№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 18 - Приложение Июль 2007

Архитектура


 Яландина Наталья Михайловна

магистрант УралГАХА
Научный руководитель кандидат архитектуры, профессор Дектерев С.А.;
Консультант кандидат технических наук, доцент Бабич В.Н.

БУФЕРНЫЕ ЗЕЛЕНЫЕ ЗОНЫ В АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЕ


Жизнь человека определяется постоянным приспособлением к окружающей среде. Многие из современных недугов человека, очевидно, представляют собой не более чем свидетельство его неприятия физическому окружению при все увеличивающемся разрыве между тем, чего он жаждет, и тем давящим искусственным окружением, которое для него до сих пор создают проектировщики. Человек становится жертвой своего собственного творчества. Он душой и телом порабощен той искусственной механической средой, которую создал вокруг себя. Его основные человеческие желания остаются неудовлетворенными. Оторванный от своей естественной среды, он почти не ощущает яркость, богатство, полноту жизни и бытия. Так характеризует среду, окружающую человека, крупнейший ландшафтный архитектор Джон Ормсби Саймондс. А еще в I в. до н.э. римский зодчий Витрувий в своем трактате писал: «Пространство под открытым небом в середине между портиками следует украшать зеленью, потому что ходьба на воздухе очень полезна для здоровья и главным образом для глаз, так как чистый и разряженный воздух, выходящий из зелени и проникающий в них благодаря движению тела, изощряет зрение и, унося при этом из глаз густую влагу, сохраняет взор тонким и зрение острым».[3, 91] Человек инстинктивно ищет гармонию, и вопрос оторванности его от природной среды является неестественным и потому актуальным.

Стоит отметить, что гармоничное развитие архитектурной среды не достигается путем решения отдельной проблемы, хотя самое простое и действенное средство оздоровления современной экологической, психологической и эстетической среды города – развитие оптимально сформированной системы зеленых насаждений. Необходимо учитывать главные задачи современного проектирования – формирование архитектурно-планировочных решений зданий и комплексов в единстве с природной средой.

Определяя задачи современной архитектуры, необходимо отметить, что:

- архитектура создается для человека – социальный аспект архитектурного проектирования очевиден;

- архитектор создает искусственную окружающую среду, которая, в свою очередь, оказывает влияние на психологию человека;

- архитектор, внедряясь в окружающую среду, изменяет не только ее внешнюю, объемно-пространственную композицию, но и внутреннюю структуру (функциональное зонирование, связи между элементами);

- архитектура взаимодействует с естественной природой – есть возможность решать экологические проблемы.

Формирование зеленых буферных зон, которые сейчас считаются всего лишь элементами благоустройства, имеет не только эстетическую сторону. Это первый шаг к реализации «неоспоримой концепции», где целью проектировщика является создание для человечества максимально комфортных условий, наиболее приближенных к естественным потребностям.

Городское пространство многофункционально, а сама архитектура создает урбанизированный ландшафт, который несет в себе трудно усваиваемый поток информации. Поэтому буферные зеленые зоны должны стать «катализатором» эмоциональной разгрузки и одновременно «фильтром», через который человек будет воспринимать окружающую среду.

Можно отметить несколько подходов к формированию буферных зеленых зон:

1. Функциональный.

2. Социально-экологический и психологический.

3. Визуально-цветовой.

4. Конструктивный.

5. Эмоционально-знаковый.

1. Функциональный подход основан на практической значимости и свойствах зеленых растений. Научные исследования доказали – растения обогащают воздух кислородом, очищают от вредных примесей и пыли, благотворно влияют на температурный режим и влажность. Это дает возможность экономить на дорогостоящих системах кондиционирования и ионизации воздуха.

Зеленые насаждения способны существенно влиять на микроклимат, понижая температуру, что в условиях замкнутого пространства здания благоприятно действует на организм человека и создает комфортность ощущение тепла. Основные данные для подсчета площади зеленой зоны внутри здания представляют собой отношения поглощенного и выделенного кислорода (O2) и углекислого газа (CO2). Известно, что:

- за 1 час в спокойном состоянии человек поглощает 19 л O2 и выделяет 16 л CO2;

- одно дерево за 24 часа вырабатывает столько O2, сколько необходимо трем людям для нормальной работы на такой же период времени;

- 1 га зеленых насаждений выделяет 2 кг O2, необходимые для работы двухсот человек в течение всего рабочего дня.

Не менее важными условиями, формирующими общую площадь буферной зоны, являются:

- назначение здания;

- количество работающих в здании людей;

- продолжительность рабочего дня;

- градостроительная ситуация;

- климатические условия;

- габариты растений;

- этажность.

2. Социально-экологический и психологический подходы. Поскольку эмоциональное состояние человека и экологическая обстановка взаимосвязаны, проектировщик должен подходить к решению этих задач комплексно. Данные подходы основаны на естественных потребностях человека в благоприятной экологической обстановке и снижении психологической напряженности в условиях бешеного ритма городской жизни. Важно понимать, что, формируя объемно-планировочную структуру здания, архитектор создает среду для людей, чья деятельность «оживляет» и заставляет всю систему работать. Но если предоставленные условия не отвечают всем критериям «здоровой» обстановки, то и работа человека не будет максимально эффективной. Поэтому необходимо учитывать некоторые временные показатели трудовой деятельности людей. Предположим, что:

- рабочий день длится 8 – 10 часов;

- за компьютером человек проводит 60 – 80% рабочего времени;

- официальный отпуск составляет 10 – 15% от года, из которых 50% проходят в городе (в постоянном ритме), а другая половина – на природе (смена обстановки, глобальная энергетическая подпитка).

Внешние и внутренние буферные зеленые зоны призваны решать следующие проблемы:

- постоянная энергетическая подпитка;

- смена обстановки и визуального ряда после длительной работы за компьютером;

- насыщение воздуха кислородом и фитонцидами, столь необходимыми для хорошей работы;

- создание обстановки, подходящей для открытого спокойного общения и решения важных деловых вопросов.

Для человека очень важно ощущать мир всеми чувствами, поэтому места приложения труда должны обладать сенсорной привлекательностью и создавать гармоничное окружение.

3. Визуально-цветовой подход. Определяющим фактором состояния визуальной среды города стал уровень загрязненности воздуха. От грязного воздуха страдает не только человек, но и все, что его окружает: растительность, животный мир, архитектурные памятники, металл, строительные материалы, ткани и др. В современной городской среде отсутствует разнообразие цветов и красок, основными стали оттенки серого, бежевого и других «спокойных» цветов. А если и используются яркие оттенки, то часто весьма неуместно, и здание становится ярким, кричащим пятном, внося еще большую дисгармонию в пространство.

 Можно выделить несколько групп факторов, повлиявших на современное состояние визуально-цветовой среды города Екатеринбурга:

Группа исторических факторов. Во-первых, изначально дома строились из природных материалов, таких как дерево, камень и кирпич, которые сами по себе не ярки по цвету, а с течением времени и из-за агрессивного воздействия окружающей среды материалы выцветали и темнели. Во-вторых, в разрушительных войнах города становились основными мишенями, и камуфляж зданий стал обязательным атрибутом городской среды, в таких городах как Москва, Санкт-Петербург.

Группа климатических факторов. На климатические условия города Екатеринбурга основное влияние оказывают воздушные массы, которые задерживает Уральский хребет. Поэтому для данной территории характерна плотная облачность, что дает большое количество рассеянного солнечного света. Отсутствие прямых солнечных лучей влияет не только на восприятие, но и на психологическое состояние человека.

Урабанизационные и экономические факторы. Сейчас на архитектуру городов оказывают существенное влияние следующие моменты: отсутствие бюджетного финансирования; типовая основа проектирования; отсталость строительных технологий; крайне ограниченный выбор конструктивных решений; отсутствие современных отделочных материалов. Это негативно сказывается как на качестве строительства, так и на внешнем виде сооружений.

Рис.1. Жилые  и общественные здания на ул. Белинского (Екатеринбург)

Группа факторов, зависящих от выбора материала. В данное время часто стали использоваться светоотражающие зеркальные поверхности, как в отделке современных новых зданий, так и при реконструкции старых. Некоторые из объектов можно назвать удачными, поскольку они гармонично вписаны в среду и не вызывают диссонанса (рис.1). Хотя есть здания, которые преумножают хаос вокруг, а в условиях стремительного ритма города это очень сказывается на психологическом здоровье человека.

Пока тенденции в развитии архитектуры не улучшают реалий среды, данный недостаток можно компенсировать за счет формирования внешних буферных зеленых зон. Основными критериями служат характеристики зеленого цвета:

- спокойный;

- умеренный;

- освежающий;

- создающий впечатление покоя.

Рис.2. World Trade Center (вторая очередь)

Зеленый цвет применяется в цветотерапии как успокаивающий при лечении истерии и нервных переутомлений. Самым доступным источником цвета являются зеленые растения. Это не противоречат естественной природе человека, а также придают среде масштабность, чего не всегда удается достичь архитектурными способами.

Восприятие высотных зданий с относительно гладкой поверхностью и крупными членениями очень затруднено, поскольку глазу просто «не за что зацепиться». Осмотр сооружения становится просто физическим действием. Подобные здания создают "фон" на фоне, теряются и с трудом прочитываются без вспомогательных элементов (рис.2). Поэтому зеленые буферные зоны создают необходимые условия выбора точки зрения, выявляют передние планы, путь, следуя которому глаз постепенно начинает воспринимать картину в целом. Ведь одним из важных благоприятных факторов видеоэкологии является наличие мелких деталей. У каждого города есть свой непростой характер, традиции визуально-цветовой среды, и любые изменения и внедрения в неё требуют индивидуального подхода.

4. Конструктивный подход. Данный подход рассматривает наиболее эффективное расположение внешних и внутренних зеленых буферных зон. В предыдущем, визуально-цветовом подходе, внешние зеленые буферные зоны рассматривались как элементы, облегчающие восприятие современных высотных зданий. Но таким же образом их расположение может повлиять на этажность. Впечатление от отдельных элементов среды во многом зависит от угла зрения, который определяется расстоянием осмотра. При угле зрения около 45° (отношение высоты предмета к расстоянию до него 1:1) ясно воспринимаются детали формы, но ее общий контур – лишь частично. При угле 27° (отношение 1:2) достаточно ясно «считываются» как основные детали, так и общая форма. Ясность восприятия деталей начинает исчезать при углах меньших 18°, но хорошо выявляются силуэт и общий контур объекта. [4, 248] Деревья становятся ориентирами, по которым человеческий глаз находит комфортный угол восприятия объекта. Поэтому чем дальше начинается зона восприятия, тем выше может быть здание (рис. 3).

Рис.3а.

Рис.3б. Графическая модель восприятия высотности здания с учетом внешних буферных зеленых зон.

 

Известно, что максимально комфортная для человека высота дома – до восьми этажей, поскольку энергетическая связь с землей сохраняется, и идет непосредственная подпитка потребителя. Для центральных районов города, где земли мало, малая высота зданий не выгодна, и для решения этой задачи необходимо деление всего объема на зоны комфортной этажности. А буферные зеленые уровни располагаются через 8-10 этажей, искусственно связывая энергетическую цепь.

Рис.4.
Графическая модель цепи энергетической подпитки за счет внутренних буферных зеленых зон.

 

5. Эмоционально-знаковый подход. Окружающая среда и ее элементы воздействуют на психику людей. Придать окраску архитектурному окружению, вызвать определенные эмоции, удовлетворить эстетические потребности человека можно не только архитектурными средствами, но и с помощью включения знаковых элементов. Данный подход освещает вопрос возникновения определенных эмоций за счет формы растений, включенных во внешнюю или внутреннюю буферную зоны.

Сфера. Наиболее совершенная геометрическая фигура близкая к естественным, природным формам. Круг свойственен человеку как части живой природы. Он создает атмосферу защищенности, побуждает к отдыху и расслаблению. Потому зеленые буферные зоны (сады, бульвары), находящиеся в центральной части города, рекомендуется максимально насыщать деревьями, имеющими круглую или овальную крону (липа, клен, яблоня, береза, дуб). Для офисных зданий это очень актуально, поскольку напряженный внутренний ритм необходимо разбавлять зонами для релаксации (рис. 5).

Рис.5.

 

Куб и усеченная пирамида. Фигуры статичные, приземленные, монотонные создают ощущение подавленности, дискомфорта. Деревья с кронами кубической формы (ива плакучая) подходят для зон с водоемами, поскольку отражения в воде некоторым образом компенсируют напряженность самого знака. Поэтому лучше такие растения включать в композицию как акцент, но не доминанту (рис. 6).

Рис.6.

 

Пирамида и конус. Заключает в себе смысл стремления к вершине, к абсолюту. Психометрическая трактовка в современном мире звучит как лидерство, концентрация энергии. Потому для придания помпезности и значимости доминантным зданиям, пути к ним следует оформлять деревьями с пирамидальной кроной (рис. 7).

Рис.7.

 

Человек на подсознательном уровне очень восприимчив к сигналам окружающей среды, и, режиссируя пространство, архитектор должен отслеживать, какую эмоцию вызовут те или иные архитектурно-планировочные решения.

Рассмотренные подходы затрагивают только часть практического аспекта характеристики буферных зеленых зон. Необходимо обращать внимание на сохранение существующего зеленого ландшафта города, а также на возможности, которые он открывает для новых архитектурно-планировочных решений. Архитектура развивается не только в пространстве, но и во времени, поэтому будут появляться задачи, решение которых позволит эффективно использовать естественную природу в формировании внутренней и внешней архитектурной среды.


 

Рис.8. Графическая модель матрицы взаимодействия буферных зеленых зон и потребностей человека в условиях мегаполиса.

 


Библиография

  1. Беляева Е.Л. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия. – М.: Стройиздат, 1977. – 127 с.
  2. Бурдина Н.А. Аспекты психологического воздействия геометрии формы пространства интерьера на жизнедеятельность человека. /Дисс. на соискание уч. степени канд. архитектуры. – Екатеринбург, 2004. – 163 с.
  3. Витрувий. Десять книг об архитектуре /Пер. с лат. Ф.А. Петровского. – М.: УРСС, 2003. – 320 с.
  4. Горохов В.А. Зеленая природа города. – М.: Стройиздат, 2003. – 528 с.
  5. Иовлев В.И. Экопсихология для архитекторов: процесс и форма. – Екатеринбург: Архитектон, 1996. – 304 с.
  6. Лимонад М.Ю., Цыганов А.И. Живые поля архитектуры. – Обнинск: «Титул», 1997. – 208 с.
  7. Рубцов Л.И. Деревья и кустарники в ландшафтной архитектуре. Справочник. – Киев: Наукова думка, 1977. – 272 с.
  8. Саймондс Джон Ормсби. Ландшафт и архитектура /Сокращ. пер. с англ. А.И. Маньшавина. – М.: Стройиздат, 1965. – 194 с.
  9. Филин В.А. Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что – плохо. – М.: Видеоэкология, 2006. – 512 с.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017