№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 14 - Приложение Июль 2006

Архитектура


 Середкина Евгения Валерьевна

магистрант УралГАХА
Научный руководитель кандидат архитектуры, доцент Винницкий М.В.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АРХИТЕКТУРЫ ДЕТСКИХ САДОВ В РОССИИ (Тезисы)


На сегодняшний день детские сады располагаются в зданиях, построенных по типовым проектам советского периода, не отвечающим многим современным требованиям. Есть единичные индивидуальные проекты, есть детские сады, расположенные в коттеджах и на частных квартирах.

Демографическая ситуация в стране со временем меняется. Происходят спады и подъемы рождаемости в силу экономических и социально-политических обстоятельств в стране.

Потребность в местах в детских дошкольных учреждения меняется в зависимости от демографической ситуации в стране. Вместительность детских садов в идеальном варианте – это не постоянная ежегодная величина.

Архитектура детского сада должна гибко реагировать на изменения демографической ситуации в стране. На данный момент наблюдается нехватка мест в детских садах.

 Удобный вариант для родителей, когда детский сад, школа развития и начальная школа находятся в одном комплексе. Это объясняется тем, что сейчас на родителей падает нагрузка, связанная с посещением ребенка дополнительных занятий и кружков вне стен детского садика. Другая часть родителей, чей ребенок уже посещает начальную школу, дополнительно заботятся о том, куда девать свое чадо после 12 часов дня.

Есть потребность в гибкой планировке детского садика. В зависимости от динамики изменения численности населения часть площади в одно время может быть занята помещениями самого детского садика, в другое время – отводиться под помещения для дополнительного воспитания и начальную школу.

Гибкая планировка также создает возможность выделять пространства для коллективной игры и пространства для индивидуального творчества и уединения.

Современные дети («новые дети») дошкольного возраста сильно отличаются от своих сверстников лет 15 назад. Загруженность общества информацией накладывает так или иначе свой отпечаток на воспитательный процесс, на становление человека в целом.

Современные методики воспитания подразумевают большое количество игры, познание мира через игру. Интерьеры детских садов должны быть максимально мобильны и приспособлены для трансформации.

По исследованиям психологов, сама архитектурная форма детского учреждения должна быть максимально приближена к человеку. Это достигается масштабностью и геометрией помещений и здания в целом, решенной в органическом ключе и из натуральных природных, «теплых» материалов.

Особое внимание в проекте детского садика стоит уделять поверхностям, то есть фактуре, текстуре, цвету. Тщательно и правильно подобранные материалы способны развивать тактильные ощущения и «массажировать» зрение не только у ребенка, но и взрослого человека.

Архитектурный проект внутри и снаружи должен быть насыщен деталями, несущими позитивную и познавательную информацию, ориентированными на восприятие их ребенком. Типовые проекты советского периода вообще лишены деталей.

Идеально для развития будет использования «умных» поверхностей (музыкальных стен, светящихся предметов…), реагирующих на действия человека.

По результатам социологического опроса, состав помещений детского садика должен быть дополнен специализированными комнатами для охраны, проекционными залами, дополнительными комнатами для сотрудников, комнатами ожидания. Приветствуется наличие бассейна.

Для повышения комфорта площадь всех помещений, особенно гардеробных, должна быть увеличена. В современном детском садике стены, потолок и пол должны иметь хорошую звукоизоляцию.

В помещениях, где пребывают дети, очень важен микроклимат. Поэтому особое внимание надо уделить качеству и количеству воздуха (тщательно продумывать систему кондиционирования и вентилирования), предусматривать большое количество естественного освещения, предусматривать хорошую звукоизоляцию у пола, потолка и стен. Эти моменты в большинстве существующих зданиях, построенных по типовым проектам, оставляют желать лучшего.

По данным опроса, на данный момент у населения есть потребность в проектах детских садов, вынесенных за пределы города. Участок (в значительной своей степени) должен выполнять роль «краеведческой» площадки, на которой представлены элементы ландшафта («поле», «лес», «гора», «ров»). Информационно-познавательная комфортность участка тем выше, чем разнообразнее состав доступных воспитанникам предметно-пространственных комплексов, чем сложнее каждый из них и чем больше он представляет вариантов истолкования и использования.

Улучшение архитектуры детских учреждений в целом в идеальном варианте должно быть следствием повышения качества в образовательном процессе. Сейчас проект детских садов нуждается в переработке. Автор предлагает следующие направления в проектировании детских садов:

-переработка существующих типовых проектов детских дошкольных учреждений;

- реконструкция имеющихся зданий;

- разработка нового типового проекта или нового типа здания для детей;

- строительство по индивидуальным проектам.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017