№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 14 - Приложение Июль 2006

Архитектура


 Михайлова Ольга Владимировна

магистрант УралГАХА
Научные руководители: доцент кафедры ТА и ПК Десятов Л.В., кандидат архитектуры, доцент кафедры ТА и ПК Конева Е.В., преподаватель кафедры ТА и ПК Тарасова И.В.

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА (на примере реконструкции Северского завода) (Тезисы)


Изучению восприятия окружающей среды во все исторические периоды уделялось большое внимание. Визуальное окружение, его насыщенность различными элементами и формами оказывает сильное воздействие на жизнь человека, его состояние здоровья, чувства, настроение.

Особую неприятность доставляют человеку гомогенные и «агрессивные» поля. «Гомогенные поля – это голые стены из бетона и стекла, глухие заборы, переходы и асфальтовое покрытие. Агрессивное видимое поле – это поле, на котором рассредоточено большое число одних и тех же элементов…»[1]. Во многих городах, начиная со второй половины двадцатого века, визуальная среда была резко изменена в худшую сторону: в основном использовался темно-серый цвет, композиции зданий были статичны, на фасадах зданий преобладали прямые линии и углы, они имели огромное количество больших однородных плоскостей. Такая архитектура получила широкое распространение благодаря внедрению технологии массового типового строительства, основанного на использовании унифицированных элементов, а также потребности осуществлять большие масштабы строительства быстрыми темпами. Оно не учитывало природного и исторического контекста, что привело к формированию хаотичной и дисгармоничной застройки.

В большей степени эта проблема актуальна для промышленной архитектуры и крупных производственных комплексов, размещенных в центре города. Несмотря на вредное воздействие, которое оказывает производственный объект на состояние экологии в городе и на визуальную среду, его зачастую невозможно вынести за его пределы, так как он обеспечивает рабочие места и равномерное функционирование транспорта. А в большинстве небольших городов на Урале заводы обладают градообразующей функцией и являются единственным источником жизнеобеспечения города. Также общеизвестно, что на рабочем месте и на пути к нему человек проводит большую часть своей жизни, и поэтому создание на нем благоприятной для восприятия среды является такой важной задачей.

В различные исторические эпохи архитекторам удавалось создание гармоничных для восприятия визуальных сред. Достигалось это несколькими путями. Во-первых, различными композиционными средствами – многообразием форм, линий, многоярусностью, разноэтажностью зданий, малыми размерами плоскостей и декоративными элементами. Во-вторых, учитывался сценарий движения людей, и формировались специальные точки для наилучшего восприятия архитектурного объекта. Большое внимание уделялось “трехмерности” построения окружающего пространства и ландшафтному проектированию. Террасированные склоны застроенных холмов, подпорные стены, пандусы – архитектура земли – значительно улучшали городскую среду. Внимательное отношение к природно-ландшафтному окружению способствовало созданию уникальных архитектурных ансамблей, которые формировали гармоничную среду.

Одним из ярких примеров такого рода архитектуры является Северский завод. Его динамичная и живописная композиция, которая состояла из двух домн, литейного цеха и пандуса, формировала собой благоприятную и интересную среду для восприятия. Силуэт комплекса завода выгодно дополнялся высотным акцентом Троицкой церкови, расположенной на холме и удачно "посаженной" на замыкании перспективы вдоль заводской плотины и берегов пруда. Этот ансамбль становится центром и доминантой старой части поселка, “удерживая” вокруг себя обширную территорию застройки.

В данном случае учет своеобразия рельефа и сценария транзитных перемещений людей способствовал формированию наиболее удачных ракурсных точек восприятия комплекса. Наилучшим образом завод раскрывался с холма, с этой точки был виден весь фасад цеха, а две домны сокращались в перспективе. С набережной же центром композиции становился храм на холме, а плавные силуэты его завершений дополнялись крышами домн, находящимися в непосредственной близости от зрителя.

К сожалению, в настоящее время целостная картина восприятия нарушена возведенными на территории завода крупными производственными цехами и высотными инженерными сооружениями. Сама композиция завода из-за уничтожения одной из домен стала одночастной, а литейный цех скрыт от восприятия вспомогательными сооружениями.

Тем не менее, живописный силуэт сохранившейся домны Северского завода и ее башенное завершение выгодно выделяются на фоне хаотичной и агрессивной промышленной застройки, оживляя и буквально оздоравливая ее.

Такой исторический опыт изначального продуманного включения промышленной архитектуры в среду является одним из путей формирования функционально полноценного и благоприятного для восприятия городского пространства.

Поэтому при реконструкции завода необходимо восстановить не только историческую архитектуру завода, но и добиться сохранения наиболее удачных исторических ракурсов восприятия. Наилучшим решением является очищение территории перед литейным цехом и отказ от возведения на территории исторического комплекса новых зданий. Современные цеха Северского трубного завода строились без учета принципов восприятия и с нарушением норм видеоэкологии.

Усложняет проблему и то, что территория завода находится почти в непосредственной близости от жилой застройки, что, несомненно, нарушает комфортную жизнь людей. Положительным моментом является наличие небольшого участка земли, который является своеобразной буферной зоной. Именно на этом участке проектом предусмотрено создание нового объекта, который снизит негативное визуальное воздействие современной производственной архитектуры. Жесткие прямоугольные очертания зданий, однообразные ритмы ленточного остекления в будущем могут служить фоном для новой архитектуры. Человеку необходима более чувственная и непредсказуемая концепция порядка, чем набор строго повторяющихся элементов. Он наиболее комфортно ощущает себя во фрактальных средах, когда воспринимаемые им объекты варьируются с разной степенью.

Таким образом, внедрение нового объекта не уничтожит сложившуюся промышленную архитектуру, а значительно обогатит ее, делая восприятие более интересным и разнообразным.

 


Библиография

1. Филин В. Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что – плохо. – М.: ТАСС-Реклама, 1997. – 320 с.: ил.

2. Пруцын О., Рымашевский Б., Борусевич В. Архитектурно - историческая среда. –М.: Стройиздат. 1990. – 408 с.

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017