№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 18 - Приложение Июль 2007

Дизайн


 Усенюк Светлана Геннадьевна

магистрант УралГАХА
Научный руководитель: кандидат искусствоведения, доцент Гарин Н.П.

ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА СЕВЕРА: ОТ ТЕХНОСФЕРЫ К НООСФЕРЕ (на примере Западно-Сибирского региона)


«Благодаря своему изобретательскому дару,
люди породили ситуацию, в которой им ставятся
препятствия различными компонентами
глобальной экосистемы. Чтобы поправить
создавшееся положение, необходима
высокоразвитая система предвосхищения,
новый взлет изобретательного искусства человека…»
В.Шубин

 

Актуальность
Транспорт – самый уязвимый, «проблемный» элемент инфраструктуры северных регионов. Экстремальные природные условия: низкие температуры, ветер, сильная заводненность территории и, как следствие, бездорожье – все это лимитирующие факторы для создания «кровеносной системы» современной техносферы [3].

Недостаточная изученность и/или несвоевременное обращение к знаниям «о взаимодействии человека с природой и воздействии общества-природопользователя на биосферу» [2] становятся причиной техногенных экологических конфликтов.

Применительно к Западно-Сибирскому Северу: стихийный характер промышленного освоения (сжатые сроки «захвата» территории, интенсивность разработки месторождений и масштабы «выкачивания» ресурсов), неподготовленность материально-технической базы (доработка «по ситуации» – «метод проб и ошибок») привели к противоречиям не только в сфере экологии природы, но и экологии культуры. Сырьевая доминанта определяет условия развития территории: увеличение нагрузки на экосистемы региона, уже значительно пострадавшие от воздействия.

Особенности техносферы Севера

С момента начала освоения территории использовалась техника, не приспособленная к экстремальным климатическим условиям – то, что было «под рукой»: техника, созданная преимущественно для эксплуатации в условиях средней полосы России. Следствие этого – огромное количество отработанной, испорченной техники, брошенной в тундре, в болотах, в лесах и пр., без перспективы (и возможности) утилизации.

Обращаясь к самой среде применения техники – Северу, как особой экосистеме, необходимо выявить предпосылки перехода от современного противостояния биосфера – техносфера к ноосферному развитию:

  • экстрим природный – существование как процесс постоянного приспособления к суровым климатическим условиям;
  • экстрим культурный – противостояние между разными уровнями приспособленности (здесь: культура как совокупность человеческого опыта).

Северная техносфера изначально противоречива: объективная необходимость промышленного освоения территории противостоит требованиям о сохранении ландшафтов и традиционного образа жизни коренных народов. Соблюдение данных условий возможно через «создание природо- и энергосберегающих двигательно-движительных комплексов», что по сути означает переход к экологическому проектированию – «конструированию систем, имеющих связи саморегуляции, исключающие нарушение равновесия» [6].

Через призму системного подхода техносфера предстает совокупностью трех элементов: человек – техника – среда. Два из них заданы изначально – это природная среда и человек. Техника же становится уравновешивающим элементом, цель появления которого – обеспечение взаимодействия между двумя другими. Отсюда – необходимость проектирования техники как медиатора (посредника, равного в отношении ко всем участникам контакта, а не одностороннего помощника человека в покорении природы), что выражается через единство природных и культурных характеристик. Данное сочетание – неотъемлемый признак «ноосферного пути развития» [4], подразумевающего органичное вхождение искусственного (результаты деятельности человека) в естественное (природная данность). Предметным воплощением при создании ноосферных связей в системе «человек – техника – среда» становятся продукты экологического дизайна, в котором «экология играет не сервисную послепроектную роль, а задающую предплановую» [6].

Северный транспорт: «естественный отбор»

Транспорт, как основной компонент техносферы (по сути, «проводящая система», обеспечивающая ее слаженную, бесперебойную работу), в условиях Севера становится прежде всего «средством, не разрушающим гармонию природы» [4].

Российской академией естественных наук и Российской академией транспорта разработан, опубликован и прошел широкую апробацию проект "Ноосферные транспортные системы Сибири и Дальнего Востока" (руководитель проекта: академик РАЕН и РАТ, доктор экономических наук, профессор П.Т.Драчев). В данном проекте северный транспорт выделен как специфическая отрасль (и направление проектирования), что нашло отражение в требованиях к разработке транспортных систем (а не отдельно взятых средств транспорта!). Даны ограничения и нормы по следующим видам воздействия транспорта на составляющие элементы природной среды [4]:

  • Влияние на воздушную среду. Новые виды транспорта должны обеспечивать выброс вредных веществ с отработавшими газами двигателей на уровне, не превышающими установленные ПДК для приземного слоя атмосферы. Достигается созданием новых типов двигателей с новым топливом и т.д.
  • Влияние на почву и растительность. Транспортные средства не должны повреждать почвенно-растительный покров, удельное давление на грунт не должно превышать 0,02-0,07 кг/см2.
  • Влияние на водную среду и животный мир. Используемые и перспективные транспортные средства должны оборудоваться системами, исключающими попадание горюче-смазочных материалов.
  • Предельные уровни шума. Человек в течение восьми часов выдерживает 90 дб(а) и 0,25 часа - 115 дб(а).

Данные требования предлагается включить в процесс «естественного отбора» транспорта для условий Севера. Цель такого отбора (через анализ современного состояния отрасли северного транспорта) – выявление требований для последующего проектирования. Все разнообразие средств транспорта (местный, использующийся пришлым населением, футуристический) предлагается пропустить через своеобразное «сито» лимитирующих факторов. Таким образом, будут обозначены существующие противоречия в системе «человек–техника–среда», определены способы их компенсации и исключения таких проблем в дальнейшем. Наибольшую наглядность процесс «естественного отбора» получает через послойную демонстрацию:

Слой 1. Экстрим – «отсеивается» вся техника, не предназначенная для работы в условиях экстремальных температур, ветра, вечной мерзлоты и пр.

Слой 2. Экология природы – отбор проходит только транспорт, не создающий загрязнений (шумового, водного, воздушного, почвенного, биологического и пр.).

Слой 3. Экология культуры – порог соответствия образных характеристик техники в среде применения; в качестве аналога выступает «предметная оболочка» монокультуры коренного населения (особая трактовка времени и пространства).

Искусственное разделение на слои (как «мембраны» с различной степенью проницаемости) помогает сфокусировать внимание проектировщика на той или иной проблемной области. А итоговое объединение всех слоев позволяет выявить набор характеристик идеального транспортного средства.

Результаты (оценка перспективности исследования)

Максимально приблизиться к идеалу позволит, в том числе, и четкая привязка транспортного средства к месту его использования (аналогия с местным, традиционным транспортом: разные лыжи для болота, леса, тундры). Таким образом, при переходе на ноосферный путь развития транспорт перестает существовать (а следовательно и проектироваться!) как разрозненное множество средств передвижения и преобразуется в «транспортную цепочку» элементов, дополняющих друг друга по перевозочным возможностям.

Необходимость преодоления огромных расстояний в экстремальных условиях изначально являлось серьезной проблемой в процессе освоения Севера. Но, имея в распоряжении «транспортную цепочку», проблема доступности может быть решена путем комбинаторики. Именно поэтому в основу ноосферной транспортной системы положен принцип комплементарности (взаимодополняемости) входящих в нее видов транспорта. Отдельно элементы не работают – только в системе.

«Транспортные цепочки» – результат сочетания транспортных слоев, каждый из которых представляет собой совокупность средств передвижения в определенной среде (основные: воздух, вода, земля; и дополнительные: вода-воздух, вода-земля, земля-воздух). Таким образом, достигается индивидуальность при передвижении: возможен выбор цепочки по критерию времени, расстояния, визуального разнообразия и пр.

Системный дизайн (как система предвосхищения и изобретательное искусство) позволяет осуществить переход к ноосферному развитию северных территорий через достижение их экологической стабильности без отказа от промышленного освоения.

 


Библиография

  1. Баландин Р.К. Организм биосферы и механизм техносферы [Электронный ресурс]: Вопросы истории естествознания и техники. 1993. №1. – Режим доступа:
    http://www.ihst.ru/~biosphere/Mag_1/Balandin.htm
  2. Василенко В.Н. Экологические конфликты общества как предмет социологии и социальной экологии. //Социологические исследования. 1998. – № 3.– С. 73-79
  3. Голубчиков С.Н., Зайдфудим П.X. Экологические требования к техносфере Севера. //Энергия.– 2002.– № 10.– С. 53-57.
  4. Драчев П.Т. Проект "Ноосферные транспортные системы Сибири и Дальнего Востока" – обоснование. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 
    http://forum.baikal.ru/investig/noosphera.htm
  5. Кантор К. Дизайн в противоречиях культуры и природы в различных регионах мира (текст выступления для конгресса ИКСИД в 1975). [Электронный ресурс].– Режим доступа:
    http://library.sredaboom.ru/philosophy/libr_kantor_contradiction.htm
  6. Русанов И.В. Экологический дизайн при формировании природно-технических систем на континентальном шельфе (ВНИПИшельф, 1989). [Электронный ресурс].– Режим доступа:
    http://zverozub.com/index.php?r=54&a=302&l=1
  7. Павлова Е.И. Экология транспорта: Учебник для вузов. – М. Высшая школа, 2006.
  8. Пашков Ф.Е., Шубин В.И. Культура. Техника. Образование: Учебное пособие для технических университетов. – Днепропетровск, 1999.
  9. Хайдегер М. Вопрос о технике./ Из сборника Время и бытие: Статьи и выступления: /Пер. с немецкого. — М.: Республика, 1993.
  10. Концепция развития. [Электронный ресурс]: информационно-аналитический и энциклопедический портал./10.3.2006/ – Режим доступа: www.rustrana.ru

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017