планировочной структуры.

В настоящее время одной из возможностей создания благоприятной среды является использование методики стратегического планирования, которая определяет цели, задачи и методы формирования среды для жизнедеятельности человека. Данная методика позволяет выявить не только достижимые параметры среды, но и реальные возможности города, на основе которых будут базироваться программы и проекты стратегического плана.

Модель современного зонирования городской среды обусловлена прежде всего необходимостью регулирования градостроительной деятельностью, осуществляемой на территории города. Каждая территория нуждается в обеспечении инженерными и транспортными коммуникациями, регулировании плотностью населения, установке связей с другими видами территорий. С точки зрения регулирования, наиболее удобно работать с однообразной средой, отвечающей типовым, усредненным показателям. Сложнее работать со средой «живой», отвечающей многообразным возможностям использования. Ожить среде позволяет ответная реакция на потребности человека. Реагируя в каждом конкретном случае на необходимый вид использования, городская среда становится разнообразной и приобретает качественно новые характеристики.

С точки зрения использования, человек делит среду на три основных вида территорий:

Первый. Естественные природные территории. В эту группу входят земли неосвоенные и не урбанизированные человеком. Земли, имеющие статус заповедников, природных парков. Ближайшее окружение города – лесные массивы, водоёмы, открытые пространства.

Второй вид. Жилые территории. Сюда входят территории, освоенные под различные типы жилья. Индивидуальные жилые дома, как естественный тип освоения территории. Жилые дома временного пребывания – гостиницы, отели, санатории. Многоквартирные жилые дома.

Третий вид территорий – это общественные территории. Сюда входят все объекты общественного использования и зоны, относящиеся к данным объектам. Общественно-деловые, производственные, рекреационные, торговые и другие виды.

С точки зрения регулирования градостроительный кодекс делит городскую среду на семь зон, с точки зрения использования человек делит её на три основных вида территорий. Данный разрыв в отношениях к городской среде, с точки зрения регулирования и использования, проявляется в её дисгармоничности.

На сегодняшний день основная проблема формирования среды в малых и средних городах Свердловской области – это недостаток возможностей, то есть слабый экономический потенциал, спад производственных мощностей, маленькие финансовые потоки. Поэтому выделение основных приоритетов развития является базовой задачей при разработке стратегического плана. Основные показатели, определяющие развитие малого города – это местоположение относительно центра агломерации, тип города и его миссия. По признаку местоположения, относительно центра агломерации, города делятся на следующие типы (таблица 1, схема):

- находящиеся в зоне сильного влияния центра, R < 20 км.

- находящиеся в зоне среднего влияния, R < 60 км.

- находящиеся в зоне слабого влияния, R > 60 км.

Города, находящиеся границах радиуса двадцати километров от центра агломерации, подвержены его сильному влиянию. Для населения данных городов характерны ежедневные миграции с трудовыми, учебными и бытовыми целями. Данная группа городов, как правило, расположена в зоне непосредственного влияния техногенных территорий. Таких как магистральные и объездные дороги, железнодорожные пути и развязки, аэропорты, функционирующие промышленные предприятия и выработанные производственные территории, складские зоны. Для таких городов при естественном развитии городской среды наибольшее внимание следует уделять природным территориям. Находясь на небольшом расстоянии от центра агломерации, как правило, крупнейшего города, жители имеют возможность полноценного использования его общественных объектов: мест приложения труда, учебных заведений, торговых и развлекательных центров. Расстояние от городов-спутников первого пояса до центральной зоны города центра, как правило, идентично расстоянию от центра, до отдалённых жилых районов. Вместе с этим, близлежащие к центру города отличаются слабой экологией. Основные усилия, направленные на развитие природных территорий, могут включать в себя: меры по экранированию магистралей и железнодорожных путей, с целью защиты от шума; проведению правового зонирования территории города, с целью сохранения парков, скверов и участков естественной природной среды от вырубки, застройки и коммерческого использования территорий.

Города, находящиеся в границах радиуса шестидесяти километров от центра агломерации, подвержены его среднему влиянию. Данная группа городов имеет наиболее оптимальное местоположение. Жители имеют возможность ежедневных миграций с трудовыми и учебными целями. При этом данная группа городов находится на достаточном расстоянии от центра, что даёт им возможность существования в благоприятных экологических условиях. Естественное развитие городской среды в данной группе городов должно быть направлено на создание качественных условий проживания, то есть развитие жилой структуры города в соответствии с его типом. Созданием высоко-комфортных многоквартирных домов с включением в них объектов общественного использования и возможностью съёма квартир в городах рекреационного типа. Реконструкцией или сменой деревянных домов и созданием структуры современных домов индивидуального типа в городах с преобладающими сельскохозяйственными видами деятельности. Созданием комфортабельных жилых условий в производственных городах совместно с градообразующим промышленным предприятием.

Города, находящиеся на расстоянии более шестидесяти километров от центра системы расселения, в малой степени подвержены его влиянию. Если жители не имеют возможности постоянного использования многофункциональной структуры общественных объектов центра, то такие города находятся в наилучших экологических условиях и, можно сказать, сливаются с естественной природной средой. В таких городах естественное развитие городской среды в первую очередь должно быть направлено на территории общественного использования. Общественные объекты данной группы городов должны отличаться не количественными, а качественными показателями, то есть узкой профильностью учебных заведений, компактностью торговых и развлекательных объектов.

Основание города связано, как правило, с уникальностью места, где он будет расположен. А города, находящиеся на большом расстоянии от основной системы расселения, должны иметь особо уникальное местоположение. Основные приоритеты развития, ресурсный потенциал и место в системе расселения выявляют основную миссию города. Раскрытие этой миссии в городах, отдалённых от центра, будет способствовать приобретению конкурентных преимуществ с крупнейшими городами и даст возможность как полноценного развития территорий общественного использования, так и городской среды в целом.

Таким образом, концепция естественного формирования среды на основе методики стратегического планирования является одной из ведущих возможностей создания благоприятной среды жизнедеятельности в современных условиях малых и средних городов.

Таблица 1. Классификация малых и средних городов Свердловской области, по признаку местоположения.

Название города (числ.нас.)

Местоположение города

Алапаевск (72,4 тыс. чел.)

3

 

Артёмовск (63,4 тыс. чел.)

3

Белоярский (46,7 тыс. чел.)

  (53 км. от Екатеринбурга)

 

Берёзовский (64,4 тыс. чел.)

  (11 км. от Екатеринбурга)

Богданович (34,8 тыс. чел.)

3

Верхняя Салда (78,8 тыс.чел.)

  (34 км. от Нижнего Тагила)

Верхняя Пышма (77,8 тыс.
чел.)

  (15 км. от Екатеринбурга)

Верхотурье (15,7 тыс. чел.)*

3

Ивдель (26,4 тыс. чел.)

3

Ирбит (57,6 тыс. чел.)

3

Камышлов (32,7 тыс. чел.)

3

Карпинск (53,4 тыс. чел.)

3

Качканар (50,3 тыс. чел.)

3

Кировград (49,0 тыс. чел.)

3

Краснотурьинск (74,4 тыс. чел.)

3

Красноуральск (35,3 тыс. чел.)

  (43 км. от Нижнего - Тагила)

Красноуфимск (51,7 тыс. чел.)

3

Кушва (69,0 тыс. чел.)

  (30 км. от Нижнего Тагила)

Невьянск (47,5 тыс. чел.)

3

Нижние Серьги (55,6 тыс. чел.)

3

Нижняя Тура (34,0 тыс. чел.)

3

Новая Ляля (25,9 тыс. чел.)

3

Полевской (71,5 тыс. чел.)

  (37 км. от Екатеринбурга)

Ревда (84,0 тыс. чел.)

  (46 км. от Екатеринбурга)

 

Реж (44,6 тыс. чел.)

3

Североуральск (53,9 тыс.чел.)

3

Сухой лог (38,5 тыс. чел.)

3

Сысерть (54,6 тыс. чел.)

  (45 км. от Екатеринбурга)

Тавда (45,6 тыс. чел.)

3

Талица (31,6 тыс. чел.)

3

Туринск (22,9 тыс. чел.)

3

 

* - Город Верхотурье (с населением? не достигающим 20 тыс.) включён в классификацию, так как имеет уникальное культурное значение.

 

– в зоне сильного влияния центра (Екатеринбург), R < 20 км.

– в зоне среднего влияния центра (Екатеринбург), R < 60 км.

– в зоне среднего влияния центра (Нижний Тагил), R < 60 км.

3 – в зоне слабого влияния центра, R > 60 км.

 
 


Библиография

  1. Стратегия развития крупнейшего города: взгляд в будущее (научно-методологический подход) / Научн. руков. авт. колл. Проф. Е.Г.Анимица и проф. В.С.Бочко. – Екатеринбург: 2003. – 600 с.
  2. Севан О.Г. Междисциплинарный подход к разработке программы развития малого города и прилегающего района. – М., 2001.
  3. Капустин В.Г., Корнев И.Н. Свердловская область: природа, население, хозяйство, экология. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 325 с.: илл.
  4. Градостроительный кодекс Российской Федерации, от 14.09.2004 №173/1. Изд. Ажур, – Екатеринбург, 2004.

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017