№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 18 - Приложение Июль 2007

Архитектура


 Злобин Виталий Витальевич

магистрант УралГАХА
Научный руководитель кандидат архитектуры, доцент Конева Е.В.

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА АГЛОМЕРАЦИИ Г. ЕКТЕРИНБУРГА


Одной из проблем современной урбанизации является насыщение городского пространства необходимыми объектами информации и их организации в целостной структуре. В смежных исследованиях, поднимающих данный вопрос, внимание уделяется преимущественно средовому подходу, как комплексу решений вопросов организации городского пространства. При этом, этап средовой организации оказывается последним в списке проектной деятельности. Данное исследование ориентированно на глобальное понимание информативности пространства как средства выявления и фиксирования потенциала городов. Архитектурно-планировочные принципы формирования информационного пространства среды агломерации легли в основу предмета исследования, как непосредственный инструмент такого развития. Для начала исследовательской работы была выдвинута гипотеза о необходимости развития информативного пространства агломерации в рамках градостроительного планирования.

На данный момент в обозначенном градостроительном объекте сформировавшееся информативное пространство носит хаотичный, необоснованный характер, как и содержание. Развитие города и городов-спутников нуждается в грамотном распределении, своего рода “визуальных демонстраций” такого ответственного процесса. Отсутствие последовательности и предпочтение решениям локального характера по благоустройству территорий расчленяют городскую ткань. Постановления администраций и различные программы развития демонстрируют поверхностный подход к проблеме и преподносятся как дизайн-проекты. Эти мероприятия скорее “маскируют” противоречивые ситуации. Поэтому такого рода исследования особенно актуальны.

В архитектурно-планировочном обеспечении реализации стратегических программ в генеральном плане г. Екатеринбурга были обозначены следующие направления:

№15 – “Екатеринбург – город развитого сервисного обслуживания”;

№17 – “Международный транспортно-логистический узел”;

№18 – “Город современных улиц и дорог”;

№19 – “Доступный город”;

№22 – “Столица Урала”;

№25 – “Открытый город”.

Конечно, основой развития всех указанных и не указанных направлений являются решения социальных проблем г. Екатеринбурга через механизмы улучшения условий жизнедеятельности, куда, несомненно, относится визуальный комфорт. В данном исследовании социальному фактору, как градообразующему, уделяется много внимания. Не секрет, что человек (житель, турист, гость города и т.д.) является потребителем городской среды, которая формируется, исходя из необходимости такого рода потребления (коммерческого/социального).

В постановлении главы города Екатеринбурга от 11 ноября 2002 г. №1208 “Образование городской сети информационно-рекламных панно” была сформулирована необходимость установки и эксплуатации в г. Екатеринбурге сети информационно-рекламных светодинамических панно для совершенствования городской системы на базе новых рекламно-информационных технологий, развития и управления имиджем города, развития рекламного и информационно-рекламного бизнеса в городе.

В постановлении главы города Екатеринбурга от 16 октября 2003 г. №1157 “О проекте “информационные указатели” была указана необходимость в повышении информативности и туристической привлекательности города, поддержании позитивного образа Екатеринбурга в глазах горожан и гостей города; привлечение их к знаковым местам и объектам исторического центра Екатеринбурга.

Администрация города, стараясь улучшить визуальную среду, выпускает разнообразные программы и постановления, аналогичные вышеуказанным. Анализируя такие документы, можно отметить наличие поверхностного подхода к решениям проблемы. К сожалению, в большинстве случаев эти решения принимаются не на градостроительном уровне и представляются как дизайн-проекты.

Необходимость в решении подобного рода проблем фиксируется и в документах международного уровня: в градостроительной хартии СНГ (Минск, 4 июня 1999 г.) была указана необходимость создания градостроительными средствами среды обитания, безопасной для жизни и здоровья человека, способствующей его физическому и духовному развитию, адекватной прогрессивным тенденциям социально-экономического и культурного развития государств; совершенствования пространственной организации населённых пунктов, их архитектурного облика, повышении эстетических качеств застройки, их благоустройства и озеленения.

Проблема архитектурно-планировочной организации среды, с учётом её информационного восприятия, демонстрирует новые аспекты в проектировании городского пространства. На сегодняшний день возможности развития информативного потенциала не учитываются в проектировании. Проектирование информативного содержания решает несколько задач, таких как:

- переосмысление городского пространства с точки зрения информативного содержания;

- последовательность информативного обеспечения социального и коммерческого пространства;

- гибкость системы культурно-бытового обслуживания;

- улучшение качества туристического и сервисного обслуживания населённых пунктов.

В современных городских условиях информативное содержание среды формируется как самостоятельная структура. Такое формулирование проблемы делает возможным включение принципов формирования информационного пространства в проектно-планировочную последовательность без потери связи с другими городскими структурами. В работе делается попытка разработки методики выявления информационных взаимодействий как самостоятельной структуры. Моделировать структуру информационных взаимодействий на начальном этапе можно, только привязывая её к какой-либо другой структуре с ярко выраженными тенденциями информационной насыщаемости. Например, транспортная структура.

Для полноценного решения задачи необходимы данные о наличии проектов коммерческого и/или социального сценария развития данной территории. Данные экономического зонирования, полученные de facto на существующей ситуации, также определяют формирование информативного содержания. Для примера актуальности такой ссылки можно привести установление самостоятельных оценочных зон общественных центров районов и зон повышенной функционально активности вдоль основных магистралей города и прилегающих рядовых участков. Наличие таких зон/территорий подразумевает использование своеобразных оценочных коэффициентов, что, как следствие, даст неопределённую картину насыщенности информацией. Целью анализа всех этих данных является зонирование территорий по ряду признаков. Но особым является социально-информативный, который подразумевает развитие территории в аспекте улучшения условий жизнедеятельности населения. Социально-информативное зонирование территорий исходит из социальной необходимости насыщения информативными элементами их содержания. В основу признака легла гипотеза социального характера – определённому потребителю города соответствует определённая информация. Исходя только из этого, должно произойти определённое зонирование.

Наравне с социально-информативным зонированием важным моментом является наличие легенды. В современных условиях “текучести” городского пространства, когда нет постулатов и нет “идеала” сформировавшейся среды, остро встаёт потребность в сценариях развития. Интересное городское пространство – это всегда интрига. Распределение информации в нём не может носить локальный, “оторванный” от городской ткани, характер. Легенда может начинать развитие пространства от любого количественного и качественного содержания – в этом её универсальность: историческое событие, миссия города, коммерческое освоение, социальная потребность и т.д. Любой из этих фактов может “одухотворить” городское пространство. На сегодняшний день можно наблюдать явные противоречия духовных начал городского пространства, которые уже стали обыденными. Например, названия улиц, иногда выпадающие из контекста средового и социального содержания.

Эти два момента в архитектурно-планировочном формировании среды призваны, как бы, соединить “духовное” и “материальное” содержание территории, чего нам так не хватает в современной практике. Выразить потенциал территорий в комплексе можно только через эти два начала. Включение развивающегося информативного пространства в рамки градостроительного планирования позволит привлечь к работе широкий круг специалистов и тем самым даст возможность переосмыслить городское пространство в пользу каждого квадратного метра территории наших городов.

 


Библиография

  1. Колясников В.А. Теория градостроительства: современные направления и концепции. Учеб. пособие. – Екатеринбург: Архитектон, 2003. – 322 с.: ил.
  2. Глазычев В.Л. Лекция «Культура в городе, город в культуре».– Димитровград, сентября 2003.– Режим доступа: http://www.glazichev.ru
  3. Воскресенский И. Визуальная информация в городе.// Ландшафтная архитектура. Дизайн (ЛАД) №1. (12). 2006.
  4. Менчук А.Д. Особенности наружной рекламы.// Ландшафтная архитектура. Дизайн (ЛАД) №1. (12). 2006.
  5. Песенко В., Кондратьева Ю. Вывеска как показатель культуры; News Outdoor Комфорт визуального восприятия.// Ландшафтная архитектура. Дизайн (ЛАД) №1. (12). 2006.

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017