№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 14 - Приложение Июль 2006

Архитектура


Ламехова Наталия Владимировна

Аспирант УралГАХА. Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор Акчурина Н.С. ГОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия", г. Екатеринбург, Россия

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ МОДЕЛИ ДОШКОЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С УЧЕТОМ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ


После продолжительного периода «застоя» (1988 - конец 90-х) строительство зданий для детских общеобразовательных учреждений (ДОУ) снова становится актуальной проблемой. Серьезный анализ по выявлению типологического ряда зданий дошкольных учреждений в соответствии с новыми требованиями к функционально-планировочной структуре провели институт общественных зданий Росстроя и Московский научно-исследовательский и проектный институт типового и экспериментального проектирования. В работе были проанализированы сравнительные характеристики зданий ДОУ по периодам:

1. Здания послевоенного периода.

2. Здания индустриального строительства 60-х гг.

3. Здания индустриального строительства 70-80-х гг.

4. Здания 80-90 гг. (здания ДОУ не строились либо строились по сложившимся схемам на тот момент).

В результате анализа выявлена необходимость трансформировать типологические характеристики зданий ДОУ в соответствии с современными педагогическим опытом, новыми технологическими возможностями и современным состоянием экосистемы.

В связи с развитием модели ДОУ, трансформирующейся под требования, предъявляемые обществом, сложились следующие типы (с направленным приоритетом на педагогическую программу):

  • общеразвивающие – детские сады с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического, музыкального и др.);
  • детские сады компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции незначительных отклонений в физическом или психическом развитии воспитанников;
  • детские сады присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением оздоровительных мероприятий и процедур;
  • детские сады комбинированного вида (на основе сочетания детских групп с вышеназванными направлениями обслуживания, представленными в любом соотношении).

А также:

  • детские ясли (для детей от 2 месяцев до 3 лет);
  • ясли-сад (для детей от 2 мес. до 6-7 лет);
  • детский сад (для детей от 3 лет до 6-7 лет);
  • детские группы на дому.

Кроме детских садов выделяются учреждения для детей, лишенных родительского попечительства:

  • дома малютки;
  • приюты (не только как существующие, созданные государством, но и как самоорганизующиеся образования в виде поселений);
  • детские дома.

В качестве нового типа были выделены коттеджные поселки для приемных семей (детские дома семейного типа). Строительство таких поселков дало толчок зарождению нового подвида детского образования. Их строительство в нашей стране начиналось в 80-е годы прошлого века, и уже тогда было актуальным.

На формирование планировочной структуры, архитектурного решения большое влияние оказывают ряд важных факторов:

- градостроительный

- экологический

- природно-климатический

- психолого-педагогический

- социально-экономический

- эстетический и др.

При социально-экономическом анализе был выявлен ряд недостатков существующих типов ДОУ:

  • С точки зрения организации генплана – здание детского учреждения, как элемент и центр композиции микрорайона, рассматривается при проектировании как «вид сверху», плоская композиция, и поэтому объекты носят невыразительный характер при трехмерном его восприятии человеком в пространстве среды. Следовательно, необходимо введение на фасады архитектурных деталей, определяющих образность в решении архитектурно-пространственной модели.
  • Крупномасштабность зданий, форм и структуры отпугивает. Создание больших пространств для пребывания в них большого количества детей уже не соответствует требованиям современной педагогики. Поэтому необходим пересмотр функциональной структуры, ориентир на небольшие группы, одомашнивание среды.
  • Необходимость четкой связи с функциональным процессом в комплексе. В зданиях середины прошлого века объект «оторван» от окружающей среды участка.
  • Несомаштабность архитектурных элементов ребенку; закрытость и замкнутость. Для воспитания в ребенке эстетического чувства необходимо создание связей с окружающим миром безопасным путем, архитектурными средствами.
  • Неполноценность существующих ДДУ, как развивающей системы, требует расширения функционального состава помещений: введение в структуру новых видов деятельности, таких как плавание, досуговые мероприятия (кружки), начальное обучение (начальные классы).

Нельзя, однако, полностью отказаться от старой типологической схемы. Возможна трансформация ряда пространств, сохраняемых из старой структуры:

  • Необходимо увеличение общественной зоны (трансформируемых), с учетом инноваций в технике и игровых методик.
  • Пространство учебной деятельности – зонирование, с точки зрения учебного процесса и новых систем обучения.
  • Сад – место прогулки. Необходима организация современными средствами игровой зоны площадки: создание пространства для свободного движения и общения (ландшафтное проектирование архитектурной среды вокруг здания – обучающее и игровое пространство).

Образование комфортной, здоровой среды, соответствующей ряду предъявляемых требований, невозможно без учета факторов внешней среды. Отгораживаясь от природы, мы теряем возможность использования естественного природного механизма очищения воздуха. Это приводит к накоплению и концентрации вредных и опасных для здоровья веществ и химических соединений, созданию благоприятных условий для роста и размножения бактерий и вирусов, грибков и плесени, образованию огромного количества пыли и идеальных условий для роста и размножения пылевых (сапрофитных) клещей, тараканов и т.д. Поэтому необходимо учитывать:

  • Естественные (природные) факторы (основные):
    - солнечная радиация;
    - температура воздуха;
    - ветер;
    - облачность;
    - дождь и др.
  • Антропогенные (выработанные в результате деятельности человека) (основные):
    - производственная пыль;
    - загазованность;
    - шум и др.

Солнечная радиация (инсоляция).

Солнечная радиация – формирующая микроклимат любого географического района и определяющая его градостроительное решение. Она оказывает благоприятное оздоровительное действие на среду и организм человека (бактерицидный эффект). Психофизиологический эффект: регулирующие влияние на основные нервные процессы, возможность объективного восприятия мира, при естественном освещении. Тепловой эффект.

Для учета этих характеристик очень важен выбор места и постановка на генеральном плане, особенно это касается ДОУ, поскольку дети больше всех подвержены различным заболеваниям. Инсоляция (прокаливание) воздуха может исключить повышенную заболеваемость и зарядить детей массой положительной энергии. На сегодняшний день замечено, что в некоторых объектах ДОУ инсоляция основных групп помещений происходит либо не в полном размере (в нарушение нормативов), либо объект сориентирован так, что инсоляция проходит в те часы, когда дети отсутствуют. Чтобы избежать этого в последующем проектировании, необходимо опираться на планировочное расположение в микрорайоне, комплексно, тем самым пренебрегая радиусом доступности, но учитывая расчетные показатели!

С учетом технологического развития, появилась новая возможность в установке больших площадей остекленной поверхности, без ущерба для теплоэффективности и эстетики, появилась возможность инсоляции в труднодоступных местах (под подоконником).

Но следует помнить, что вместе со стремлением обеспечить нормативное, а в условиях ультрафиолетового голодания (Крайний Север) и максимального облучения жилых территорий и помещений, что передозировка ультрафиолетовых лучей чревата и отрицательными последствиями. При проектировании должны учитываться полезные свойства инфракрасной тепловой радиации (получение тепла) и отрицательные ее проявления (перегрев организма, помещения, избыточная тепловая отраженная радиация).

Температура воздуха. Снег.

В условиях Урала в зимнее время температура составляет -250С. Температура воздуха влияет на организацию прилежащей территории и архитектуру здания. При таких условиях желательно, чтобы участок был сконцентрирован, а здание имело холодные веранды, которые бы могли исключить перегрев уже одетых детей пред выходом на прогулку.

Что касается осадков, снег вызывает труднопроходимость на участке и затрудняет организацию прогулок. Решение – концентрация участка, применение прогулочных веранд, которые будут прикрыты или закрыты от попадания в них снежных масс.

Ветер – климатический фактор, наиболее подверженный изменениям с помощью градостроительных приемов. Устройство тех же защитных веранд на площадках, козырьков.

Облачность и дождь. Влияние этих факторов проявляется, в общей части, на архитектуре, появление на фасадах декоративных элементов, нависающих частей, уклонов. На площадке: дополнительные навесы.

Производственная пыль – загрязнение воздушного бассейна и территории, нарушение функциональной деятельности организма, увеличение количества тяжелых ионов, образование смога.

Загазованность – нарушение химического состава воздуха.

Шум – утомление слуха, шумовая травма. Во избежание влияния этих факторов на детей, как в помещениях, так и на улице, необходимо учитывать месторасположение участка детского учреждения относительно городских производственных зон и транспортных магистралей.

Влияние экологических факторов на современном этапе могут очень сильно повлиять на состояние здоровья и образовательный процесс. Сегодня обществом выдвигается ряд новых требований к организации среды: организация оптимально-комфортного пространства детского учреждения современными, как архитектурными, так и техническими средствами. А потеряв связь с природой, мы получим огромный рост числа аллергических и аутоиммунных заболеваний, причем, их число примерно одинаково, как в экологически благоприятных, так и в неблагоприятных странах.

Решая современные задачи с учетом естественных природных факторов, мы можем также дополнить или внести какие-либо коррективы на стадии проектирования: включение в планировочную структуру оздоровительных помещений: солярий, бассейн, сауна и другое. А также для улучшения местного микроклимата: применение кондиционирования и увлажнения.

Развитие творческих, интеллектуальных возможностей, воспитание чувства природосообразности у детей и полноценное физическое воспитание возможны лишь при комплексном подходе к решению проблемы создания современных воспитательных учреждений. Таким образом, при пересмотре сложившейся старой модели на данном уровне задачей современной архитектурной науки является создание нового подхода к формированию типологии детских воспитательных учреждений, отвечающей современным социально-экономическим условиям и педагогическим требованиям, посредством создания комфортной, здоровой среды через экологический аспект.

 


Библиография

  1. Блинов В.А. Архитектурная климатология в градостроительном проектировании: Учеб. пособие / В.А.Блинов ; Свердл. архитектур. ин-т. Ч.1, Основы архитектурной климатологии. – М.: Московский архитектурный ин-т, 1977. – 105 с.: ил.
  2. Дектерев С.А. Архитектура жилища в условиях Урала./Под общ. ред. С.А.Дектерева.- Екатеринбург: Изд-во УГАХА, 1992. – 258 с.
  3. Майер А.А. Структурно-функциональная модель деятельности дошкольного образовательного учреждения как открытой и развивающейся системы// Современное дошкольное и начальное образование: пути развития. Часть 1: Педагогика и психология дошкольного и начального обучения: Материалы Международной научно-практической конференции, 20-21 марта 2003 г., посвященной 300-летию Санкт-Петербурга. – Спб.:Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2003. – С. 30-34
  4. Мостаков А. М. Участки детских садов / А.М.Мостаков; М-во просвещения РСФСР; Гос. проект. ин-т "Гипропрос". – М.: Учпедгиз, 1958. – 206 с.: ил.
  5. http://www.ecohelp.ru

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017