№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 18 - Приложение Июль 2007

Дизайн


 Ивкина Елена Александровна

магистрант УралГАХА Научный руководитель: кандидат искусствоведения, профессор Салмин Л.Ю.

ИМИДЖ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ИСТОРИЧЕСКИХ ПЕРЕМЕН (Тезисы)


1. До сих пор в нашей литературе само понятие «имидж» четко не определено, его содержание рассматривается как нечто поверхностное, наносное, несвойственное самому субъекту, некий публичный образ – «пыль в глазах», поэтому и практические разработки выстраиваются на «другой реальности», не характерной для самого объекта. Вопрос имиджа – ключевой для российской внешней политики. За последние 100 лет международное положение страны неоднократно подвергалось кардинальным изменениям. Всю историю, начиная с Петра I, основной имиджевой проблемой России остается разрыв между транслируемым символическим образом и тем, что есть. Ремонтируется парадный фасад, но не перестраивается сама сущность.

2. Общая панорама истории имиджевого строительства в России. Впервые о России на мировом уровне заговорили во время царствования Петра I. После всех победоносных войн перед императором встала задача развития экономики, промышленности, культуры страны, привлечения иностранного капитала, поднятия международного престижа России. Для решения такой нелегкой задачи император не жалел ни денег, ни сил, ни людей. Насильственным способом перестраивался уклад жизни, традиции, обычаи. Результат этой деятельности можно видеть и сейчас – целый город выстроили для демонстрации «новой» России. Гравюрные виды Петербурга рассылались в самые влиятельные дворы Европы. Но нельзя сказать, что оценка Европы была однозначной. Несмотря на все изменения, для многих Западных философов, писателей, общественных деятелей Россия из страны диких варваров превратилась в страну образованных, но все же варваров. Примерно с этих пор и можно рассматривать весь ход российской истории как блестящие периоды славы и полного забвения.

После победы над Наполеоном, международный престиж России был колоссально велик. В Европе, пусть и в шутку, носили казачьи папахи, но не прошло и полувека, как Россия стала ужасно немодной. Когда все передовые страны переходят к капитализму, начинает развиваться промышленность, Россия остается крепостной державой, страной дикости и порабощения.

Новый этап интереса связан с революцией 1917 года. Весь мир погрузился в Великую депрессию, а в СССР стали возникать новые мощные заводы, поднималась экономика. Стране победившего социализма были нужны новые символы, идеалы, образы. Огромная идеологическая работа была проведена внутри страны, закрыли границы государства, изменили вербальные и визуальные образы, для общения с западом, в СССР были созданы специальные СМИ. Не смотря на это, сталинское правление, «ГУЛАГ» поддерживали общественное мнение о России, как о стране смертельно опасных варваров. Даже победа над фашизмом не принесла стране должного уважения.

В эти же заключения вписывается и период «холодной войны», поражение в которой заключалось в потере Советским Союзом имиджа и системы связей с западом. Началось позиционирование себя как западной страны. Это было бессмысленной задачей, поскольку есть идеальные чисто западные образцы, догнать и перегнать которые практически невозможно. Получив новую, трудно достижимую цель, Советский Союз естественным образом потерял свою старую. Именно это в значительной мере определило строительство нового имиджа, имиджа России, части которого мы имеем сегодня. Советский союз не просто потерял свой старый имидж, а стал активно стремиться к иному новому имиджу.

3. Современный имидж России. После распада СССР страна нуждалась в новом позиционировании и представлении ее на мировом политическом рынке. Советский режим, как тупиковая ветвь развития, подвергся жесточайшей критике. Имиджевые изменения в первую очередь коснулись всей государственной символики. Парадоксально, но, выстраивая новый имидж, накануне ХХI века, Россия обратилась к «пыльным» образам ХVII-ХVIII веков. Советская история, которую пытались забыть на словах, продолжила жить в гимне, красном щите герба, звездах на башнях кремля и новогодних елках… Одновременно с этим вернулись орлы, вертикаль власти, Российская корона. На старые стереотипы наложились еще более старые стереотипы. В ходе исторических перемен, Россия потеряла стержень, вокруг которого должен выстраиваться имидж, свою самоидентификацию, национальную идею.

4. С точки зрения исследователя, можно сделать вывод, что понятие «имидж» не локализуется в объекте или субъекте, а является интерактивной категорией, связанной с коммуникацией между ними. Это и определяет его функциональное назначение. Основной имиджевой проблемой России сегодня остается вопрос том, как сделать визуальное, вербальное, символическое наполнение понятия «имидж России» функциональным, объективным и адекватным действительности.

 


Библиография

  1. Я поведу тебя в музей.// Русский NEWSWEEK, 19 – 25 сентября 2005 №35 (65) – с. 22-25;
  2. Полюбите нас русскими.// Русский NEWSWEEK, 19 – 25 сентября 2005 №35 (65) – с. 14-21;
  3. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. Рефл-бук Ваклер, 2001

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017