№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 14 - Приложение Июль 2006

Архитектура


 Талыпов Денис Владимирович

аспирант УралГАХА
Научный руководитель: доктор архитектуры, профессор Холодова Л.П.

КОНЦЕПЦИЯ "ИГРЫ" В ПРОЕКТИРОВАНИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ (Тезисы)


В основу концепции "игры" положен анализ интерпретации архитектуры в визуальных видах искусства: живописи и графике, кинематографии, фотографии и театре. В результате стало ясно, что приемы интерпретации архитектуры в художественных произведениях, можно классифицировать по следующим акцентам внимания зрителя: "объект", "пространство", "динамический символ".

Мы часто наблюдаем в произведениях искусства такой прием интерпретации архитектуры, когда наше внимание акцентируется на определенном "объекте". Это связанно с тем, что архитектура на всем протяжении своего существования формирует общественную интерпретанту, в результате чего, наблюдая лишь один единственный культурный или исторический объект-символ, наша память мгновенно представляет нам целую серию, связанных с ним образов. "Объект" выступает в роли индикатора и, в зависимости от сюжета, имеет следующие значения: социальное, культурное, хронологическое, географическое и экономическое.

Безусловно, "объект" является ярким акцентом в структуре общего образа, тем не менее он способен отразить лишь общие характеристики "сцены", поскольку все воспринимается в отношении к окружению и для полного представления среды, в которой разворачиваются события, необходимо "пространство".

"Пространство", отраженное в искусстве, дает возможность более ярко представить созданный в произведении мир посредством синтезированных визуальных ощущений, цвета, формы, масштаба, освещения, климата и других качеств. Кроме того, ясный образ сценической среды является солидным основанием для развития индивидуального представления о продолжении воспринятого зрителем сюжета. Этот прием можно наблюдать в кинематографе, когда режиссер, подробно описывая окружающее героя пространство, оставляет повествование о его жизни незаконченным, предоставляя зрителю возможность закончить историю самостоятельно.

Помимо объектных и пространственных акцентов, в искусстве присутствуют динамические символы: "лестница", "мост" и "арка", ассоциирующиеся у человека с движением. Эти архитектурные элементы стимулируют нашу фантазию на подсознательном уровне, в результате чего мы, сами того не замечая, мысленно поднимемся и спускаемся по лестницам, гуляем по мосту или проходим через арки.

"Лестница" позволяет нам перемещаться по вертикали и занимать тем самым положение выше или ниже точки отсчета – пространств или объектов, относительно которых меняется наше местоположение. Иными словами, этот динамический символ связан с понятиями "верх" и "низ", значение которых формировалось в соответствии с историческим развитием и мировоззрением людей. Например, в древние времена небо (пространство, расположенное над человеком) олицетворяло божественное пространство, поскольку именно оттуда на человека обрушивались самые значимые проявления природы: дождь, солнце, ветер, молния. Таким образом, для того, чтобы быть ближе к богу, человеку необходимо было находиться в наиболее высокой географической точке. Помимо дворцов и храмов, на возвышенностях воздвигались и оборонительные сооружения, это давало обладателю крепости ощущения преимущества перед врагом и не только физические: возможность использовать гравитацию и сбрасывать на противника камни и кипящую воду, но и психологические: позволяло видеть ситуацию в целом и быть более уверенным в своих действиях; противостоять агрессору и сохранить свою свободу и независимость. Тем самым лестница ассоциируется с дифференциацией пространства по вертикали, перемещением вверх и вниз, делением бытия на идеальный и материальный миры, а также свободой и порабощением.

Значение такого динамического символа как "мост" связано с его функцией. Изначально виадук был создан как сооружение, соединяющее пространства, и сохраняет свою роль и по сей день, поэтому в визуальном искусстве данный архитектурный объект обычно символизирует контакты различные по своим качествам: общение близких людей, роковые знакомства мужчин и женщин, сообщения между миром живых и мертвых. Соединяя пространства, виадук не только помогает преодолеть препятствия между ними, но и в результате взаимного сообщения открывает их друг другу, выступая в качестве символа коммуникабельности и свободы.

"Арка" берет свои истоки из древнего Рима и сочетает в себе решение двух функциональных задач: распределение вертикальной нагрузки и организацию триумфального шествия по случаю завоевания новых территорий. Сформированное на основе этих функций, изначальное значение этого динамического символа, посредством различных исторических связей, проецируется на современные арочные модели. В результате чего, "арка" представляет собой символ проникновения в новые "миры", соединения пространств, свободы.

Таким образом, можно сделать вывод, что динамические символы ассоциируются у человека с изменениями и побуждают его к действию, не только физическому, но и интеллектуальному, поскольку в результате движения циркуляция крови усиливается и активизирует работу мозга. А все рассмотренные визуальные акценты, благодаря содержательным качествам, синтезируют эффект, организующий интересное для человека пространство. Иными словами, механизмом организации "игры" является визуальный эффект, как сценарий действия.

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017