№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 18 - Приложение Июль 2007

Архитектура


 Глухова Татьяна Сергеевна

магистрант УралГАХА
Научные руководители: кандидат архитектуры, доцент кафедры ТА и ПК Конева Е.В., преподаватель кафедры Тарасова И.В.

«УНИКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ЗОДЧЕСТВА»: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ


В современном архитектурном процессе зодчие часто обращаются к прошлому, к классическим образцам, пытаясь создать уникальные постройки, которые можно было бы назвать уникальными произведениями архитектуры. На Урале в XIX веке было создано множество выдающихся произведений индустриального зодчества, которые являются уникальными объектами и отражают достижения строительной и конструктивной мысли. Уникальность заводов связана с местоположением в архитектурно-исторической среде, историческими событиями на Урале, а также особой ценностью объектов для Уральского региона. Для определения уникальности и неповторимости объектов необходимо знать специфику постройки, особенности стиля, в котором она построена, технологические и конструктивные особенности и другие качества. Для выявления наиболее ценных, уникальных построек промышленной архитектуры XIX века Уральского региона необходимо дать определение понятия «уникальное произведение промышленного зодчества».

Уникальное произведение промышленного зодчества – сложное понятие, включающее в себя множество смыслов и имеющее множество определений. Исходя из этого, была применена методика, согласно которой можно сформулировать понятие «уникальное произведение промышленного зодчества», опираясь на определение его частей: «произведение зодчества», «промышленное» и «уникальное».

Ведущим определением является понятие «произведение зодчества», конкретизируемое дополнительными понятиями «уникальное» и «промышленное». Восприятие зданий как произведений зодчества происходит в большей степени на эмоциональном и интуитивном уровне. Произведения архитектуры должны пробуждать в человеке яркие положительные эмоции и быть запоминающимися. Эмоциональное восприятие зависит от пластики, общей композиции фасада.

Множество исследователей пытаются дать определение произведению архитектуры. Определения меняются по мере накопления знаний, изучения истории, архитектуры и изменения культурных параметров общества. Произведения архитектуры должны создаваться с учётом экономических, идеологических и социально-бытовых требований, опираясь при этом на научный прогноз и предусматривая возможность функциональных изменений. Немаловажным является конструктивная система постройки. Она должна отвечать требованиям прочности, надежности, долговечности, а также быть эстетически выразительной. Понятие «произведения архитектуры» неразрывно связано с гармонией, причем гармонией не только частей сооружения, но и гармонией с окружающей застройкой и ландшафтом. В основном все исследования, по-разному это интерпретируя, опираются на то, что произведения архитектуры должны отвечать таким качествам как польза, прочность и красота. Гармония всех составляющих и образует произведение архитектуры.

Следующей составляющей понятия «уникальное произведение промышленного зодчества» является понятие «промышленное».

Промышленное предприятие XIX века создавались в атмосфере царившего тогда на Урале классицизма. В строительстве заводов принимали участие мастера, воспитанные на классических образцах архитектуры.

Постройки промышленных предприятий были тесно связаны по своей архитектуре и убранству с гражданской архитектурой. По внешнему виду трудно было догадаться о назначении здания, настолько был выразительным и гармоничным его художественный образ. Это было не совсем привычно. Для этого производственные постройки соответствовали лишь своим функциональным назначениям и не отвечали художественно-эстетическим требованиям архитектуры. Так для промышленной архитектуры того этапа новые постройки стали уникальными произведениями.

И, наконец, понятие «уникальность произведения промышленного зодчества» связана с определенным этапом развития архитектуры, производства, с местом заводов в исторической среде. Уникальность постройки можно рассматривать также и в других аспектах. Например, региональные и конструктивно-строительные особенности построек. Первые связаны с достижениями в производственной деятельности: количество выплавляемого железа, качество литья, положение в социально-экономическом процессе.

Конструктивно-строительные особенности связаны с применением инновационных методов строительства, строительных материалов, эффективных конструктивных систем.

Итак, опираясь на выявленные значения, можно дать определение «уникального произведения промышленного зодчества». Это постройка, обладающая взаимосвязанной гармоничной системой эстетических, функциональных, технологических и конструктивных качеств, выдержавшая испытание временем, вызывающая эстетические эмоции, обладающая уникальными достоинствами, которые выделяют ее из массы сооружений.

Определив понятие «уникальное произведение промышленного зодчества», можно выявить методику отбора. Понятие «уникальность» является определяющим показателем при выборе. В основу методики легли критерии уникального произведения промышленного зодчества.

Система критериев наиболее полно раскрывает понятие «уникальное произведение зодчества», а также помогает при его выборе. Уникальная постройка характеризуется наличием максимального числа качеств произведения промышленного зодчества, которые определяются посредством критериев, обозначенных ниже. Критерии разделены на три группы.

Первая группа критериев – отражение особенностей архитектуры определенного периода, соответствие их эпохе, окружению и стилю.

 Стилевой контекст эпохи. Здесь выявляются общехудожественная закономерная структура произведений, единство образа, идейно-образная цельность, совокупность черт, характерных для данной эпохи. Если рассматривать этот пункт в контексте данной темы, то можно назвать следующие черты классицистического стиля: красивые, геометричные строгие формы, сдержанный декор, ритм, подчеркнутая симметрия, логичность планировки и масштабность, ясные пространственные решения.

Наличие доминанты в комплексе промышленного предприятия. Доминантный объем является одним из необходимых условий при составлении ансамблевой организации застройки. Важно, чтобы доминанта являлась не просто геометрическим, но и смысловым центром.

Гармоничное сочетание зданий в комплексе. Наиболее важным является целостность композиции – сочетание, соединение всех свойств или отношений, связывающих его составные части. Гармония достигается за счет взаимного соответствия частей и целого ансамбля.

Вторая группа критериев – художественно-эстетические качества, представленные следующими характеристиками:

Применение оригинального архитектурного решения. Здесь важна идея новаторства, как в планировочных решениях зданий, так и во внешнем облике – на фасадах. Существенным условием является тесная взаимосвязь архитектурной формы с функциональным содержанием и конструктивная целесообразность сооружения. Здание является источником духовного и эстетического обогащения.

Наличие акцента на фасаде. Выделение акцента в композиции фасада является одним из основных принципов построения. Акценты могут быть расставлены с помощью арочных конструкций, портиков, колонн, декора, а также игры света и тени. Акценты вносят упорядоченность в композицию фасада, одновременно подчеркивая ритмику и логику построения.

Единый масштаб и система пропорций. Это достигается за счет упорядоченности, соответствия и соразмерности частей и целого. Также большое значение имеет художественная выразительность композиции здания, его объемно-пространственной структуры, наполнение художественным содержанием.

И третья группа критериев – конструктивные и технологические особенности произведения. К ним относятся:

Соответствие общей композиции функциональному членению плана. Целесообразность композиции повышает конструктивное и технологическое совершенство. Функциональная

Применение уникальной технологии строительства. Зачастую технологические разработки помогали изменять внешний облик предприятия. Например, создание нового вида огнеупорного железа позволило строить доменные печи как отдельные сооружения без строительства цехов.

Наличие уникальных или оригинальных конструктивных особенностей постройки. Появление новых конструктивно-строительных систем, типов покрытий позволяет расширять площади, увеличивать пространство и изменять облик здания. Конструктивные особенности тесно связаны с функциональностью и красотой в архитектуре, так как должны соответствовать требованиям прочности, надежности, устойчивости, и в то же время отвечать художественно-эстетическим принципам.

В рамках предложенной методики проанализирована архитектура промышленных комплексов Урала XIX века, произведен отбор индустриальных объектов, собрана информация по объектам, исследованы качества построек и произведена классификация. Выявление особенностей архитектурных комплексов производится на основе анализа отобранных построек, отвечающих критериям «произведения зодчества».

Анализ особенностей построек промышленных предприятий был проведен на примере Ижевского завода.

По отражению особенностей архитектуры определенного периода, соответствию их эпохе, окружению и стилю корпус Ижевского завода является первым в России многоэтажным производственным зданием. Композиция комплекса была подчинена производственному процессу: завод работал, используя энергию воды, поэтому располагался непосредственно у пруда. В планировочном решении пруд, площадка с заводом и окружавшие их административные и жилые здания представляли единое целое.

Общее композиционное решение зависело от производственных процессов, которые протекали на предприятии. Главный корпус размещается параллельно плотине, вследствие чего является композиционным центром не только завода, но и всего поселка, доминирующим как по живописности расположения и архитектурной массе, так и по идейно-образной значимости. Отдельные цехи и склады располагались в соответствии с этапами технологического процесса.

Здания в заводских комплексах гармонировали друг с другом, их объединяло общее архитектурное решение, они имели общий масштаб и систему пропорций. Архитектурная выразительность достигнута средствами, характерными для школы русского классицизма. Это четкость, ясность плана, масштабность и пропорциональность, ритм дверных и оконных проемов. Планировка завода соответствовала принципам классицизма: ясность пространственной композиции, четкое выделение по функциональной значимости элементов, взаимосвязь всех частей комплекса, подчинение строгой симметрии, трехосевая схема.

По параметрам художественно-эстетических качеств: большая протяженность фасада пропорционально расчленена по вертикали центральным и боковыми объемами. Наиболее богато обработан центр здания, имеющий вертикальное построение композиции. Сдвоенные и строенные окна, объединенные арочными нишами, занимающими два этажа, воспринимаются как аркада, прорезающая плоскость стены. Первые два этажа фасада покрыты рустом.

Объем венчает круглая башня с триумфальной колонной, самая динамичная и живописная часть здания. Триумфальная колонна ритмически соотнесена с колоннадой внизу, придавая парадному фасаду здания необходимую цельность и художественную выразительность. На вершине расположен государственный герб – орел со скипетром и державой, а также раскрашенные скульптурные изображения атрибутов воинской доблести.

Симметричная компоновка фасада, ритм окон и дверей, арок, трехчастная симметричная композиция фасада, соответствующая объему плана, указывают на принадлежность корпуса к классицистическому стилю. Здание отличается пропорциональностью, равномерностью ритма, вертикальным построением композиции, хорошо проработанными деталями, отличным качеством отделочных работ.

По конструктивным и технологическим особенностям произведения: на Ижевском заводе необычен принцип организации производства «по вертикали». Это было обусловлено тем, что только четырехэтажный корпус позволял экономно использовать трудоемкую и ограниченную по территории строительную площадку. Также строительство многоэтажного здания полностью отвечало технологическим требованиям. В среднем блоке главного корпуса технологический цикл осуществлялся от нижних этажей к верхним, от первоначальных, грубых операций по обработке заготовок и сырья до сложных работ по доводке деталей и сборке ружей. Интерьеры главного корпуса отличаются суровой четкостью построения и деталей.

Отличительной чертой Ижевского оружейного завода стали и его производственные качества. Завод вырабатывал высшего качества инструментальную сталь, винтовки, шрапнели, ствольные и коробочные болванки для всех казенных заводов. А сталь, созданная Ижевскими мастеровыми, превосходила по своим качествам шведские и немецкие марки. Высокую оценку продукция Ижевского завода получала на международных выставках. За первую половину XIX века завод дал треть всей оружейной продукции России и являлся одним из крупнейших в Европе по масштабам производства и размаху архитектурно-градостроительного замысла.

Итак, здание Ижевского завода отвечает всем группам критериев: стилевому контексту эпохи, художественно-эстетическим, конструктивным и технологическим требованиям. Это служит доказательством его выдающихся качеств и подтверждает уникальность. Комплекс представляет собой оригинальное архитектурное, конструктивное решения и обладает выдающимися художественно-эстетическими качествами. Он отвечает стилю эпохи, фасад соответствует внутреннему членению плана, планировка полностью соответствует функциональному назначению помещений. В истории промышленной архитектуры этот ансамбль – редкое и самобытное явление. По величине, удобству в производственном отношении, красоте и градостроительной роли это здание можно считать одним из уникальных не только на Урале, но и в России вообще.

В результате апробации методики выбора уникальных произведений промышленного зодчества можно сделать вывод о том, что выработанная методика может быть применена для определения уникальных произведений и выявления их качеств, согласно критериев уникального произведения промышленного зодчества.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017