№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 14 - Приложение Июль 2006

Дизайн


 Устинченко Екатерина Владимировна

аспирант УралГАХА
Научный руководитель: кандидат искусствоведения, профессор Курочкин В.А.

ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ДИЗАЙН (Тезисы)


Роботы, встроенные сенсоры, плоские дисплеи и другие «новые» технологии до недавнего времени были лишь воображением фантастов. В наше время мы уже не удивляемся ни электронным помощникам, ведущими уборку, ни экспериментам с искусственным интеллектом. Приближая будущее, мы имеем сегодня растущее число роботов и производных от них в различных областях: от военной техники до бытовых приборов, от простейших микросхем до систем, способных самостоятельно развиваться.

Эксперты по робототехнике утверждают, что к 2050 году роботы станут частью нашего общества. Известный дизайнер Карим Рашид считает, что сегодня мы становимся технологическими гибридами, так как 70% нашего тела можно заменить на пластик и металл[3]/ Так, что век андроидов уже не за горами.

Единственным препятствием для того, чтобы роботы вошли в общество, является отношение к ним людей. «Люди примут машины, когда будут расти бок о бок с ними», – говорит доктор Френк Поллик, разработчик интерактивных систем.[4]. Так, в обществе должны происходить процессы, направленные на будущее, меняющие сознание людей, ставя их на новую ступень восприятия «техники» и своего «разумного» окружения.

 Дизайн в этой связи выступает как некий проводник человека к современному инновационному миру. Инновация же здесь не является отдельно взятым механизмом или машиной, скорее это динамический процесс, набирающий сегодня все большие обороты.

Но существует проблема: на первый взгляд, через 20-30 лет необходимость в дизайне отпадет сама собой. Примером может служить концепция «умного» (электронного) дома, где все кнопки заменены на голосовые команды, предметное наполнение минимизировано: нет мебели в стандартном ее понимании и все предельно функционально.

«…Дизайн 21 века заботится о новой энергии, о нематериальном, об утрате формы и ее обретении, о прозрачности, цвете, запахе. О цифровых технологиях, способных создать место обитания, одновременно реальное и ирреальное, метафизическое и физическое...»[6]. Дизайн как процесс, создающий новый образ жизни человека. Не проектирование внешнего вида предмета, а создание общего «разумного» пространства вокруг человека, с системой объектов будущности – не статичных, подстраивающихся под человека, и даже одушевленных.

Итак, дизайн не исчезает, он лишь переходит на другой уровень, становясь внедренным в инновационный процесс, и уже не воспринимается как «красивая штучка». Дизайнер сегодня укрепляет функциональное начало и играет важную роль в применении технологий. Под влиянием интеграции дизайна в усиленный научно-технический прогресс появляются новые стили и направления, меняющие представление о привычном нам окружении.

Так как основной задачей дизайна остается поиск нового – новых форм, эстетики, то основными целями современного дизайна могут быть: переструктурирование пространства культуры, создание новых ценностей через обновление всего окружения человека.

Схожие задачи просматривались в известном авангардистском течении футуризм, появившемся в искусстве в 10-20-х годах 20 века. Основанный на отрицании, он наполнен пафосом и острой идеологией, где созданию нового мира предшествовало разрушение старого. Основополагающими элементами в эстетике футуризма были: проблема нового чувства жизни, нового мироощущения, тема города и нового технического мира, интерес к психологии восприятия, утверждение интуиции как основы творческого метода. Игровая атмосфера, гротеск, фантастические превращения, часто отвлеченный от реальности характер самих объектов – таковы были элементы футуристической стилистики.

Но если основой футуризма было отрицание форм прошлого, то основа сегодняшнего дизайна – это ускоренное развитие электроники, материалов и технологий, которые создают для него новые возможности. В свою очередь, прогностическая деятельность дизайнера толкает ученых и технологов на поиски новых путей для создания того, чего еще нет в нашей жизни.

Сегодня можно наблюдать тенденцию к проектированию не разрозненных предметов, а процессов жизни человека, согласно его окружению. Жизненное пространство совершенствуется до его технологического и эстетического предела, приобретая тем самым черты футуристичности.

Изначально же источником всех новых технологий являются военные разработки. Но со временем они переходят в разряд бытовых и успешно реализуются дизайном. А одной из передовых тенденций будущего является нано-полотно, которое будет использоваться не только в военном и космическом обмундировании, но и в повседневной одежде. Дальше следует целая цепочка «магических» превращений, ведь для нового вида одежды (из «умной» ткани) нужен новый способ чистки, хранения.

Таким образом, инновационный процесс бесконечен в своих революционных разработках, а проектирование одного инновационного объекта будет требовать создания комплекса, связанных в единое функциональное, техническое и смысловое целое, объектов.

В современном понимании объектами дизайн-проектирования являются не изделия, а потребности. С развитием новых технологий появилась потребность в формировании вокруг человека более интеллектуального и наукоемкого пространства. Но чем сложнее техническое окружение человека, тем незаметней в нем становится дизайн в его формообразующем контексте. Формы объектов инновационного дизайна зачастую просты и лаконичны. В облике присутствует некая биоморфность и за счет этого – одухотворенность, дутая пластика соединяется с технологическими разъемами, создавая образ технически совершенного организма.

Так, глядя на современное пространство, можно отметить тенденцию к тотальной технизации среды, микро-миниатюризации предметных элементов и их интерактивности, к развитию встраиваемых систем и соединению нескольких объектов в один технически сложный. Мобильность и способность к трансформации стали определяющими характеристиками в проектировании предметов будущего.

Человеческий фактор в данном процессе дизайна становится основным, вещь выступает уже не как футуристическая фантазия, но как объект, либо система объектов, меняющая образ жизни человека и за счет новых технологий делающая ее более комфортной.

Таким образом, современные тенденции в формообразовании объектов будущего склоняются к совершенной технической структуре, своего рода кибернетическому организму, способному функционировать почти без участия человека, у которого есть собственная внутренняя философия, своя «вселенная», переносимая на жизнь современного индивида, а «мастер»-дизайнер гармонично соединяет технологии нового века, художественную красоту и целесообразность. Какими бы ни были технологии, дизайнер был и остается «улавливателем» тенденций, он может участвовать в решении тысяч проблем и предвидеть необходимое, работая над достижением гармонии между человеком и его новым окружением, гармонии человека с самим собой в его новом образе – образе будущего.

 


Библиография

  1. Кларк П. Дизайн – М.: Аст\Астрель, 2003. – 144 с.
  2. Рябушин А. Футурология жилища за рубежом 60-70х гг. – М.: ВНИИТЭ, 1973.–146 с.
  3. Журнал «Ja Louse», № 43, ноябрь 2005. – 192 с.
  4. Журнал «Что нового в науке и технике», №10, октябрь 2004. – 112 с.
  5. Журнал «ЛЕ», № 20, декабрь-январь 2005. – 96 с.
  6. Карим Рашид. Проект рая. // по материалам журнала "Табурет".www.capella.ru

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017