№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 18 - Приложение Июль 2007

Дизайн


 Ломаева Анастасия Владимировна

Аспирант УралГАХА. Научный руководитель: кандидат искусствоведения, доцент Борщ Е.В.

ЮВЕЛИРНЫЕ НЕСЕССЕРЫ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ФОРМЫ, МАТЕРИАЛЫ, ТЕХНОЛОГИИ


Еще в XVIII веке во время длительного путешествия, предполагающего остановку на ночлег в пути, появилась насущная необходимость: иметь при себе достаточно компактный набор предметов для ухода за собой и туалета; легкого перекуса, вышивки или написания писем.

Кейс для путешественника, или несессер, появился как раз по этим причинам – сохранение привычного образа жизни и комфорта вне дома. Такие изделия стали весьма популярны в XVIII и XIX веках, хотя в том или ином виде существовали и до этого периода, так, слово «несессер» используется в этом привычном для нас значении с начала XVIII века.

Рис.1. Несессер графини Генриетт де Мопеу. Автор: Мартин – Гильом Бьенне. Франция, 1806 г.

Первоначальный основной принцип создания таких вещей был очень прост: несессер представлял собой ящик или коробку, очень часто из экзотических пород дерева, содержащий максимум необходимых предметов, изящно организованных в настолько малом пространстве насколько это возможно. Наиболее распространенными материалами для изготовления входивших в комплект несессера предметов были серебро, фарфор и хрусталь, нередко для защиты хрупких вещиц использовалась подкладка из шелка или бархата. Соответственно, при их создании высококвалифицированные мастера-ювелиры использовали все свое воображение и изобретательность для разработки сворачивающихся, складывающихся, комбинирующихся меж собой необходимых аксессуаров. При разработке такого несессера учитывался каждый квадратный сантиметр пространства и каждый предмет, помещаемый в него. Как только кейс опустошался и все его содержимое размещалось снаружи, становилось почти невозможно поверить, что все эти фарфоровые, серебряные – подсвечники, зеркала, расчески, опасные бритвы, флаконы, фляжки, бритвенные принадлежности могли действительно разместится в этом маленьком ящичке. Некоторые модели таких несессеров содержали более сотни предметов.

Несмотря на использование довольно хрупких материалов – хрусталя, фарфора, перламутра, слоновой кости, большое число несессеров сохранилось до XXI века в хорошем состоянии, что доказывает прочность их конструкции. В основном у крупных несессеров внутреннее пространство организовывалось одним и тем же способом: наиболее высокие, громоздкие вещи располагались на подкладке, тогда как различные небольшие предметы размещались в середине, на разных уровнях.

Рис.2. «Картье» Несессер. Золото, оникс. 1914, Christie`s, Женева.

Так, например, в достаточно большом несессере из красного дерева, принадлежавшем графине Генриетт де Мопеу (рис. 1), хрустальные флаконы для крема, пудры и духов располагаются на подкладке по периметру, следующий уровень делят меж собой подсвечник и чайник. На верхнем уровне размещены щипцы и пилки для ухода за ногтями, часть пространства занимают ножницы и наперстки, т.е. аксессуары для шитья. В несессере, предположительно принадлежавшем генералу Антуану Дрюо, можно обнаружить практически те же предметы, что представлены в несессере графини Генриетты де Мопеу: фляжки и флаконы для туалета и аксессуары для чая, однако, в несессере, предназначенном для мужчины, бритвенные принадлежности заменяют швейные аксессуары женского несессера.

Следующий пик популярности несессеров, на сей раз уже предназначенных только для женщин, приходится на начало XX века, сразу после Первой мировой войны, и распространением нового художественного стиля арт-деко (от франц. art deco, сокр. от «декоративного искусства»). Этот стиль соединил тягу к внешней орнаментальной роскоши с продуманной рациональностью функции и структуры, особенно прочно укоренившись в моде и ювелирном искусстве, ярко проявившись в произведениях таких фирм как «Ван Клиф и Арпель», «Бушерон» и «Картье».

Рис.3. «Ван Клиф и Арпель» Несессер. 1925 г. Музей Ван Клиф и Арпель, Париж

Прекрасным примером этого стиля служит косметический несессер фирмы «Картье» (рис. 2), выполненный из золота и оникса, декорированный орнаментом с восточным мотивом, либо изделие фирмы «Ван Клиф и Арпель» (рис. 3.), в котором используются черная и мраморная эмаль, золото и бриллианты. Можно сказать, что в этих произведениях доминирует четкая графика форм, контрасты белого и черного – творчески переработанные составляющие образа промышленного производства.

Для дизайнеров ювелирных изделий 20-х гг., отдававших предпочтение этому стилю, благородство материалов не имеет принципиального значения. Наряду с золотом и цветными полудрагоценными камнями они используют сталь, серебро, кость, дерево, эбонит и т. п. для создания изделия, которое смогло бы соперничать с изумительными вещами эпохи Ренессанса и XVIII столетия, будучи простым дополнением к облику элегантной дамы.

Кроме того, социальные изменения в Европе после Первой мировой войны, повлекли за собой появление нового типа женщины, которая требовала аксессуаров, соответствующих ее изменившемуся образу жизни, и, идя навстречу ее потребностям, дизайнеры создали стиль, подчеркивающий ее элегантность и рафинированность.

Рис.4. Флоренс Гулд

Важной чертой эпохи арт-деко было неуемное желание пользоваться разнообразной косметикой – допустимое до недавнего времени лишь для актрис и представительниц полусвета. Находилась ли дама из высшего общества в путешествии или в своих апартаментах, косметические принадлежности и аксессуары были ей настоятельно необходимы, и ювелиры создали восхитительные небольшие футляры, содержащие следующие предметы: пудреницу, футляр для помады, гребень, зеркало, иногда сигареты (в сигаретнице), маленькие, а и иногда вовсе миниатюрные, часики. В 1930, Луи Арпель назвал такие наборы «minaudières» (от фр. «жеманницы») и зарегистрировал патент на это изделие в 1933 году. Его осенила идея создания такого набора после посещения одной из его постоянных клиенток Флоренс Гулд (рис. 4), супруги американского железнодорожного магната, которая носила вместо сумочки стальной футляр, до того содержавший сигареты. Арпель решил, что он должен создать, особенно для нее, такое изделие, которое соответствовало бы ее потребностям и более подходящее элегантной женщине.

Рис.5. Предварительный проект (эскиз) косметички. Гуашь. Архив M. Соулак

В Америке внешний вид несессера, более известного сейчас как «косметичка», в значительной степени был инспирирован маленькими коробочками с отделениями – «инро», в котором носили с собой необходимые мелочи и лекарства в Китае и Японии. Несессер заслужил одобрение фешенебельных, элегантных женщин и вызвал серьезную конкуренцию среди больших ювелирных Домов, таких как «Картье», «Ван Клиф», «Лаклош» и «Янесич». Каждое такое изделие было уникальным, создаваясь по индивидуальному заказу, для конкретного клиента, которому представлялись несколько проектных вариантов, в виде акварельных эскизов (рис.5).

Ювелирные Дома и дизайнеры сотрудничали настолько тесно, что зачастую невозможно установить происхождение некоторых изделий и выделить основные источники влияния. Несессеры разрабатывались и изготавливались, как правило, по заказу, в мастерских «Аллард и Мейер», «Купенхайм», «Страусс», «Десмар и Лавабр». Эти изделия имели одну общую особенность: как и несессеры XVII – XIX веков, они должны были соответствовать наибольшему числу внутренних элементов, при минимальном внешнем объеме. Их формы и художественное оформление были бесконечно разнообразны: они были плоскими, овальными или цилиндрическими; нередко несессеры арт-деко носили прикрепленными к поясу при помощи кольца (рис.2), на манер европейского шатлена. Некоторые присоединялись к кольцу шелковым шнуром в японской манере, другие цепочкой с эмалью, иногда на месте кольца располагался футляр для помады, выполненный в том же стиле. Возможности декорирования зависели от весьма разнообразных используемых материалов: это и золото, и бриллианты, и цветные драгоценные камни, и резные поделочные камни, и великолепные эмали и инкрустации, и сочетания всех этих технологий.

Рис.6. «Ван Клиф и Арпель». Косметичка со сценой охоты.1926 г. Частная коллекция. Архив Ван Клиф и Арпель.

Так, например, на несессере «Ван Клиф и Арпель» (рис. 6), выполненном из золота, с эмалью, бриллиантами и инкрустацией перламутром, изображена сцена охоты. Однако, как лаконичные и строгие изделия Картье (рис.2), так и богато декорированные несессеры «Ван Клиф и Арпель» (рис.3,6), поверхности которых заполнялись фигуративными сценами, изумительными картинами из драгоценных и поделочных камней, требовали и от дизайнера и от мастера-изготовителя превосходного владения технологией. Тематика изображаемых сцен была самой разнообразной: как сцены охоты, так и китайские или японские пейзажи, разноцветные райские птицы и букеты цветов. Самые простые изделия украшались с одной стороны, более сложные имели декор, перетекающий с одной стороны на другую, как, например, несессер «Картье» (рис.2), имеющий форму овального цилиндра, вся поверхность которого покрыта декором.

В ряду характерных используемых материалов ювелиры комбинировали золото, платину и лак с нефритом, лазуритом, ониксом, авантюрином и аметистом. Самые роскошные несессеры украшались бриллиантами в сочетании с изумрудами, рубинами или сапфирами. Лак и инкрустация перламутром, иногда использовавшаяся в старинных ювелирных изделиях, расширили диапазон допустимых материалов, находившихся в распоряжении современного художника. Хотя, несомненно, европейские мозаики из перламутра и драгоценных камней обладали собственным стилем по сравнению с произведениями восточного искусства, мотивы которого использовались при проектировании косметических несессеров.

Элегантные модные женщины, соблазнившись экзотическими мотивами, предпочитали композиции, вдохновленные персидским, китайским, японским или египетским искусством. Однако когда покупательницы выбирали строгость и лаконичность, дизайнеры полагались на гармоничные сочетания камней и стилизованные мотивы или геометрические линии, обеспечивающие ритмическое построение композиции. Некоторые несессеры демонстрировали возможности комбинирования этих декоративных мотивов, служащих дополнением друг другу: фигуративные сцены восточной тематики сочетались с геометрическим основанием или украшались линейными, графичными бордюрами или рамками.

Однако с началом Второй мировой войны подобные несессеры, по понятным причинам, утратили свою актуальность и ушли из обихода даже очень состоятельных людей, превратившись с развитием парфюмерной промышленности в привычную нам «косметичку» из кожи, замши и т.д., лишенную статусности ювелирного изделия и очарования произведения искусства.

 


Библиография

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. – М.: Кирилл и Мефодий, 2004 г – 10 CD.
  2. Электронная библиотека 4.30(RE). Том 36. Ювелирное искусство: мир-образ украшений. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2004 г. – CD.
  3. Cartier design viewed by Ettore Sottsass Vitra Design Museum Berlin. 14 june – 15 september 2002. Exhibition. – Milano: Skira Editore S.p.A., 2002 – 150 p.:шд
  4. Feder Soraya. Divine beauty. The Art of Collectibles. – Paris: L`Aventurine, 2001 – 96 p.: il.
  5. Raulet Sylvie. Art Deco Jewelry. – London: Thames & Hudson Ltd, 2002 – 343 p.: il.

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017