№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 14 - Приложение Июль 2006

Архитектура


 Квашнин Николай Николаевич

магистрант УралГАХА Научный руководитель: кандидат архитектуры, доцент кафедры ТИАД Конева Е.В.

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ПРОЕКТНОЙ МОДЕЛИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВУЗА


Одной из важных задач архитектурного проектирования является приведение процессов, протекающих в проектируемом здании, в логичную систему. Установив последовательность этих процессов, можно определить взаимосвязи между отдельными помещениями или их группами и создать композиционную схему здания в целом.

В России существует достаточно большое количество архитектурных и художественных вузов, но среди них нет ни одного вуза, который мог бы соответствовать всем требованиям, возникающим сегодня, и создавал бы необходимые условия для осуществления полноценного образовательного процесса, проходящего в данных вузах. Практически все здания, в которых располагаются архитектурные и художественные вузы, являются приспособленными, а не специально созданными. Таким образом, возникает проблема необходимости создания пространственной среды и выявления критериев, по которым она должно формироваться, что в дальнейшем позволило бы построить проектную модель.

Для этого на начальном этапе создается ряд схем, позволяющих выявить структуру и взаимосвязи функциональных зон здания архитектурно-художественного вуза.

Согласно функционально-планировочному решению, все помещения вуза целесообразней разделить на группы, внутри которых они распределяются по функциональным зонам. В результате появляется схема, позволяющая выявить взаимосвязи элементов, входящих в общую структуру учебного заведения архитектурно-художественного профиля.

При составлении «Схемы функционального зонирования» все помещения вуза были разделены на следующие группы: основные, социально-бытовые, обслуживающие и вспомогательные (см. приложение, рис. 1).

Первая группа – это основные функциональные зоны, формирующие каркас здания. Всего их шесть: зона учебно-лекционного курса; зона специализированных мастерских; зона проектных мастерских; зона художественных мастерских; выставочные зоны; рекреационные зоны.

Вторая группа – это социально-бытовые зоны, социально-правовой службы и общественного питания.

Третья группа – это зона обслуживающего и вспомогательного характера, состоящая из административно-хозяйственной и коммуникационно-технической зон.

Эта схема позволяет структурировать данные элементы, выявить потребности в них, обозначить требования, предъявляемые к данному типу зданий, а также к конкретным зонам и помещениям.

При выявлении и структурировании составляющих элементов было изучено не только пространство, но и виды деятельности, которые осуществляются в архитектурно-художественном вузе. В результате была составлена «Матрица исследования пространств и видов деятельности».

Полученная матрица представляет собой структуру, построенную исходя из двух позиций. Первая позиция заключается в создании перечня основных видов деятельности, протекающих в архитектурно-художественном вузе, вторая – создание перечня пространств, входящих в этот вуз. Выявление взаимосвязей между первой и второй позициями дает возможность определить, какое требуется пространство и какие связи существуют между каждым видом деятельности и конкретным пространством.

После определения основных зон и помещений, а также выявления взаимосвязей между ними, можно выделить три группы основных пространств. Первая – пространства, объединяющие в себе все лекционные аудитории. Вторая – пространства, которые можно обозначить как универсальные за счет возможности их трансформации: помещения для выставок, конференций, актовый зал, зимний сад, рекреации, музей. Третья – пространства, предназначенные для специализированного вида деятельности: макетные мастерские, проектные аудитории, подсобные помещения, лаборатории, методические кабинеты. Определение групп этих пространств необходимо для выявления зон функционального взаимодействия и их дальнейшего исследования.

На основе «Схемы функционального зонирования» и «Матрицы исследования пространств и видов деятельности» была составлена «Матрица взаимодействия функциональных зон», в которой было произведено распределение пространств по факультетам, входящим в состав архитектурно-художественного вуза. Таким образом, получилось три функциональные зоны: зона архитектуры, зона дизайна и зона изобразительного искусства.

Создание «Схемы функционально-планировочного решения нового здания архитектурно-художественного вуза» подвело черту под данным этапом исследования. Схема состоит из пяти блоков, полученных на основе «Матрицы взаимодействия функциональных зон», где пятый блок относится к универсальному пространству, и, таким образом, он является «стержневым» при построении схемы и во взаимодействии со всеми остальными блоками, входящими в нее. Каждый блок имеет дополнительные подблоки, делящиеся между собой по функциональной значимости.

Динамика учебного процесса, периодическое изменение учебных программ и увеличение количества студентов определили нецелесообразность использования при проектировании высших учебных заведений типовых проектов. Для достижения единства учебного процесса и пространства, в котором он происходит, необходимо создание гибких архитектурно-планировочных схем учебных зданий, дающих возможность быстрого изменения технологии, смены оборудования без ущерба для здания и учебного процесса, то есть создание универсальных пространств.

Для более полного и наглядного представления о возможных решениях пространственной среды были разработаны две таблицы.

Первая таблица – это «Возможные схемы организации архитектурно-пространственной среды архитектурно-художественного вуза» (см. приложение, рис. 2). В ней предлагаются шесть вариантов-схем композиционных приемов с использованием универсального пространства в качестве доминирующего элемента. Первая схема – линейная, вторая схема – центричная, третья схема – линейно-параллельная, четвертая схема – линейно-кольцевая, пятая схема – линейная сложная и шестая схема – многоцентровая.

Выбор той или иной схемы обусловлен выбором конструктивной и тектонической систем. Определяющими позициями в данном случае будут основные свойства объемно-пространственной композиции, такие как геометрический вид, положение в пространстве, величина, масса.

Отсюда следует, что при решении объемно-пространственных задач проектируемого объекта необходимо определить схему организации архитектурно-планировочной среды, а также выбрать схему объемно-пространственного решения объекта.

Вторая таблица «Варианты объемно-пространственного решения» показывает возможные варианты композиционных приемов на примерах существующих аналогов (см. приложение, рис. 3). Были выделены следующие принципы компоновки: компактная, блокированная, павильонная, смешанная.

Основной смысл создания универсальной проектной модели заключается в организации пространственной среды здания нового архитектурно-художественного вуза. Особенность универсальной проектной модели в том, что она представлена в виде трехмерной графической структуры, позволяющей раскрыть главные и второстепенные связи между пространствами.

В проектной модели представлены связи в границах одного этажа или уровня, вертикальные связи между этажами, а также связи между корпусами или блоками объединенных пространств. Таким образом, были выявлены следующие типы структурных элементов, образующих проектную модель (см. приложение, рис. 4).

Блок – группа пространств, объединенных между собой для осуществления специфической деятельности.

Блок-система – несколько блоков, объединенных между собой для создания наиболее комфортных условий учебного процесса.

Уровень – группа пространств, расположенных на одном этаже.

В результате автором предложено восемь блоков. Каждый блок включил в себя пространства, совмещенные между собой по специфике деятельности. Таким образом, данные блоки сформировали многоуровневую структуру нового здания архитектурно-художественного вуза. Это дает возможность четко разграничить все компоненты по выявленным взаимосвязям.

Первый блок выполняет функции административно-хозяйственного управления. Второй блок осуществляет функции общественного, досугового и учебного характера, имеет одноуровневую структуру, включающую в себя зал для защит курсовых и дипломных проектов, конференц-зал и актовый зал. Третий блок является учебно-образовательным, состоящим из нескольких уровней. Четвертый, пятый и шестой блоки объединены по принципу специализаций и представляют собой три уровня в одном блоке-системе. Седьмой блок выполняет функции выставочно-рекреационного пространства в виде одного уровня и включает в себя: рекреационные пространства, выставочные пространства для проектов и художественных работ, зону общественного питания (столовая, кафетерии, буфеты), пространство зимнего сада, мастерские фитодизайна. Восьмой блок выполняет функции специализированных мастерских и состоит из двух уровней.

Таким образом, созданные блоки позволяют сформировать универсальную проектную модель, которая может лечь в основу проекта любого архитектурно-художественного вуза, так как не имеет каких-либо четких ограничений, связанных с определенным объемно-пространственным решением здания или комплекса. Отсюда следует, что данную модель можно подвергать различным модификациям, не изменяя при этом структуру взаимосвязей, создавать здания вузов архитектурно-художественного профиля с разнообразными объемно-пространственными решениями.

Приложение

Рис.1 Схема Функционального зонирования



 
 


Библиография

  1. Адамович В.В. и др. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений: Учебник для вузов / В.В.Адамович, Б.Г.Бархин, В.А.Варежкин и др.; Под общ. ред. И.Е.Рожина, А.И.Урбаха. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Стройиздат, 1984. – 543 с.
  2. Бархин Б.Г. Методика архитектурного образования, Москва. Стройиздат, 1993. – 438 с.
  3. Валиахметова Л.З. Архитектурная среда для внеучебной студенческой деятельности. Дисс. на соискание уч. степ. канд. архит. – Екатеринбург, 2004.
  4. Иовлев В.И. Архитектурно-композиционное формирообразование: Учеб. пособ. / В.И. Иовлев, А.А.Барабанов, Т.Н.Корепина и др., под. ред. В.И.Иовлева, Урал. Гос. архит-художеств. академия. – Екатеринбург: Архитектон. 2000. – 366 с.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017