№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 18 - Приложение Июль 2007

Дизайн


 Глушкова Ольга Михайловна

Аспирант УралГАХА. Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор Павловская Е.Э.

СКЕЙТОЛОГИЯ


Ты с нами? Или Ты против нас?

Каждый человек задавался вопросом о собственном самоопределении. Только раньше (до XX века) этот вопрос звучал как «кто я? И где мое место под солнцем?». Сейчас, с появлением массовой культуры, все кардинально меняется. Низ становится верхом, синее оранжевым, а бунтарство становится модным атрибутом общества, поощряемым и просчитанным всеми инвесторами.

Вся «прелесть» современных молодежных культур состоит в том, что они сами формируют свои поведенческие идеалы. Активность и желание самовыражения, свойственные человеку на этапе формирования личности, приводят к введению внешней атрибутики, которая еще прочнее закрепляет и определяет человека как члена определенной субкультуры. Между некоторыми субкультурами строятся отношения по принципу контркультуры, когда члены одной группы не принимают идеалы другой. И это явление имеет смысл рассматривать в контексте закрепления внутригрупповых отношений, как еще один элемент более четкой самоидентификации.

Безусловно, многие субкультуры основываются на базе уже существующих на Западе субкультур. И здесь, соответственно, имеют место быть преемственность, зависимость и, как вывод, сильное влияние извне. Моральные и культурные этнические ценности отчасти подменены ценностями других культур, что приводит к невозможности осознанного выбора оптимальных объектов идентификации и выработки адекватных личностных установок. Этот, участвующий в становлении индивидуальности, поиск приводит к формированию молодежных объединений, где ключевым элементом идентификации становятся не моральные и культурные ценности, этнически свойственные стране, а общность образа жизни, стиля поведения и проведения досуга. Хотя есть еще и другие аспекты. Не стоит забывать об обществе, в котором появилась эта субкультура (в данном случае проросла из брошенных из Америки семян). В конце концов, субкультура существует не в вакууме, а в рамках общества и с этим необходимо мириться. Те же места обитания, облюбованные скейтерами, не ими построены (в силу тех или иных обстоятельств) и являются частью городской среды, влияющей на субкультуру.

В субкультурах довольно четко прослеживается деление на «своих» и «чужих». Рассматривая это на самом примитивном уровне, можно привести сравнение с животным миром. В животном мире очень большое значение имеет окрас и поведение (набор определенных поведенческих схем, ритуалов – токование у тетерева, боевые состязания, чтобы доказать, кто вожак стаи/прайда и так далее). Например, индюшка заботится только о тех своих детях, которые издают определенный звук, определенное квохтанье. Если же ее птенец не будет издавать этот звук, то он элементарно умрет от голода или на него нападут хищники (мать просто не будет его защищать, для нее он как бы не существует). Это квохтанье является «спусковым крючком» для начала ее заботы о потомстве. При этом данное поведение вполне оправдано естественным отбором (если птенец не издает заветное «квох», он либо очень слаб, либо с какими-то дефектами или отклонениями, а такие природе-матушке не нужны). Но ученые обнаружили интересную деталь – индюшка будет заботиться о любом существе, которое будет издавать этот квохтанье, даже если это будет ее природный враг, хорек. Был проведен ряд экспериментов М.У. Фоксом (Fox, 1974), в которых к индюшке подкладывали чучело хорька, издающее квохтанье, идентичное квохтанью маленьких индюшат. И индюшка начинала заботиться о хорьке, хотя в живой природе это злейшие враги.

«Спусковым крючком» скейтерской субкультуры является не только наличие скейта (в конце концов, поклонники скейта не всегда с ним ходят), но и одежда, и сленг, как и в любой другой субкультуре. Здесь, за счет внешних атрибутов, люди позиционируют себя как часть некого сообщества, где есть своя мода, поведенческие стереотипы и глобальная идея, на основе которой и формируется все остальное. Идет интуитивное создание стиля, в котором доминантой являются две вещи:

  • зависимость от формы катания – одежда никак не должна мешать кататься и делать трюки;
  • желание выделиться (создание определенного пита «окраски», характеризующего принадлежность к экстремальным видам спорта).

Это все объясняется не столько отрицанием общества, сколько попыткой создать свое, более логичное и менее агрессивное (что не всегда достигается в других субкультурах), общество. Здесь имеет место гиперболизация общепринятых ценностей, таких как лидерство, упорство, стремление к самосовершенствованию, личностное самовыражение и так далее. Сейчас молодежь лучше адаптирована к современным условиям, стремится самостоятельно конструировать реальность и выстраивать жизненные стратегии, полагаясь на свободу выбора, сознательно или бессознательно отстраиваясь от ценностей и моделей поведения старшего поколения. Отрицание негатива и статичности становится стереотипом поведения.

Внешняя атрибутика состоит из:

  • наличия доски (или желание ее приобрести);
  • определенной одежды (влияние производителей на субкультуру извне);
  • скейтерского сленга (основанного, в первую очередь, на специфике катания и на названиях трюков).

Первый и третий пункт формируется непосредственно самой субкультурой, а второй – зависит от производителей. И здесь начинается совсем другая история.

 

Кто кого пользует? Или система взаимоотношений с производителем

Внешний стиль райдеров зависит от определенного количества фирм, выпускающих оборудование, амуницию, одежду, аксессуары, сопутствующее видео и литературу, журналы и прочее. То есть от того, какую ткань будут производить в данном сезоне на заводах той или иной компании, будет зависеть, что будут носить скейтеры в следующем сезоне, что они будут считать модным и что будет признано крутым. Безусловно, в этот процесс вовлечены и люди из этой субкультуры, чтобы подсказывать, как именно необходимо продвигать товар, какие вещи необходимы скейтерам и под каким предлогом можно продвинуть ту или иную новую разработку.

Многие скептики, критически относящиеся к скейтбордингу, даже не представляют себе, как глубоко проникли корни скейтбординга в молодежную культуру. Теперь продвижение этого вида спорта есть и в видеоклипах знаменитостей, которые либо сами катаются на скейте, либо импонируют этому виду спорта. Например, Limp Bizkit, Sum 41, Offspring, Ben Harper и группа Innocence Criminals, Beastie Boys, Mel C, 311 и огромное количество других звезд приглашали скейтбордеров сниматься в своих клипах. А у Avril Lavigne даже есть про них сингл. Многие создают свои шоу, снимают профайлы и документальные видео. Например, Bam Mangera создал свое шоу «Viva la Bam».

Скандальный фильм «Детки» – дебют известного фотографа Лэрри Кларка снимался не просто про жизнь подростков, а про жизнь нью-йоркских подростков-скейтеров. Спонсировался крупными скейтовыми компаниями, в частности, обувной компанией Airwalk. В одной из ролей снялся профессиональный скейтер из команды Zoo York Гарольд Хантер. И уже культовым стал фильм «Lord of DogTown», снятый Catherine Hardwike.

Было даже молодежное скейтбордическое игровое шоу на кабельном телевидении в Японии. В огромной студии дизайнеры устроили лабиринт из рамп, полурамп, четвертей рамп, скамеек, перил и т.д. Задача игрока – пройти весь курс, не упав с доски, не касаясь земли руками и ногами. Для увеселения аудитории продюсеры установили в сложном месте бассейн с водой. Призовой фонд – несколько тысяч долларов.

Разработчики видеоигр уже сообразили, что скейтбординг – спорт будущего. В течение 1999 года одна за другой вышли несколько игр на приставке Sony Playstation: «Street Skater», «Tony Hawk’s pro skater», «Trasher». Играть в некоторые из них не менее интересно, чем кататься. Разработчики Tony Hawk’s pro skater делали ставку на оцифровку фигур сильнейших профессионалов. Для трасс выбирались реальные популярные места катания, снятые в десятках скейтвидео, такие как Бернсайд скейтпарк и Хабба Хайдаут в Сан-Франциско. Не так давно вышла вторая часть этой игры, в которой присутствует еще больше скейтеров-звезд.

Очень популярные молодежные обувные компании (начинавшие как производители кед для скейтбординга) DCSHOECOUSA, Vans уже практически в спину дышат спортивным монстрам Nike и Adidas. Те, в свою очередь, пытаются прорваться на новый прибыльный рынок, выпуская серию скейтовой обуви. Adidas привлекает в свою команду как старых, культовых скейтеров, так и перспективную молодежь для рекламирования своей продукции. Открываешь журнал и любуешься на Shaun’a White’a в спортивной обуви от фирмы ADIO. Сейчас все носят вещи с символикой компаний, выпускающих скейтборд продукцию. Томми Хилфигер, Ливайс выпустили линию одежды для скейтеров. Даже культовая команда Wu-tang Clan разработали скейтборды со своей символикой. Coca-Cola, Casio G-Shock, Swatch заключили крупные спонсорские контракты с некоторыми про. Не стоит забывать и про чисто русские компании, например, компанию Atom. Это первый российский сноуборд (скейт) – брэнд мирового уровня. И, безусловно, Atom привлекает только лучших райдеров для своей рекламы.

Do you speak in our language?

Своеобразный сленг является неотъемлемой частью скейтерского движения. Гипертрофированность эмоций и полное сбивание смыслов, их подмена и выворачивание значений слова наизнанку. Например, слово «пижма». Всего лишь невинное растение. Но это только в вашем понимании. Здесь же оно означает неприкольный, неинтересный, недостойный внимания, провальный. Так же одним из способов пополнения лексикона служит словообразование, основанное на скрещивании английских слов или американизмов с русскими словами. Внезапная популярность лозунга «создай свой стиль» является отражением этого явления. Это как еще одна возможность показать себя. Если я и не на доске, то меня все равно можно идентифицировать. А тебя?

Конечно же, каждый уважающий себя человек знает, что такое рампа, MANUAL, BIGSPIN, 'Fifty-fifty', 360 FLIP/3 FLIP/TREY FLIP, Backside 180 Ollie, Frontside 180 Ollie, Frontside Noseslide и что такое 411 (four one one) тоже, конечно, все знают. Нет? Вы не знаете?! Тогда вы точно не скейтер! Вы не знаете, что такое SK8? Я в шоке!

Ну и конечно, сама философия! Как завещали нам великие скейтеры: «Кататься, кататься и еще раз кататься!» В первую очередь, субкультура скейтеров зародилась благодаря и только благодаря скейту. Основной целью каждого скейтера является овладение новыми трюками (это прыжки с переворотом скейта из статичного положения, в движении, катание в рампе и так далее). Это главное, даже если скейтеру придется получить кучу травм (а он однозначно получит их)! Причем, большинство скейтеров катается без защиты (шлемов, налокотников, наколенников), используя ее только для катания в рампе. Именно поэтому скейтеры и считаются экстремальщиками, вырабатывая тем самым выбросы адреналина в кровь и получая заряд позитива, ради которого все и затевается. В какой-то степени, это одно из олицетворений мужественности, презрения к опасности, как специфический способ группового и социального самоутверждения. Это своеобразное воспитание героизма. Если ты уже пару раз что-то себе сломал, то ты уже привык к боли, и ты уже научился ее стоически переносить. А это ли не воспитывает характер?! Может даже армию свою создать?.. И завоевать весь мир. И будет весь мир одной большой рампой.

Таким образом, в скейтерской субкультуре во главе угла стоит соревновательность (сделать трюк зрелищнее и чище, чем кто-либо), но это агрессия не переходит в действительность, так как в первую очередь это соревнование с собой и своим телом («а смогу ли?.. смогу! должен!»). Но иначе дело обстоит с окружающей средой. Тут конфликт находится в перманентном состоянии. Это конфликты и с обществом, и с другими группировками (например, гопники или скинхеды), взгляды которых кардинально расходятся с взглядами скейтеров. Но в данном случае это не конфликт в полном смысле этого слова, это скорее оборона и защита (иногда месть).

Считается, что появление субкультур это чисто западное влияние, последствие либерализации общества и получения иллюзорной "свободы совести и мысли" (говорит Заюнчковский О.С.), и что это являет собой деструкцию общества и его культурных ценностей. Культурные и моральные ценности заменяются субкультурными, которые подчас чужды и оказывают негативное влияние на социальные процессы. Но на самом деле это все не так! Это просто свой мир, построенный ради получения адреналина. Это просто спорт. И если кто-то его не понимает, то этому человеку можно только посочувствовать!

 


Библиография

  1. Заюнчковский О. Явление современной молодежной субкультуры, ее роль в становлении личности и формировании российского общества. [Электронный ресурс]: Литературный Интернет-журнал Русский переплет. – Режим доступа:
    http://www.pereplet.ru/text/zayunchkovskiy25jan06.html/
  2. Шостак Г.В. Рок культура как основа формирования молодежных субкультур. [Электронный ресурс]: Геннадий Шостак. – Режим доступа: http://shostak.iatp.by/doc/article/rok-kult.htm/
  3. Гайдуков А. Молодежная субкультура славянского неоязычества В Петербурге. [Электронный ресурс]: Молодежные движения и субкультура Петербурга. – Режим доступа:
    http://subculture.narod.ru/texts/book2/gaidukov.htm
  4. Канаян В.А., Гущин В.А. Дети улиц. Часть II./ Сборник материалов. Асоциальные молодежные формирования. [Электронный ресурс]: СПБ ГУ "Городской центр профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних".– Сайт свободных игровых коммуникаций, 2004 – Режим доступа:
    http://www.alexander6.ru/alexander6/149606/
  5. Энциклопедия экстремальных видов спорта [Электронный ресурс]: информационная система на компакт-диске. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см. – Систем. требования: Pentium II 300/64 озу/ 24х CD-ROM; Windows 95; разрешение экрана 1024х786 32 бит. – Заглавие с контейнера.
  6. Чалдини Р. Психология влияния./ Серия «Мастера психологии» – Спб.: Питер, 2000. – 272 с.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017