№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 14 - Приложение Июль 2006

Архитектура


 Нохрина Ольга Леонидовна

аспирант УралГАХА Научный руководитель: доктор архитектуры, профессор Колясников В.А.

МЕСТО БОЛЬШОГО ЕВРАЗИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В НОВЫХ РЕАЛЬНОСТЯХ РЕФОРМЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ


Дальнейшее развитие России связано с формированием эффективной экономики инновационного типа, в частности, в области стратегии образования и науки. Сейчас остро стоит вопрос о реорганизации системы образования, в том числе и о преобразовании высшей школы. Для решения этой задачи в России существует мощный научный потенциал, развитая система образования, крупная сырьевая база, достаточная для развития промышленности и сельского хозяйства, наличие высокотехнических технологий и производств. Однако в стране не выражена инновационная государственная политика, нет необходимых структур и кадров, обеспечивающих интеграцию ресурсов для эффективного трансферта новых знаний в реальную экономику. Главные структуры инновационной экономики должны располагать необходимыми интеллектуальными, образовательными, технологическими, транспортными ресурсами, обеспечивающими транснациональные, национальные и региональные интересы. Такими основными структурами должны стать интегрированное сообщество вузовских, научных, опытно-конструкторских и инновационно-производственных структур, обеспечивающих производство новых знаний и технологий, их кратчайший трансферт в реальное производство.

Сегодня специалистами выдвигаются широкие программы, а для решения проблемы предусматриваются различные меры. На уровне Министерства образования и науки разработана Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, утвержденная Правительством Российской Федерации от 3 сентября 2005 г. №1340-р. Концепция вводит определения различных статусов вузов, определяя тем самым их положение в системе образования. Так, статус «общенационального университета» планируется присваивать учреждениям или организациям высшего профессионального образования, которые прошли процедуру соответствующей аттестации. Вуз, претендующий на получение столь высокого статуса, должен быть культурным и интеллектуальным центром, проводить фундаментальные исследования, осуществлять перспективные разработки в области образования, в полной мере быть участником процесса интеграции науки и образования. «Базовый (системообразующий) вуз» – статус учреждения или организации высшего профессионального образования, который планируется присваивать вузам, которые прошли процедуру соответствующей аттестации. Вуз, претендующий на получение данного статуса, должен быть лидером в подготовке кадров для той или иной отрасли по качественным показателям. «Интегрированное учебное заведение» – учреждение или организация образования (как правило, профессионального), реализующее образовательные программы разных уровней. «Университетский комплекс» – объединения учебных заведений, создаваемых, как правило, вокруг ведущих университетов региона либо вокруг ведущих отраслевых вузов с целью наиболее рационального использования ресурсов, для решения управленческих и собственно образовательных проблем.

Объединение учебных заведений может происходить как по сетевому, так и по системному принципу. «Исследовательский университет» или «учебно-научно-исследовательский комплекс» (в случае когда вуз не является университетом) – статус учреждения или организации высшего профессионального образования, который планируется присваивать вузам с широким набором учебных дисциплин , имеющих в своем составе аспирантуры и докторонатуры и выполняющим научные исследования за счет бюджетных средств не ниже определенного уровня финансирования. В Российской Федерации концепция создания исследовательских университетов только начинает серьезно прорабатываться, создаются новые структуры на основе добровольной интеграции университетов и академических институтов, а также государственных научных центров [1].

Итак, высшие учебные заведения приобретут новый статус в соответствии с Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы. Какой же статус будет присвоен рождающемуся на наших глазах новому университету, проект которого разрабатывается в стенах Уральской государственной архитектурно-художественной академии? 27 декабря Председатель Правительства Свердловской области А.Воробьев, представители 13 вузов Екатеринбурга, УроРАН и администрации г. Екатеринбурга,приняли участие в церемонии подписания учредительных документов автономной некоммерческой организации «Большой Евразийский университетский комплекс». Учредителями Большого Евразийского университета выступили Правительство Свердловской области, администрация Екатеринбурга, Уральское отделение Российской Академии наук и тринадцать государственных вузов, в том числе УГТУ-УПИ и УрГУ [2].

Таким образом БЕГУ приобретает документально-правовую реальность. Уже разработана схема первой и второй очередей строительства студенческого городка в районе озера Малый Шарташ (рис.1). Размер земельной территории участка учебной зоны вузов на первую очередь строительства будет составлять 461 га, численность студентов, обучающихся в вузах, составит 100 400 чел. Размер земельного участка студенческих общежитий составит 141 га при 70% (70 280 чел) проживающих на территории БЕГУ иногородних студентов и аспирантов. Размер селитебной зоны для работников вузов, академий и технопарка – 129 га. Площадь технопарка – 145 га. (рис. 2) На вторую очередь строительства размер территории учебной зоны будет составлять 1156 га, количество обучающихся студентов – 251 тыс. чел. (рис.3)

Образование Большого Евразийского государственного университета не предполагает появления нового вуза. Его создание заключается в интеграции существующего вузовского и научного потенциала, качественном обновлении учебно-лабораторной, научной, экспериментальной, информационной и социальной базы, достижении максимального синергетического эффекта от кооперации, формировании современных условий для полноценной учебы, научной и инновационной деятельности, быта, отдыха и безопасности жизнедеятельности.

Существенным отличием БЕГУ от отечественных и зарубежных аналогов является максимально полная совокупность научных, образовательных, инновационных программ во всем спектре отраслей знаний, производства, политики, социальной сферы, что придает ему общенациональное, а в какой-то части и транснациональное значение. Существенной особенностью Университета является наличие при нем техно-интеллектуального парка, позволяющего не только осуществлять трансферт новых знаний в реальную практику, но и предметно воспитывать инновационных организаторов в областях науки, образования, высоких технологий, экономических, политических и социальных процессов. Воспитание новой интеллектуальной элиты для регионов страны здесь, в реальных российских условиях, – главная задача дальнейших политического, социального и экономического процессов России.

Университет должен занять свою интеллектуальную нишу на международном рынке глобальных идей и образовательных технологий, воспитывая новую элиту, способную справиться с глобальными конфликтами, захлестывающими мир. Знание должно стать главным оружием XXI века. Подготовка кадров для депрессивных регионов мира является основным инструментом выравнивания уровня жизни и ликвидации предмета межгосударственных конфликтов. Последовательное проведение в рамках университета идей научной и образовательной интеграции Запада и Востока способно вызвать международный синергетический эффект, привлекая новые и возвращая потерянные интеллектуальные ресурсы [3].

Работа над проектированием Большого Евразийского государственного университета началась на кафедре градостроительства и ландшафтной архитектуры Уральской государственной архитектурно-художественной академии несколько лет назад. За это время студентами кафедры были предложены несколько вариантов генеральных планов университетского комплекса, варианты застройки центральной зоны, расположение учебных территорий, решение жилого сектора, подсчитаны технико-экономические показатели, приведены укрупненные показатели затрат на первую очередь строительства комплексной застройки университета (рис.4-7). Разработанные варианты генеральных планов помогут найти рациональное решение функционально-планировочной и объемно-архитектурной систем Большого Евразийского государственного университета.

Рис.1 Схема расположения Большого Евразийского Университета в генеральном плане города Екатеринбурга.

Рис.2 Схема генерального плана Большого Евразийского университета, первая очередь строительства. УралГАХА, 2005.

Рис.3 Схема генерального плана Большого Евразийского университета, вторая очередь строительства. УралГАХА, 2005.

Рис.4 Вариант генерального плана Большого Евразийского университета, 2005 Студент Петрухина Н.В., руководители Симаков А.И.

В планировочной структуре университетского комплекса выявлены центральная зона, учебные и жилые территории. Центр представлен эспланадой с административными, общественными, торговыми зданиями и сооружениями, а также включает в себя систему парадных площадей, аллей, парков и скверов. Центральная зона университетского комплекса задает направление одной из основных осей в планировочной структуре студенческого городка. Учебная территория расположена вдоль оси центра и с севера на юг, задавая направление дополнительной функционально-планировочной оси. Полоса технопарков тянется в направлении север-юг и примыкает к ЕКАД. Жилая застройка располагается в непосредственной близости к участку периферийного кольца, которое связывает пос. Изоплит с дублером Сибирского тракта. Развита система транспортно-пешеходных связей.

Рис.5 Вариант генерального плана Большого Евразийского университета, 2005 г. студент Денисова Ю.К., руководители Потапов Ю.М., Лемегов А.В.

Генеральный план центральной зоны БЕГУ решен во взаимосвязи с Уральским государственным политехническим университетом. Предлагается реконструкция генерального плана УПИ, концепция благоустройства береговой территории оз. Шарташ и оз. Малый Шарташ с созданием спортивно-рекреационного комплекса, а также благоустройство, восстановление и озеленение нарушенных территории, карьеров с созданием ландшафтного комплекса. Проектом предусматривается продление проспекта Ленина под территорией УПИ и слияние его с ул. Малышева, на образованной оси располагается центральная зона БЕГУ. Центр представлен высотными зданиями административного, общественного, торгового назначений, которые формируют направление главной композиционной оси университетского городка. Сформирована парадная зеленая зона, разработана система площадей и аллей. Разработана зона учебных заведений - территории вузов располагаются по обе стороны от центральной оси. Намечены жилые кварталы с застройкой для студентов и преподавателей.

Рис.6 Вариант генерального плана Большого Евразийского университета, 2004 г. студент Солодникова Н., руководители Колясников В.А., Потапов Ю.М., Лемегов А.В.

 

Главная ось генерального плана – продолжение ул. Малышева до пересечения с ЕКАД. Ось представлена центральной административной зоной университетского городка, от которой с севера на юг протянуты полосы университетской застройки, селитебной территории, участки научно-исследовательских институтов, зона технопарков. Озеленение и пешеходные связи очень развиты и являются дополняющими друг друга системами. Решетчатая структура генерального плана разбита ландшафтными элементами – зелеными участками парков, ручьями и водоемами, пешеходными тропинками. Жилая территория для студентов и преподавателей вписана в систему озеленения, тем самым создается эстетичная и благоприятная среда для проживания. Предлагается создание медицинского, спортивного, рекреационного комплексов. Организованы транспортные связи, предусмотрено создание железнодорожной станции. Генеральным планом предусмотрены участки для дальнейшего развития университетского комплекса.

Рис.7 Вариант схемы генерального плана Большого Евразийского Университета, 2004 г. студент Нохрина О., руководители Колясников В.А., Потапов Ю.М., Лемегов А.В.

 

Мощная ось генерального плана БЕГУ – центральная зона, которая включает в себя административные здания – Ректорат, Правление и т.д.; общественные и культурные центры; торговые и развлекательные комплексы. Главная эспланада объединяет эти здания и сооружения, система озеленения подчеркивает парадность этого направления. Продолжение ул. Малышева совпадает с главной осью. Возле центральной зоны сформированы кварталы вузов, которые имеют площади перед главным зданием, спортивные площадки и скверы на своих территориях. Жилая зона для студентов представлена зданиями повышенной этажности. Жилье для студентов располагается в южной части комплекса, жилье для профессорско-преподавательского состава - на севере. Создана ландшафтная зона – парки, скверы, водоемы, благоустройство прибрежных территорий оз. Шарташ, оз. малый Шарташ. Развита система транспортно-пешеходных связей, разделены движения транспорта и пешеходов. В проете предусмотрены участки под сады профессорско-преподавательского состава. Зона технопарков располагается за ЕКАД, в непосредственной близости от Новосвердловской ТЭЦ. В генеральном плане отведены резервные территории для дальнейшего развития университетского комплекса.

 


Библиография

  1. Межведомственный информационный бюллетень, №30, стр.15 – М.: ООО «Образование в документах», 2005.
  2. Стройкомплекс Среднего Урала, 2005, №12 (94), с.16
  3. Большой Евразийский университет. Концепция проекта.– Екатеринбург, 2004


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017