№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 14 - Приложение Июль 2006

Архитектура


 Аврамченко Ольга Анатольевна

магистрант УралГАХА
Научные руководители:
доцент кафедры ТИАД Десятов Л.В.;
кандидат архитектуры, доцент кафедры ТИАД Конева Е.В.
ГОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия",
г. Екатеринбург, Россия

«ДУХ МЕСТА» В МАЛЫХ УРАЛЬСКИХ ГОРОДАХ


Перед историческими малыми городами стоит сложный комплекс задач, связанных с совершенствованием архитектурного облика, повышением комфортности исторической городской среды для проживания, развитием культурной и деловой активности, ростом инвестиционной привлекательности укреплением экономической базы, а также обеспечением условий устойчивого саморазвития.

В большинстве случаев исторические зоны малых уральских городов включают значительную часть городских территорий. Таким образом, по своей историко-функциональной роли они определяют лицо города и его культурную ценность: сочетание функций общегородского административного, культурного и торгового центра с жилыми, музейными. В них накапливаются этапы развития исторического наследия, традиции населения. Здесь еще сохраняется «дух места», отражающий неповторимость всего региона.

Что же такое «дух места»? Если обратиться к толковому словарю, то можно выделить два значения этого слова. Первое – это «в соответствии с чем-либо», второе же – это сознание, мышление, психические способности; начало, определяющее поведение, действия [5]. Место – возникает из акта творчества и местопребывания, в результате чего формируется представление о порядке мироздания, гармонии мира архитектуры (по Вержбицкому).

В древней Руси «духом места» считался бог и дух, обитающий в определенном месте. Природа воспринималась как проявление духа и его воля. Она одушевлялась и обожествлялась: «небо хмурится, реки «бегут», деревья «разговаривают». Человек должен был подстраиваться под особенности конкретного места, «всматриваясь в малейшие детали» [1].

Чем же отличается понимание «духа места» в древности от современной трактовки. Проанализировав работы таких авторов как К.Норберг-Шульц, К.Дэй, Д.Саймондс можно сделать вывод о том, что основными составляющими этого понятия являются: ландшафт, человек, архитектура и функция (табл. 1).

 

Таблица №1 Составляющие «духа места»

К.Норберг-Шульц К.Линч Саймондс К.Дэй «Дух места»
Ландшафт Ландшафт,
Путь
Ландшафт Ландшафт Ландшафт
Жители места Район   История места История, человек
Форма зданий и др. произведений Ориентир   Архитектурные формы Архитектура
Функция места Узел Функциональные зоны Деятельность Функция
«Городской пульс»        
Места встреч Граница      

 

Конечно, каждый автор трактует перечисленные элементы по-своему и зачастую расширяет их перечень. Например, К. Норберг-Шульц добавляет к этому перечню «места встреч» и «городской пульс».

Ландшафт практически во всех работах выступает в качестве основополагающего элемента. Восприятие ландшафта обуславливает формирование у человека представление о месте. Человек всегда жил в тесной связи с природой. Он является ее частью. Доминирование природных факторов в планировке населенных мест в древности служит тому подтверждением. Рисунок плана города формировался «по месту» и был сродни природной топографии. Человек при этом выделял универсальные элементы ландшафта и с помощью них – топонимов – формировались образы, на которые он ориентировался. Например, гора выступает символом духовного возвышения, мировой осью, связывающей небо, землю и подземный мир. Вода – это полнота возможностей, в связи с ее способностью к трансформации и изменениям (пар, град, снег, лед). А также она олицетворяет животворное начало и конец мира. Река является символом обновления. Лес же противопоставляется человеку, цивилизации (сказки о нечистой силе, обитающей в лесу). Анкетирование жителей г. Сысерти подтверждает это. Самым выдающимся элементом Сысерти чаще всего называлась гора Бессонова. (рис.1).

Рис. 1. Вид на плотину и г. Бессонова.

Следующая составляющая – это архитектура. В архитектуре отражаются эмоциональные переживания человека, раскрывается его потребность в эстетическом. Архитектор вкладывает свои мысли и эмоции в произведение, тем самым обогащая эмоции человека и окружающее пространство. Архитектура оказывает большое влияние на поведение человека. Также архитектура отражает региональные и культурные особенности места. Например, К.Норберг - Шульц выделяет такие «силовые поля» как север и юг и описывает особенности архитектуры в регионах. Для северной архитектуры свойственна «материализация скрытых сил суровой природы» [4]. Здесь построено все на нюансе, пространство формируется игрой света и тени. Состояние среды постоянно меняется под влияние погодных условий. В южных регионах пространство однозначно, благодаря яркому освещению. Все объекты воспринимаются отдельно, поэтому их легко классифицировать. Поэтому архитектура - это связь между человеком и конкретным местом. Она помогает «идентифицировать» человека в пространстве (рис. 2, 3).

Рис. 2. Историческая застройка

Достаточно важной составляющей является функция места. « Каждый бог или дух имел свои функции и свои излюбленные места обитания» [1]. Еще Л.-Б.Альберти писал, что располагать здание или сооружение необходимо на месте присущем только ему. И сегодня при проектировании архитектор задает определенную функцию места - в зависимости от необходимости проектирования детского учреждения или общественного пространства. К.Дэй говорит, что места обретают свою индивидуальность благодаря деятельности людей. Именно жизнь придает им наиболее полное значение [2].

Все эти составляющие «духа места» пронизывает исторический контекст. Существует история ландшафта: создаются парки, заповедники с уникальными природными условиями; история человека, в которой сохраняется память о предшествующих поколениях; история архитектуры, а также история, в которой отражена функция места. Все это и формирует атмосферу пространства. Может не остаться ни одного памятника, ни одного следа деятельности человека, но место будет хранить эту историю, люди будут писать былины и сказы. Например, П.П. Бажов в своих сказах выразил дух, быт и нравы, ценности своего времени.

Рис. 3. Техническая библиотека

Другой важной составляющей «духа места» является человек. Он воспринимает окружающее его пространство в соответствии со своим пониманием «мирового порядка». Человек в древней Руси ориентировался на воспроизведение «божественных основ мироздания» [1]. Таким образом, складывались традиции организации пространства, формирования поселений, нравы и быт. Также человек является подвижной составляющей всего городского пространства. Архитектура – это его продукт. Она развивается и трансформируется только благодаря его деятельности.

Человек, вкладывая свою душу в произведение, духовно обогащает место. «Дух места» – это коллективный продукт. Чем выше духовный потенциал людей, тем выше духовная наполненность места (рис. 4).

Рис. 4. Зависимость потенциала «духа места» от духовного
потенциала человека

Вбирая в себя характерные особенности духовного состояния жителей Места, индивидуальностей, «дух места» эволюционирует. Эволюционируют и индивидуальности, взаимодействующие с ним. Влияют на эволюцию «духа места» не только люди, но и яркие события, несущие высокую духовную нагрузку. Чем ярче индивидуальности и духовнее индивидуальности, тем сильнее проявляется «дух места». По словам В.А.Иванова, ноосфера определена Вернадским таким образом, что при возрастании духовной деятельности человечества (что равносильно эволюции) Биосфера, все более и более насыщаемая биогеохимической энергией и результатами ее освоения человеком, превращается в Ноосферу. Дух Места любого региона является необходимой частной составляющей Ноосферы.

Таким образом, «дух места» служит основой для развития архитектуры и культурной неповторимости населенного пункта. Данное своеобразие и помогает «идентифицировать» место, жители ощущают себя дома, а также привлекает туристов.

«Дух места» – это долговременное явление, так как создавалось столетиями. В нем заложен первосмысл, который архитектура должна сохранять и передавать в будущее. Необходимо, чтобы пространство было духовно наполненным, чтобы вызывать эмоции и чувства в человеке.

Приходя в малый город, архитектор должен войти в духовный контакт с окружением, должен быть одухотворенным, чтобы не нарушить существующего порядка. Таким образом, он, внедряясь в историческую среду, должен задаваться вопросом: какого состояния души он хочет добиться в данном пространстве, что он хочет сказать, передать потомкам? А также архитектор должен учитывать созданное его предшественниками, тем самым, стремясь к гармонии окружающего пространства.

 


Библиография

  1. Бондаренко И.А. Древнерусское градостроительство: традиции и идеалы.– М.: Едиториал УРСС, 2002.– 108 с.
  2. Дэй К. Места, где обитает душа: Архитектура и среда как лечебное средство. – М.: Издательство «Ладья», 2000. – 280 с., ил.
  3. Линч К. Образ города/ Пер. с англ. В.Л.Глазычева; сост. А.В.Иконников
  4. Норберг-Шульц К. Жизнь имеет место./ Пер. с англ. В.Иовлев//Architecton. – 1995. № 1,2.– С. 27-30.
  5. Словарь символов и знаков./Авт.-сост. В.В. Адамчик.– М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006. – 240 с.
  6. Толковый словарь русского языка./ Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.; 2-е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ, 1994. – 928 с.
  7. http://www.piramida-maxima.ru

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017