№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 14 - Приложение Июль 2006

Дизайн


 Постников Пётр Сергеевич

аспирант УралГАХА Научный руководитель: зав. кафедрой ГД, доктор искусствоведения, профессор Павловская Е.Э.

РОЛЬ ПРОМЫШЛЕННОГО ДИЗАЙНЕРА В КИНОИНДУСТРИИ (Тезисы)


Рассматривая временные рамки истории искусства, можно смело утверждать, что кино является очень молодым бойцом, который, однако, быстро заставил с собой считаться, а отчасти и потеснил другие сферы искусства. Под натиском киноиндустрии, на протяжении всего лишь последних ста лет, литература и живопись, музыка и театр теряли свои позиции, завоеванные за многие века. Какой же таинственной силой необходимо обладать, чтобы совершать подобные революции в искусстве? На самом деле кино всего лишь объединило все сферы искусства в попытке создать реальность, существование которой не вызвало бы у зрителя сомнений, хотя бы на протяжении просмотра фильма. Одной такой бесспорной (но явно не единственной) формулировки достаточно, чтобы говорить о влиянии промышленного дизайна на кинематограф.

Современная киноиндустрия представляет собой безграничное пространство возможностей для деятельности дизайнера. Однако, подбирая ту сферу в киноиндустрии, где роль дизайнера была бы главенствующей и наиболее целесообразной, мы рано или поздно придем к жанру научной фантастики. Ведь даже при самом поверхностном рассмотрении становится понятно, что любой другой жанр пытается лишь отразить существующую реальность на экране, тем самым, отводя дизайну второстепенную роль. Но, когда дело касается одной из главных проблем при создании фильмов в жанре научной фантастики, а именно, проектирования абсолютно нового, еще не существующего в природе, потребность в дизайнере чувствуется особенно остро. От сложного космического корабля до простого лазерного меча, от транспортного средства, способного перемещаться как по земле, так и по воздуху, до роботизированной обуви – каждый создаваемый объект становится частью нового мира. И если для книги или сценария простых определений и кратких описаний объектов достаточно – далее в ход идет воображение читателя – то для кино необходимо тщательное проектирование каждой детали, каждой мелочи, ведь иначе зритель просто не поверит в возможность функционирования данных объектов, а значит, не поверит и в существование придуманного мира. Таким образом, дизайнер становится наиважнейшим посредником между автором идеи и зрителем, воплощая придуманные образы в реальность. Стоит отметить, что порой дизайнеру (особенно если его имя мирового масштаба) дают полную свободу фантазии и действий, и тогда дизайнер становится единоличным творцом создаваемой реальности. Особенно часто такое происходит, когда упор в фильме делается не на сюжет, а на антураж и спецэффекты. Случается, что именно работа дизайнера и спасает такие ленты от провала.

Дизайнер, работающий над созданием кинокартины в жанре научной фантастики, как и писатель-фантаст, предлагает аудитории своё видение будущего, свою точку зрения на техническую эволюцию нашего мира. Всё то, что в реальном мире кажется невозможным или находится в стадии самых первых разработок, в мире кино функционирует как по мановению волшебной палочки. Пропасть между воображением дизайнера и современными техническими достижениями связывают, кажущиеся безграничными, возможности кинематографа. И если еще недавно дизайнер всё же испытывал некоторый дискомфорт при создании особенно сложных объектов, то теперь, с приходом технологии трехмерного компьютерного моделирования, все сковывающие дизайнера границы исчезли. И даже более того! Как утверждают специалисты в данной области, в скором времени для создания полноценного фильма будут не нужны ни актеры, ни съемочная площадка, даже камеры и той будет не надо. Достаточно хорошего компьютера и умелых рук. Одновременно с этим развивается технология объемного кино, которая уже перешла границы трех измерений. Так называемые четырехмерные кинотеатры позволяют кроме объемной картинки и звука добиться эффекта абсолютного присутствия в фильме. Те ощущения, которые переживает герой, будь то запах скошенной травы или перегрузки при пилотировании истребителя, передаются зрителю за счет сложных механизмов, установленных в кинотеатре.

Однако не будем забегать так далеко вперед... После выхода в прокат еще самых первых фильмов, для создания которых привлекались дизайнеры, стало очевидно, что киноиндустрия волей-неволей начала оказывать давление на современный дизайн и диктовать моду. Всё объяснялось тем обстоятельством, что люди, посмотревшие тот или иной фантастический фильм, изъявляли желание иметь вещи, увиденные на экране, ведь герои фильма припеваючи живут в созданном дизайнером мире, с удовольствием пользуются вещами, которые дизайнер спроектировал. «А раз есть спрос – значит, будет и предложение!» – решили предприимчивые граждане, и вскоре рынок стали наполнять вещи, дизайн которых был явно позаимствован из фантастических фильмов. Особенно сильно это коснулось рынка бытовой и компьютерной техники, а также детских игрушек.

С другой стороны, нельзя было не усмотреть, что, раз кино обладает такой огромной психологической силой воздействия на аудиторию, любой фильм можно использовать как скрытую лабораторию, изучая отношение потенциальных потребителей к тому или иному товару. Ведь что может быть более наглядным и комплексным сценарием использования любой спроектированной дизайнером вещи, если не кино. Все эти наблюдения явились отправным пунктом для новой тенденции в промышленном дизайне. Вещи, спроектированные для нашей жизни, прежде чем оказаться в ней, оказываются на киноэкране. Такая хитрость позволяет дизайнеру досконально изучить все нюансы, а производителю разрекламировать будущий товар на подсознательном уровне.

 Подводя итог, в первую очередь стоит отметить, что роль дизайнера в киноиндустрии не только не ослабевала на протяжении эволюции кино, но и росла по мере совершенствования кинематографии и современных технологий. Дизайнер не только является ключевым звеном между фантазией и реальностью, он также способен влиять на киноиндустрию и зрительскую аудиторию.

 


Библиография

1. Кукаркин А.В. По ту сторону расцвета. (Буржуазное общество: культура и идеология). М., Политиздат, 1974.

2. Кириллова Н.Б. Медиасреда российской модернизации. М., Академический Проект, 2005.

3. Долгов К.К., Долгов К.М. Ф. Феллини, И. Бергман: Фильмы. Философия творчества. М., Искусство, 1995.

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017