№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 14 - Приложение Июль 2006

Архитектура


 Токарев Александр Сергеевич

аспирант УралГАХА
Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор Иовлев В.И.

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ НАСЫЩЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО СОДЕРЖАНИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА


Место культуры в пространстве города

Современный город – это многомерная структура с огромным количеством взаимодействующих и противоречащих друг другу явлений. Социальная, политическая, экономическая, культурная, творческая сферы активности находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, а также с индивидуальными интересами каждого горожанина. Это благоприятная и энергетически насыщенная почва как для конструктивных – созидающих, так и для деструктивных процессов.

Современный город – это почти всегда клубок проблем, в первую очередь чисто человеческих – ощущение дискомфорта, стрессы, чувство социальной экономической незащищённости, не говоря уже об элементарной опасности, связанной с преступностью. Но именно сегодня, благодаря современным технологиям, объединяющим в одном пространстве явления глобального и локального характера, возникает способ если не устранить, то, по крайней мере, встать на путь решения этих проблем.

Раскрытие культурного содержания архитектурного пространства лежит сегодня в основе преобразований многих европейских городов: глобальные высокотехнологичные возможности применяются с учётом специфических особенностей конкретного места. Согласно концепции британского исследователя городов Ч.Лэндри, именно раскрытие культурного потенциала – «гения места» – может направить город на путь устойчивого развития. Во многом успешная реализация этой концепции зависит от городских менеджеров – начальников и законодателей, работников сферы обслуживания, а также культурных деятелей. Какова же в таком случае задача архитектора? Каким образом он может повлиять на состояние культуры и вправе ли он делать это? Чтобы ответить на эти вопросы нужно обратиться к самой сути понятия культура.[2]

Согласно определению Умберто Эко, культура – это любое природное явление, преображенное человеческим вмешательством и в силу этого могущее быть включенным в социальный контекст. [4] По словам Конрада Беккера, теоретика «информационного антиглобализма», культура – это не только проявление личных интересов и пристрастий, выраженное в группах в соответствии с правилами и привычками, но также предоставленная идентификация с системой ценностей. [5] Согласно заявлению Кубы на конференции ЮНЕСКО в Гаване в 1998 году, «культура – это оружие XXI столетия». [5]

Архитектурное пространство – это и преображённая природа и контекст – причина и следствие. Города являются средоточием предпосылок и средств для творческой активности и, одновременно, аккумулируют культурный опыт. Проблема в том, что сегодня культурный опыт активно используется в PR, брэндинге, рекламе – во всех отраслях экономики внимания в качестве сугубо практического и, безусловно, эффективного средства (конечно, если не поднимать этических вопросов).

Если архитектура обеспечивает форму пространства, то культура в ответе за его содержание. И поскольку это содержание сегодня – предмет экономики, то о спонтанности его возникновения не может идти речи. Именно здесь уместно сказать о роли архитектора как пространственного композитора. Только знание особенностей, свойств, масштаба архитектурного пространства позволит гармонично, красиво и целесообразно наполнить его смыслами и образами – культурным содержанием.

На архитектора, таким образом, возлагается новая творческая задача, которая, преследуя те же цели, что и архитектурная, не может быть решена одними лишь архитектурными средствами. Необходимы подходы, методы, инструменты для наблюдения, фиксирования информации, выявления проблем и их эффективного решения.

 

Подход к исследованию и насыщению культурного содержания пространства

Наряду с проектированием пространственных решений, чрезвычайно важной задачей архитекторов является работа с культурным содержанием – контентом – пространства.

Архитектор создаёт своего рода русла для различных проявлений человеческой активности: дороги, улицы, лестницы, коридоры – для движения, помещения – для разнообразных видов деятельности.

Между многочисленными векторами и узловыми точками возникает некое пространство неясной конфигурации, которое, тем не менее, определяет форму жизненного пространства человека. Заполнение этого пространства, как правило, случайно и хаотично. Объекты визуального восприятия, поверхности, конфигурации окружения, символические послания – всё это является предметом проектной деятельности архитектора как пространственного композитора.

Подход к анализу культурного содержания основывается на нескольких исследовательских методах, в числе которых:

- метод контент-анализа;

- пространственно-временное моделирование;

- работа с архитектурным пространством как с объектом визуального восприятия.

В качестве материала для исследования и дальнейшей разработки используются фотографии, видеосъёмки места (видеозахват), а также весь доступный массив опыта визуальной культуры.

Метод контент-анализа, возникший во время второй мировой войны, активно использовался в 1980-е годы американским социологом Джоном Нейсбитом для исследования процессов, происходящих в обществе США. Нейсбит и его команда анализировали информационное содержание – тысячи новостных сводок, газетных и журнальных статей, что в итоге позволило наметить глобальные тенденции – мегатренды жизни общества. По сути метод контент-анализа отталкивается от существования огромного количества локальных событий, потребностей индивидов и групп людей, которые развиваются на фоне мощных социальных, юридических, политических конструкций. В итоге кажущиеся незыблемыми установки могут кардинально меняться под воздействием большого количества частных обстоятельств формирующих глобальную тенденцию.

Подход к анализу культурного содержания основывается на нескольких исследовательских методах, в числе которых метод контент-анализа, пространственно- временное моделирование пространства и др., а также на технологиях фото- и видеофиксации визуальной информации, принципах выстраивания траектории движения и композиции кадра.

Методика пространственно-временного моделирования, разработанная на кафедре основ архитектурного проектирования УГАХА, предлагает богатые возможности для исследования архитектурного пространства с точки зрения движения и визуального восприятия. Она содержит мощный потенциал, который активно используется в обучении проектной деятельности, а в данном подходе является эффективным средством композиционного и структурного анализа архитектурного пространства, позволяющим выявить места наиболее высокого потенциала.

Основные аспекты работы с архитектурным пространством, как с объектом визуального восприятия, были изучены теоретиком современной визуальной культуры Р.Арнхеймом, архитекторами Саймондсом и Е.Л.Беляевой.

Этапы исследования

1. Выбор траекторий визуального восприятия пространства. Любой, даже самый небольшой участок городской застройки, пронизывают сотни тысяч индивидуальных маршрутов-траекторий, по которым движутся жители этого места, его гости. Многие маршруты, на первый взгляд, совершенно не различаются, однако при детальном разборе разница может быть существенной: даже двигаясь вдоль одной и той же траектории, два разных человека увидят два разных места. Взгляд коренного жителя будет кардинально отличаться от взгляда гостя.

Зафиксировать все нюансы и мельчайшие различия индивидуальных взглядов невозможно и вобщем не нужно. Наша задача – наполнить пространство этих взглядов смыслами вдоль наиболее вероятных траекторий восприятия.

На данном этапе мы будем руководствоваться тремя способами выбора этих траекторий:

- исходя из итогов планировочного анализа: позволяет выбрать наиболее активные, общие маршруты, однако имеет недостаток – упускает из виду детали и локальные явления, лежащие за пределами главных улиц и центров фокуса. Тем не менее, такой способ может быть необходим и полезен при работе с незнакомой и трудно доступной застройкой: он позволяет задать направления для дальнейшего исследования уже в условиях студии, до натурного исследования (Рис.1);

Рис.1. Траектории визуального восприятия на основе планировочного анализа (здесь и далее – на примере микрорайона Заречный, г.Екатеринбург)

 

- в ходе интуитивного визуального исследования, основанного на выявлении выразительных элементов пространства: позволяет отталкиваться от наиболее сильных импульсов-впечатлений. В отличие от первого – научного – этот способ скорее художественный. По крайней мере, он требует от исследователя, в первую очередь, остроты взгляда, творческой интуиции и чуткости, дабы разглядеть поверх сложившихся в сознании горожанина клише восприятия нечто новое и, на первый взгляд, несущественное. Подобную информацию невозможно почерпнуть даже из самых тщательных вариантов планировочного анализа. (Рис. 2);

Рис.2. Траектории визуального восприятия между видовыми аттракционами

- на основе субъективных оценок пространства индивидом (Рис. 3) – специфический способ, позволяющий вовлекать в исследование местных жителей, опираться, в первую очередь, на их потребности, наиболее точно выражает «непрофессиональную» человеческую точку зрения, но в связи с этим наиболее трудоёмкий и долгий. Кроме того, есть риск оказаться в рамках сложившихся потребностей, не выйти на качественно новый уровень;

Рис.3. Траектории визуального восприятия с точки зрения субъективных оценок пространства индивидом

2. Фотографирование или видеозахват пространства по выбранным траекториям. (Рис. 4).

Можно рассмотреть два основных приёма:

- фиксация «визуальных коридоров» – непрерывное движение – трэвеллинг – камеры вдоль траектории – позволяет зафиксировать визуальную информацию о пространстве непрерывно, без каких-либо изъятий, отразить реальность «такой, какая она есть»;

- киномонтажный приём – когда непрерывные движения перемежаются детальными статичными изображениями выразительных элементов и видовых кадров. Такой приём позволяет достаточно точно воссоздать траекторию движения взгляда идущего человека, смотрящего по сторонам, отмечающего наиболее интересные детали и игнорирующего нейтральные и не выразительные элементы. Такой прием позволит нам получить удобоваримый видеоматериал, организованный с использованием визуального кода киноязыка.

Однако используя этот приём, мы неизбежно столкнёмся с проблемой кадра, который не только задаёт границы восприятия, но также является смысловой рамкой. Нетрудно представить ситуацию, когда профессиональный оператор, снимая пространство вдоль заданной траектории, подойдёт к этому «эстетически» и уберёт за границы кадра всё некрасивое и неприятное, хоть и имеющее место, либо наоборот выведет это на передний план. В таком случае результат видеозахвата станет чем-то самодостаточным, хотя в данном случае он должен являться только средством для проектирования дальнейших пространственных преобразований.

Рис. 4. Видеозахват архитектурного пространства вдоль заданной траектории

3. Просмотр и анализ отснятого материала. Материал просматривается рабочей группой, состоящей из архитекторов – специалистов разных областей проектирования, работников культуры, а также специалистов по менеджменту в городском пространстве.

4. Классификация элементов пространства по объёму культурного содержания:

- «готовые» участки – места с высоким, развитым и востребованным потенциалом, где главная задача – не разрушить то, что уже создано;

- участки высокого потенциала – места, обладающие традиционным, символическим, историческим, эстетическим содержанием, имеющие возможность для развития и усиления их культурной значимости;

- нейтральные участки – без ярко выраженного потенциала;

- проблемные участки– места в первую очередь требующие проектного вмешательства, непроработанные, социально и пространственно важные участки.

5. Формирование банка проектных предложений и работа с массивом опыта визуальной культуры: на основе анализа отснятого материала выдвигается ряд проектных предложений, позволяющих решить обнаруженные проблемы, насытить культурное содержание, выявить «гений места». На данном этапе предложения выдвигаются без каких-либо рамок и ограничений: в арсенале архитектора, помимо собственно архитектурных и ландшафтных преобразований, появляется возможность быть инициатором культурных событий, проектировщиком традиций. Далее на стадии продвижения и реализации все идеи делятся на:

- эфемерные – быстрореализуемые пилотные проекты, не требующие значительных материальных вложений, рассчитанные на быстрый эффект, привлекающие внимание;

- архитектурные – масштабные, дорогостоящие, долгосрочные.

6. Создание медиа-проекта, наглядно демонстрирующего характер и масштаб необходимых преобразований. Такой проект предназначен для работы с фокус-группами из жителей данного места, работниками муниципалитета, участниками культурного процесса, способными реализовывать собственные проекты в условиях проблемных городских ландшафтов. (Рис. 5)

Рис. 5. Медиапроект на основе видеоматериала и проектных предложений: отображается движение в плане, съёмки исходного вида, изменённый вид (3d-модель, либо коллажные вставки существующих элементов в канву исходного видео), текстовые пояснения по принципу бегущей строки.

Медиапроект при использовании его в продвижении проекта в целом может принять форму презентационного фильма в духе программ DISCOVERY или Интернет-сайта. Однако это лишь средство, один из шагов на пути к реализации. Главная цель – город международного уровня с насыщенной культурной жизнью, открытый для выразительных, инновационных проектов как в областях искусства, так и в архитектуре.

 


Библиография

  1. Беляева Е.Л. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия. – М.: Стройиздат, 1977.
  2. Лэндри Ч. Креативный город. – пер. с англ. – М.: Издательский дом «Классика XXI», 2005.
  3. Иовлев В.И. Пространственно-временное моделирование архитектурной композиции. Учебное пособие план Минвуза РСФСР 1990.
  4. Эко У. Отсутствующая структура. СПб.:SYMPOSIUM 2004.
  5. Беккер К. Словарь тактической реальности: культурная интеллигенция и социальный контроль / Конрад Беккер; [пер. с англ. Олега Киреева]. – М.:Ультра.Культура, 2004.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017