№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 14 - Приложение Июль 2006

Архитектура


 Вилькицкая Виктория Геннадьевна

магистрант УралГАХА Научные руководители: доцент кафедры ТИАД, Десятов Л.В.; кандидат архитектуры доцент кафедры ТИАД Конева Е.В.

О РОЛИ ГОРОДСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ В АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЕ ЕКАТЕРИНБУРГА XX-XXI вв.


В последнее время в Екатеринбурге процесс обогащения городской среды произведениями скульптуры активизировался. В городе, насыщенном монументальными памятниками, выполненными в реалистической манере, появляются скульптуры новаторских форм и стилей, а также композиционных и образных решений. Скульптура, как художественно-эстетическая составляющая городского пространства Екатеринбурга, определяет неповторимость и узнаваемость конкретной архитектурно-пространственной среды. Архитекторы и скульпторы стараются гармонично вписать свои скульптурные произведения в окружающую среду. Одни скульптуры хорошо держат пространство, площадь; другие вносят дополнительные смысловые акценты, зрительно усложняя композицию, становясь своеобразным ориентиром в ансамбле города, но известны случаи, когда памятник вписывается в пространство уже насыщенной архитектурными акцентами и потому создает неоднозначность их восприятия, композиционно конфликтует с их пространственными качествами, образуя свое дополнительное пространство, которое может восприниматься самостоятельно.

 Рассматривая историю становления городской скульптуры Екатеринбурга XX-XXI вв. можно условно выделить пять этапов. Их количество обусловлено политическими и экономическими изменениями в стране.

 

Первый этап становления городской скульптуры – 1900-1918 годы, (рис.1) скульптура этого периода не сохранилась до настоящего времени. Это были немногочисленные памятники, посвященные, в основном, царям и царской семье. В районе городского пруда стояли бюсты Петру I, Екатерине I. В 1906 году на Кафедральной площади (пл. 1905 г) был открыт памятник Александру II, где в настоящее время находится трибуна и памятник В.И.Ленину. Можно отметить, что в этот период городская скульптура носила идеологический характер, символизируя славу царской власти, она располагалась на официальных общественных городских пространствах, доступных для осмотра каждому, и играла доминирующую роль. Сведений о том, что в эти годы создавалась декоративная или тематическая скульптура не найдено.

Рис.1. Городская скульптура Екатеринбурга на I этапе развития (1880-1918 гг.) - скульптура не сохранилась. (фото - Муниципальный музей истории Екатеринбурга)

Памятник императрице Екатерине I на плотине городского пруда (1883-1885 гг.) Памятник императору Петру I на плотинегородского пруда (1883-1885 гг.)
Доска в память основания Екатеринбурга (1883-1885 гг.) Памятник императору Александру II
Освободителю на кафедральной площади (1906 г.)

 

Второй этап – 1918-1940 годы, т.е. период после выхода декрета «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции» и до начала Великой Отечественной войны. Не вся скульптура данного периода просуществовала достаточно долго. Не сохранился, например, памятник «Освобожденному труду» скульптора С.Д.Эрьзи в виде мраморной фигуры девушки с факелом, установленный в 1920 году на месте снесенного памятника Александру II. Среди первых скульптур, которые сохранились до настоящего времени – памятник Я.М.Свердлову на площади Парижской комунны. В этот период скульптура преимущественно располагалась на официальных общественных пространствах города, являясь центральным композиционным ядром. Кроме того, она появляется в оформлении фасадов общественных зданий. Примером могут послужить бюсты Решетникова, Мамина-Сибиряка, Белинского на фасаде здания Свердловской областной библиотеки для детей и юношества, которые подчеркивают композицию входной группы, акцентируя оси здания (рис.2).

 

Рис.2. Городская скульптура Екатеринбурга на II этапе развития (1918-1940 гг.)  (фото - Муниципальный музей истории Екатеринбурга)

Фигура Освобожденного человека на постаменте от памятника императору Александру II (1920 г.) Памятник Кузнецу
на Площади Труда (1920 г.)
Памятник на площади Уральских Коммунаров (1920 г.) Скульптурная композиция у фонтама перед Дворцом пионеров (1930-е гг.)
Памятник Я.М.Свердлову на площади Парижской Коммуны (1927 г.) Бюсты писателей в нишах на фасаде Свердловской областной детской библиотеки (1920 г.)

 

Третий этап – 1941-1985 годы. Этот этап характеризуется появлением скульптурных форм, посвященных победе советского народа в Великой Отечественной войне, идеологии прославления политического строя социализма и коммунизма. Характерно также появление мемориальных комплексов со скульптурными элементами, посвященных воинам, погибшим в годы ВОВ, таких как, например, на площади Субботников у ДК ВИЗа в память о воинах-визовцах. Можно отметить памятники С. Орджоникидзе, В.И. Ленину, Комсомолу Урала, студентам и преподавателям УПИ – героям Отечественной войны, воинам Уральского добровольческого танкового корпуса и другие. Анализируя пластические решения скульптурных форм этого периода, можно прийти к выводу, что они, в основном, были ограничены рамками искусства социалистического реализма, с элементами «сурового стиля» и располагались преимущественно на официальных площадях города и территориях возле крупных общественных зданий.

Монументальная скульптура, воздвигнутая на площади, становится ее смысловым и композиционным центром. Для ее высокого художественного исполнения недостаточно наличие одного только скульптора, нужен архитектор, который проектирует размер и расположение памятника, его архитектурное обрамление и постамент. Крупный монумент завершает архитектурную композицию, завершает строгий характер официальной площади. Как правило, фигуры моделируются крупными объемами и плоскостями, что придает выразительность силуэту, т.е. общему контуру фигуры, благоприятной для восприятия памятника издали.

 В этот период начинает появляться и декоративная городская скульптура. Так, в районе Вознесенской горки на Комсомольской площади в оформлении фонтана были использованы декоративные камерные фигуры лягушек и мальчика со щукой. В сквере возле Оперного театра в оформлении наружной лестницы использованы фигуры каменных львов (рис.3).

Рис.3. Городская скульптура Екатеринбурга на III этапе развития (1941-1985 гг.)(фото автора) 

Памятник Максиму Горькому на постаменте от памятника Петру I Набережная городского пруда (1950-е гг.) (не сохранился) Памятник Павлику Морозову в парке Павлика Морозова (1950-е гг.) (не сохранился)
Бюст В.Блюхера на ул. Комсомольской (1967 г.) Скульптуры львов возле Оперного театра
Памятник И.М.Малышеву на площади И.Малышева (1977 г.) Скульптурное убранство на парапете здания Администрации (статуи 1954 г.)
Бюст В.И.Ленину у школы №5 на ул. Хохрякова (1967 г.) Памятник А.Попову в сквере им. А. Попова (1975 г.)
Мемориальный комплекс воинам-визовцам, погибшим в годы ВОВ на площади Субботников (1976 г.) Скульптуры возле проходной завода "Уралхиммаш"
Скульптуры в парке культуры и отдыха им. В.Маяковского  

 

Четвертый этап – 1985-1999 годы. В этот период произошла перестройка государственной политики в области культуры и искусства, снятие идеологических рамок и ограничений. Нужно отметить появление в 1989 году бюста Петра I, в 1998 году памятника В.Н.Татищеву и В.И.де Генину. Знаменательно появление в этот период политического памятника маршалу Г.К.Жукову возле здания Генштаба УРВО (рис.4).

Помимо расположения скульптур на площадях города, территориях возле крупных общественных зданий, как и на предыдущем этапе, она располагается и на приватных пространствах, которые являются буферными между транзитным движением в городском пространстве и внутренним пространством зданий. Однако их количество гораздо больше. Они формируют свою зону влияния в городской среде, бывают различными по величине, площади, конфигурации; открытые или закрытые. К ним относятся пространства возле школ, больниц, офисов, ресторанов, перед заводскими проходными и др., например, территория внутреннего дворика музея архитектуры с бюстом Петра I, территория возле здания детской поликлиники на ул. Испанских Рабочих со скульптурой мальчика с лошадью.

 

Рис.4. Городская скульптура Екатеринбурга на IV этапе развития (1986-1999 гг.)(фото автора) 

Памятник А. Пушкину возле здания проф.-пед. университета 1999 г. - реконструкция Памятник А.Пушкину в сквере Литературного квартала 1999 г.
Памятник маршалу Г.Жукову (1995 г.) Бюст П. Чайковского возле музыкального училища (1999 г.)
Скульптура "Мальчик с лошадью" возле здания детской поликлиники на ул. Испанских Рабочих Бюст Петра I возле музея архитектуры (1992 г.)

 

Пятый этап – 2000-2006 годы – период «новейшей» городской скульптуры. Рассмотренные скульптуры демонстрируют то, что в пластическом и композиционном разнообразии скульптурных произведений, различном градостроительном решении наметилась тенденция к трансформации привычных стереотипов восприятия скульптурного искусства у общества. Эта тенденция отвечает тем процессам, которые происходят в современном российском обществе. Скульптурные формы становятся все менее пафосными и официозными. Можно отметить различное стилевое и образно-художественное решение скульптурных форм – от простых бетонных кубов до пластически проработанных фигур в виде атлантов.

В это время в Екатеринбурге появились скульптуры разного рода: памятники сантехнику, человеку-невидимке, компьютерной клавиатуре, скульптурные группы, расположенные перед музеем истории Свердловской железной дороги, памятный знак в виде фигуры Архангела Михаила возле прихода Во имя Рождества Христова, а также скульптурная композиция, посвященная В.Высоцкому и М.Влади (рис.5).

 

Рис.5. Городская скульптура Екатеринбурга на V этапе развития (2000-2006 гг.)
(фото автора) 

Скульптуры возле музея Свердловской железной дороги (2003 г.) Скульптуры у Театрального кафе на ул. Мамина-Сибиряка
Скульптуры на входной группе салона красоты "Рай" на ул. Луначарского (2005 г.) Памятник компьютерной клавиатуре(2005 г.)
Памятник сантехнику "Афоня" на Сибирском тракте (2001 г.) Скульптурная композиция, посвященная В.Высоцкому и М.Влади (2006 г.)

 

В насыщении городской среды объектами скульптурных форм наметилась тенденция к размещению ее не только в центре, но и в периферийных районах. На приватных пространствах зданий общественного назначения: офисов частных фирм, кафе, салонов красоты и др., продолжает свое развитие оформление входных групп скульптурными элементами.

Проанализировав вышеперечисленные исторические этапы, можно сделать следующие выводы.

Количество и качество скульптуры определяется социальным и политическим характером существующего строя. По данным Министерства культуры Свердловской области, в городе на настоящий момент насчитывается 90 объектов городских скульптурных форм, из них наибольшее количество памятников и монументов воздвигнуты в годы 1941-1985 гг.. Все они посвящены, в основном, идеологическим и историческим личностям, можно проследить, что широкое распространение получил портретный жанр, т.е. произведения, посвященные изображениям какого-либо определенного, конкретного человека – статуя, бюст. Практически на всех этапах становления городской скульптуры применялись разного рода монументально-декоративные элементы и детали – колонны, пилястры, профилированные карнизы, статуи, декоративная скульптура.

По применению материала для городских скульптур можно отметить, что работа скульпторов определялась, в основном, в камне либо бетоне. Скульптура из бронзы начала появляться на городских пространствах города Екатеринбурга в 1980-х годах, причем применение бронзы не зависело от масштаба скульптуры и размера территории, на которых она располагается. Для сравнения можно привести памятник В.Н.Татищеву и В.И. де Геннину, расположенный на центральной общественной площади Труда и памятник сантехнику, установленный у дверей фирмы «Уралэнергосервискомплект» по Сибирскому тракту в периферийном районе города.

В период 1970-1980-х годов скульпторы использовали для своих работ и такой пластический материал как дерево. Были созданы деревянные парковые скульптуры, установленные, в основном, на ландшафтных территориях – в Центральном парке культуры и отдыха им. Маяковского, «Зеленая Роща», а также в парке Победы на Уралмаше.

Как элемент городского пространства, скульптура Екатеринбурга выполняет две основные функции, которые влияют на его образное восприятие: монументальную и декоративную.

Восприятие скульптурного объекта зависит от его размеров, которые определяют размещение в городской среде. Исследуя размеры скульптурных форм, можно вывести их классификацию по масштабности – форма существования скульптурного объекта в зависимости от его размеров: монументальная, камерная и соразмерная человеческому масштабу. Скульптура неразрывно связана с окружающей застройкой, она используется в фасадах зданий как некий «фон», образующая с ним единый ансамбль или конфликтующая, т.е. когда не соответствует архитектурной ситуации по стилю, идее, материалу.


 

Городские пространства и их композиционные характеристики влияют на выбор скульптуры, определяют её ведущее смысловое наполнение, габариты, место установки.

Скульптура может быть посвящена выражению символической политической идеологии, историческим событиям или конкретным личностям, определенной тематике, может использоваться как декоративная. Можно заметить, что на официальных городских пространствах присутствует скульптура монументального характера, отличающейся широкой исторической обобщенностью и масштабностью замысла, она рассчитана на воздействие больших социальных групп. На ландшафтных и неофициальных общественных территориях, главным образом, располагаются декоративные или тематические композиции, предполагающие определенное эмоциональное воздействие на группу людей или конкретного человека (рис.7-8).


 

Политика администрации города, направленная на создание и развитие имиджа города как столицы Урала принимает решения о реализации проектов, связанных с постановкой новых скульптурных групп на улицах и площадях города. В частности, на улице Вайнера в скором будущем появятся сразу несколько скульптур – изображения архитектора Малахова и изобретателя велосипеда Артамонова, а также памятники коробейнику, кружевнице, банкиру, влюбленным, автомобилю. Можно предположить, что количество городской скульптуры, созданной за последние годы, будет превышать количество скульптуры, воздвигнутой в советский период.

Проведенное исследование позволяет выявить необходимость усиления взаимосвязей между архитектурно-художественными качествами скульптурных объектов и композицией городской среды. А систематизация материалов о скульптурных объектах может послужить основой для составления альбома-каталога, который будет являться источником для выработки практических рекомендаций по конкретному улучшению оформления городской среды Екатеринбурга.

 


Библиография

  1. Постоногов Ю. Монументальная летопись городов Урала. Том I. Екатеринбург. – Екатеринбург, 1991. – 227 с.: ил.
  2. Спивак А. Сколько и каких памятников нужно Москве? – Ландшафтная архитектура. Дизайн, 2004. – № 3. – С. 9-12.

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017