№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 14 - Приложение Июль 2006

Архитектура


 Лушникова Евгения Анатольевна

магистрант УралГАХА.
Научные руководители: доцент кафедры ТА и ПК Десятов Л.В., кандидат архитектуры, доцент кафедры ТА и ПК Конева Е.В.

ЗАКОДИРОВАННЫЙ ГОРОД БУДУЩЕГО


«…Неустанный труд воображения – сила, которая, сочетая идею горы с
идеей золота, способна породить идею золотой горы».
Умберто Эко [1].

 

В настоящее время, архитекторы все больше стали задумываться о разработках градостроительных моделей, соответствующих идее «ноосферного развития» среды, о создании идеальной и устойчивой концепции будущего. В этом русле возможен особый прогнозируемый подход к формированию концепции «ноосферного города», которая заключает в себе метод считывания и накопления городской информации, а также ее кодирование.

В 1987 году Всемирная комиссия ООН по окружающей среде и развитию опубликовала доклад «Наше общее будущее». В ней четко звучит поставленная задача перед современными архитекторами, заключающаяся в создании новой модели развития цивилизации. С этого момента в средствах массовой информации стал часто употребляться такой термин как «устойчивое развитие». «В широком смысле слова, этот термин определяет такую модель движения вперед, когда удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей достигается не за счет лишения такой возможности будущих поколений» [2]. Основные требования к этой модели: обеспечение гармоничного сочетания социально-экономических и экологических приоритетов развития общества.

Устойчивое развитие, как реальное свойство объекта, есть ступень на пути превращения его в ноосферный. Стремление объекта к ноосферному состоянию, как к гармонии человека, природы и архитектуры, выражает суть нового градостроительного направления. В результате такой градостроительной деятельности в направлении «эко-ноосферно-устойчивого» города, следует рассматривать такие модели, которые бы обладали следующими свойствами:

  • способностью городской структуры к самосохранению и саморегулированию,
  • рациональным и гармоничным развитием системы в дальнейшем,
  • обеспечением высокого уровня жизни в пределах новой городской системы,
  • преобразование «устойчивого города» с благополучной динамикой развития в стадии «ноосферного городского существования».

Система любого города складывается из его частей: слоев, каркасов-скелетов, клеток, структур, молекул, как и любой объект или организм на планете. Также и для ноосферного города должны существовать подсистемы: «каркасы», «ткани», «слои», «структуры», «сетки». Эти составляющие должны быть гармонизированы и оптимизированы, выражать ту же направленность, иметь те же предпосылки, что и ноосферная концепция города в целом. Частями ноосферы так же являются, и архитектурные ансамбли, и отдельные здания, и сооружения.

Одним из подходов к такой концепции может быть так называемый метод «считывания кодов» структуры городской ткани. «Считывание» подразумевает под собой выявление основных важнейших характеристик и направлений по развитию композиционного каркаса города, в связи с выделенными «тканями – кодами». Таким образом, в каркасе будет набрана вся необходимая информационная насыщенность, все необходимые предпосылки и требования для функционирования городской инфраструктуры. Подобные «коды» могут быть универсальными и нести закодированную информацию о любом объекте, а в конкретном случае, о городе.

Рис. 1. Информационная частица.

 

Город – это субстанция, насыщенная различными уровнями информации. Для выявления единой концепции необходимо разбить все аспекты формирования городской среды на «ткани – коды» по информационным уровням. В дальнейшем, на основе выявленных «кодов – матриц», можно использовать необходимую «кодировку» для конкретного города, либо здания или сооружения.

Рис. 2. Ноосферный город = коды + гармонизация.

Рис. 3. Достижение гармоничного развития посредством единения природы, человека и техники.

 

Возможно выделение четырех (в других случаях и более) уровней (составляющих или направляющих) для формирования композиционной модели «ноосферного», «устойчивого» и «эко-города». Эти составляющие: природа, человек, техника и архитектура.

 

Рис. 4. Некоторые виды наук, определяющие и изучающие уровни формирования
композиционных моделей города.

Рис. 5. Таблица развернутого выделения «кодов» для формирования городской ткани.

 

 Данная таблица может дополняться в зависимости от требований, предъявляемых к структуре формирования городской ткани.

Выявленные «коды», уровня «природа» и разделом науки микроскопии, могут быть примером для составления «кодированной ткани», с точки зрения выявления природного начала в формировании каркаса городского образования.

Рис. 6. Раздел – природа, наука – микроскопия, код – молекула, пароль – молекулярный.

 

Другой пример выявленных «кодов», уровня «природа», является раздел науки биометрии. Такие пароли и коды в композиционной модели могут содержать информацию, раскрывающую биологическое начало городского образования, связанное с природой человека, и закодированным в нем информационным генофондом.

Рис. 7. Раздел – природа, наука – биоскопия, код – сетчатка глаза, отпечаток пальца, термограмма лица и др., пароль – биометрический.

 

Примером выявления «кодов» в разделе «техника» может быть штрих-кодирование. Такие пароли и коды несут всю необходимую информацию об объекте, связанную с искусственным и техническим началом, внедряемым в ткань города.

Рис. 8. Раздел – техника, наука – штрих-кодирование, код – штрих-код, пароль – штрих-цифровой.

 

С выявлением паролей и кодов в разделе «архитектура» связано практическое и эстетическое значение зданий, сооружений и других архитектурно-дизайнерских объектов в «жизни» города. Такие «кодированные ткани» будут выявлять весь накопленный потенциал архитектурной и дизайнерской мысли новых и исторически-важных проявлений в композиции города.


Рис. 9, 10. Раздел – архитектура, наука – алхимия, код – символ, знак, пароль – информационно-знаковый.

На основе представленных «кодов» по выбранным разделам представлены три стадии концептуального формирования городской ткани на пути превращения ее в «ноосферную кодированную ткань».

Первым шагом на пути к таком превращению является «Экополис». Это экологически сбалансированная среда обитания для человека, отвечающая всем необходимым его требованиям в природных проявлениях.



 

Рис. 11, 12. Композиционная модель «ЭКОПОЛИСА».

Представленная модель складывается из природного и технического «кодов». Так как городская среда находится в постоянном противодействии природных проявлений и технических, необходим какой-то баланс между техногенным и природным информационным запасом. Таким компромиссом выступает «синтезированный штрих-код», напоминающий срез по годовым кольцам дерева и структуру штрих-цифрового пароля.


Рис. 13, 14. Композиционная модель «УСТОЙЧИВОГО ГОРОДА».

В данной модели выступают основой для формирования три «кодированные ткани»: природная, техническая и «человеческая». В модели совмещены следующие информационные коды: молекулярный, биометрический и штрих-цифровой. Так как устойчивое развитие города обусловлено гармоничным взаимодействием человека, природы и новых технологий.


Рис. 15, 16. Композиционная модель «НООСФЕРНОГО ГОРОДА».

 

Здесь структура «кодовой модели» заключена в симбиозе архитектурной, природной, технической и «человеческой» информационных тканях, взаимодействующих между собой и находящихся в «ноосферной» – идеальной гармонии. Здесь выражена идея архитектурной информационной ткани как средства гармонизации и посредника между природой и человеком, его техногенного влияния на среду. Архитектура, как важнейшее средство преобразования среды города в «ноосферно-эко-устойчивое» идеальное состояние. «…Ибо из всех искусств архитектура отважнее всех стремится воссоздать собою миропорядок, который древние люди именовали kosmos, то есть изукрашенный; он целокупен, как некое громадное животное, поражающее совершенством и согласием во всех членах» [1].

 «Кодированные ткани» при выявлении их в композиции города могут содержать в себе, например, как основу – разработки научных трудов Морриса Эшера. Здесь геометрические построения задают основные композиционные массивы на «карте» города.

Рис. 17. Композиционные модели «идеальных» городов, в основе функционально-планировочного каркаса которых лежат работы Морриса Эшера.

Представленные модели носят концептуальный характер, выявляющий основную идею, одного из способов превращения города в идеальное «ноосферное» состояние. Такие «кодовые» системы могут использоваться не только для формирования композиции градостроительных, но и архитектурных или дизайнерских объектов, на этапе выявления основной идеи и образа внедряемого объекта в существующую среду.

 


Библиография

  1. Умберто Эко «Имя розы». Перевод Е.Костюкович. – СПб: изд-во «Симпозиум», 1980.
  2. Колясников В.А. «Теория градостроительства: современные направления и концепции». Учеб.пособие. – Екатеринбург: Архитектон, 2003. – 322 с.: ил.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017