Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №1 (17) Март, 2007

История архитектуры

Попова Зинаида Владимировна

ст. преподаватель кафедры «ТА и ИГ» ВКГТ; 
аспирант НГАХА.
Научный руководитель: доктор архитектуры, профессор Л.Н. Вольская.
НГАХА

,

ЗНАМЕНСКИЙ СОБОР СЕМИПАЛАТИНСКА

Аннотация

Статья посвящена одному из первых каменных православных храмов Иртышской линии укреплений – Знаменскому собору Семипалатинска. Построенный как крепостной храм, он, после потери крепостью военного значения, определял дальнейшую планировку улиц и площадей города. Анализируются его архитектурно-пространственные и стилистические особенности.

Ключевые слова: архитектура православного храма, Знаменский собор Семипалатинска

В 1708 г., после ликвидации Сибирского приказа, Сибирь была выделена в Сибирскую губернию с тремя провинциями – Тобольской, Енисейской и Иртышской. По Иртышской линии укреплений по приказу Петра I строительство городов-крепостей для защиты южных границ империи от набегов джунгар и других кочевников началось с основания в 1716 году Омской крепости. Вслед за ней, в 1718 году, основывается первая Семипалатинская крепость. Семипалатинск, удобно расположенный для осуществления транзитных перемещений и торговли, с момента строительства крепости стал достаточно быстро разрастаться. Только за XVIII век административная принадлежность города менялась несколько раз – с 1745 года он в составе Сибирской губернии с центром в Тобольске, с 1782 года – уездный город, с 1796 года – в составе Томской губернии. Выгодность его географического положения способствовала активному строительству и, в отличие от соседних, расположенных на Иртыше, городов-крепостей, здесь строилось больше, чем у соседей, казенных и жилых зданий, православных храмов.

Планировочная структура большинства сибирских городов-крепостей состояла из трех основных компонентов: главной крепости с основными сооружениями – церковью, гостиным двором, избами для приезжих, складами; второй части, наиболее защищенной, где располагались ясачная казна, приказная изба, склады оружия; и укрепленного посада.

В начале XVIII века в крупных крепостях появляются уже каменные культовые и гражданские постройки, более представительные и долговечные при частых пожарах в условиях скученной деревянной застройки.

В 70-х годах XVIII в. Семипалатинская крепость была перенесена вверх по Иртышу. На территории вновь отстроенной крепости в 1777 году закладывается первый каменный трехпрестольный Знаменский собор, в отличие от деревянного храма во имя Антония и Феодосия Печерских, построенного в первой крепости. Знаменский собор был несколько сдвинут к северо-востоку крепостной площади, размещенной в центре квадрата крепости, на каждой стороне которой имелись треугольные выступы бастионов. В практике градостроительства Древней Руси были наработаны определенные типы храмов, которые как «образцы» насаждались в новых городах. Строить по обычаю и в области храмоздания означало следовать известным, распространенным примерам, будь то соборный храм или приходская церковь. Несмотря на это, аналогов Знаменскому собору Семипалатинска не встречается не только в местной, но и в культовой архитектуре других регионов Сибири и европейской России.

 

Рис. 1. Размещение собора в крепости

Рис. 2. Знаменский собор

К середине XIX в. военное значение крепостей перестало быть актуальным, укреплять ее и посад уже не было необходимости. Знаменский собор, занимая особое место в крепости, являясь самым крупным и богатыми по отделке объектом, с ее исчезновением начинает играть главенствующую роль в формировании городского силуэта и планировки, становясь завершением перспективы Большевладимирской улицы Семипалатинска, прошедшей сквозь территорию бывшей крепости и связавшей ее с посадом.

Об архитектурно-пространственном решении Знаменского собора ныне можно судить лишь по оставшимся фотодокументам и дошедшему до наших дней рисунку, сделанному священником этой церкви Сергеем Неводчиковым.

Здание собора возвышалось над городом 3-ярусной колокольней (высота ее от земли до маковки креста – 14 сажень (30,2 м), поднимающейся над притвором, связанным трапезной с основным помещением храма, над которым располагался широкий восьмерик барабана, увенчанный таким же восьмигранным куполом (его высота составляет до маковки креста – 12 сажень (почти 26 м). Ширина барабана не намного уже ширины октагонального в плане подкупольного пространства, что делало здание достаточно приземистым и тяжелым. Верхний ярус колокольни тоже представляли собой восьмерик на четверике первого яруса, надстроенного над притвором. Средний ярус между четвериком и восьмериком, что видно на сохранившихся фотографиях, совсем невысок и является основанием для верхнего, с высокими узкими вырезами, барабана. Завершается колокольня, как и главный барабан, куполом с поставленным на него более узким барабаном, в свою очередь, увенчанным маленьким куполком. Апсида храма – пятигранная, с установленным на ее кровле одним из трех маленьких куполов, два из которых венчали кровли боковых приделов. Уникальной особенностью архитектурного решения было устройство по граням барабана, переходящим в поверхности лепестков купола, овальных окон. Полуциркульные завершения граней барабана подчинены форме овальных окон, вследствие чего нижний срез кровли и карниз имеют сложные очертания. Эта же особенность и у купола колокольни, перекрывающего восьмериковый верхний ее ярус с таким же завершением граней. Примеров использования восьмигранного барабана, завершенного 8-лепестковым куполом и устройство в гранях барабана ниже купола круглых или овальных окон достаточно, как в мировой практике (Санта Мария дель Фьоре во Флоренции), так и в региональной культовой архитектуре. Устройства окон, расположенных как бы наполовину в гранях барабана, а наполовину в нижней части купола, как в Знаменском храме, автором не найдено. Возможно, на выбор образа повлияло произведение Бартоломео Растрелли – киевская Андреевская церковь, заложенная в 1749 году и освященная в 1767 году, на 10 лет раньше начала строительства крепостного собора Семипалатинска. Люкарны встроены в Андреевском храме не в гранях барабана, а в восьми лепестках купола, карниз которого имеет сложные очертания из-за формы граней барабана, подчиненной арочным окнам в их верхней части.

В нижнем уровне Знаменского храма, на который опираются и барабан, и ярусы колокольни, все окна лучковые, украшены треугольными сандриками. Ризалиты главного и боковых фасадов завершены треугольными фронтонами западного входа, приделов, северного и южного выходов. Примечательны фигурные аттики западного фасада, призванные обеспечить плавный переход верхнего яруса колокольни к расширенному на север и юг подколоколенному объему храма.

Овальные окна, фигурные аттики – выразительные признаки барочного стиля, примененные в Знаменском соборе без свойственного этому художественному направлению избыточного усложнения фасадной пластики, свидетельствуют о проявлениях провинциальной интерпретации стиля, достигшего расцвета в европейской архитектуре России к середине XVIII в.

Просуществовав более ста пятидесяти лет, Знаменский собор Семипалатинска, являясь уникальным памятником как истории города, так и православной архитектуры региона, был разрушен в 30-х годах XX в., разделив судьбы многих храмов на территории Советского государства, что принесло невосполнимый ущерб городу, в котором, как во многих небольших провинциальных городках, именно культовое зодчество большей частью определяло не только облик и силуэт, но и «дух» места.

Библиография

 Кашляк В.Н. Храмы Семипалатинска: прошлое и настоящее / В.Н. Кашляк. – Семипалатинск, 2004. – 610 с.

Ссылка для цитирования статьи

Попова З.В. ЗНАМЕНСКИЙ СОБОР СЕМИПАЛАТИНСКА [Электронный ресурс] /З.В. Попова //Архитектон: известия вузов. – 2007. – №1(17). – URL: http://archvuz.ru/2007_1/7 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 29.03.2007
Просмотров: 71