№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 18 - Приложение Июль 2007

Архитектура


 Нохрина Ольга Леонидовна

аспирант УралГАХА Научный руководитель: доктор архитектуры, профессор Колясников В.А.

УЧЕБНАЯ ЗОНА КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВУЗА


С конца ХХ в. нашей стране проводится реформа системы образования, в том числе изменению подвергается высшая школа. Например, Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. [1] дает новую градацию вузам, определяет их статус: общенациональный университет, базовый (системообразующий) вуз, интегрированное учебное заведение, университетский комплекс, исследовательский университет или учебно-научно-исследовательский комплекс. Вуз, как сложная система организации учебных заведений, является объектом архитектурного исследования, поэтому для понимания возможного направления изменений необходимо изучить его основные архитектурно-планировочные особенности.

В ХХ в. были основаны крупные вузы, научные центры страны, проведены научные исследования в области архитектурно-планировочных решений этих типов учреждений. Своеобразным итогом стало создание пособия [2] к СНиП 2.08.02-89* [3], где были изложены основные планировочные и объемно-планировочные решения по проектированию вузов. Но современные условия требуют пересмотра некоторых положений, например, таких как размер высшего учебного заведения (т.е. его характеристика по величине) и организация основной планировочной зоны вуза – учебной зоны.

Размер – важный показатель, который влияет на расположение вуза в городской структуре, определяет функционально-планировочную организацию генерального плана, диктует объемно-пространственное и архитектурно-композиционное решение зданий вуза. Размер вуза зависит от количества контингента учащихся. В пособии приведена градация вузов по численности обучающихся студентов: малые (с контингентом дневного обучения до 2 тыс. студентов); средние (от 2 до 5 тыс. студентов); крупные (от 5 до 10 тыс. студентов); крупнейшие (от 10 тыс. студентов) [2]. Важно отметить, что эта градация подходит только к российским высшим учебным заведениям и не применима к зарубежным (например, вузы США и Китая не отвечают этим критериям (табл. 1)), следовательно, она не может рассматриваться в качестве универсальной.


 

Что касается российских высших учебных заведений, то на сегодняшний момент их развитие вынуждено идти в сторону укрупнения, чтобы соответствовать современным требованиям (Сибирский федеральный университет (Красноярск), Южный национальный университет (Ростов-на-Дону), проект Большого Евразийского университета (БЕУ) в г. Екатеринбурге). В условиях укрупнения российских вузов, предполагая их перспективный рост, а так же учитывая зарубежный опыт, следует внести изменения в шкалу характеристики размеров вузов.

Проведя анализ существующих вузов по численности их учащихся, можно выделить пять основных групп вузов по величине.

Малые вузы (до 5 тысяч студентов) представляют собой учебные заведения определенного профиля, например, сельскохозяйственные, художественные, медицинские.

Средние (от 5 тысяч до 10 тысяч студентов) и большие (от 10 тысяч до 20 тысяч студентов) вузы – например, педагогические, экономические, политехнические, медицинские с клиниками и больничными комплексами.

 Крупные вузы (от 20 тысяч до 30 тысяч студентов) – многоотраслевые вузы страны, характерной особенностью которых является широкий набор специальностей. Крупнейшие вузы (от 30 тысяч студентов и более) представляют собой объединенные и укрупненные вузы с различными видами интеграции образования, науки, производства. Этот тип вуза стал широко распространяться в нашей стране с конца XX века, когда вуз был вынужден развиваться в условия рыночной экономики.

В этой классификации особое место занимает крупнейший тип вуза, как новая форма образования, которая не достаточно исследована в теории архитектуры. Он может быть представлен несколькими видами: отраслевой многоуровневый учебный комплекс, межотраслевой учебный комплекс, вузовский или университетский комплекс, вузовский городок, университетский городок (табл. 2).


 

Работоспособность и жизнестойкость крупного вузовского комплекса зависит от правильного решения генерального плана, в том числе функционально-планировочного зонирования территории. Для большинства высших учебных заведений выделяются четыре основные функциональные зоны: учебная зона (или учебно-научная) с научными подразделениями; жилая со зданиями культурно-бытового назначения; спортивная, включая зону отдыха; хозяйственная. Кроме того, часто в вузовских комплексах выделяются специальные участки для научно-опытных производств (и отдельных зон), если они не могут войти в состав учебно-научной зоны по требованиям к своему размещению или по величине. Для крупных и крупнейших вузов рекомендуется создавать развитые планировочные зоны [2].

Основная функционально-планировочная зона вуза – учебная. В крупном вузовском комплексе она является самостоятельной, в меньших по размеру вузах может быть объединена с научной зоной. Учебная зона занимает значительную территорию комплекса. На ее размер, помимо количества учащихся, влияют плотность и этажность застройки учебных факультетов. На основе анализа отечественных и зарубежных вузов можно выделить несколько композиционных схем построения учебной зоны (табл. 3): корпусная, решетчатая, линейная, линейно-ветвистая, квартально-блокированная, веерная и комбинированная модели.

 

 

Корпусная модель характерна для малых и средних вузов. Учебная зона занимает значительную часть участка вуза и включает учебный корпус или блок учебных зданий, где размещаются факультеты, управленческий и административный блоки, а также хозяйственная часть вуза. Например, проекты генерального плана Московского инженерно-строительного института им. Куйбышева (архитекторы В. Степанов, Р. Мелкудян и др.), генерального плана Свердловского юридического института (архитектор Г. Цытович) и т.д.

Решетчатая модель предполагает компактное и рациональное размещение зданий факультетов и учебных зданий вуза. Застройка при такой композиции плотная. Решетчатая модель имеет большие возможности для развития учебной зоны. Эта модель учебной зоны применена в проектах генпланов таких вузов как Обнинский институт атомной энергетики (архитекторы Н.Урутчьян, А.Патронов, А.Рябцева), Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, Флорида Атлантик университет (штат Флорида, США) и др.

При линейной модели учебная зона представляет собой единую полосу застройки учебными зданиями. При такой модели уменьшается протяженность поперечных пешеходных связей, например, с административно-общественной и жилой зонами. Линейная модель способна к дальнейшему развитию при росте вуза. В проектах генпланов Кемеровского государственного университета (архитекторы Г.Цытович, О.Одинцова), Ульяновского государственного университета (архитекторы В.Бондаренко, В.Липковский и др.), Московского института электроники и автоматики (архитекторы В.Опрапко, Д.Солопов) учебная зона организована по этому принципу.

Линейно-ветвистая модель – композиция учебной зоны построена при помощи основных учебных зданий, которые формируют линейную ось, и дополнительных учебных зданий, расположенных в разных направлениях от основной оси. Застройка учебной зоны равномерная и плотная. Часто между учебными корпусами созданы вузовские скверы для отдыха учащихся и преподавателей. Примерами такой модели являются проектное предложение генерального плана поэтапного развития комплекса Ставропольского политехнического института (архитекторы Г.Цытович, Э.Путинцев и др.), проект генплана cельскохозяйственного института в г. Уральске (архитектор М.Сафонова) и т.д.

Квартально-блокированная модель учебой зоны характеризуется объединением учебных зданий в один или несколько блоков, которые, соответственно, формируют кварталы вуза. Застройка кварталов может быть выполнена несколькими приемами: регулярным или хаотичным. Пример регулярной застройки – проект генерального плана Челябинского государственного университета (архитекторы Н.Усович, Д.Ульяницкий и др.), хаотичной – Центральный государственный университет штата Коннектикут (Central Connecticut State University - CCSU), университет в Хартфорде, штат Коннектикут (The University of Hartford).

Веерная модель – застройка учебной зоны расходится лучами от центральной части вуза, радиальные транспортные направления связывают объекты учебной зоны. Проект генерального плана Нижегородского политехнического института (архитекторы Л.Афанасьев, В.Воронков и др.), генеральный план Пражского технологического университета (Чешская республика) имеют веерную модель застройки учебной зоны.

Комбинированная модель – сочетание разных типов композиции учебной зоны, например, в проекте генерального плана развития Львовского государственного медико-фармацевтического института (архитекторы В.Дядюк, Н.Царева) композиция учебной зоны – это комбинация линейной и частично решетчатой композиций. Часто исторически сложившаяся композиция центральной части вуза была в дальнейшем развита и усложнена. Например, генеральный план развития Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова (архитекторы Г.Цытович, А.Гарнец, О.Суслова, инженер А.Ляхович) предусматривал веерную модель развития новых учебных и научных зданий. Университет штата Делауэй, США (University of Delaware) изначально был запроектирован и построен с линейной моделью учебной зоны, с ростом вуза композиция усложнилась, и развитие учебной зоны происходит в трех линейных направлениях.

Проанализировав основные композиционные схемы учебной зоны вуза, выявив их многообразие, можно сделать вывод о том, что решение учебной зоны – это индивидуальная черта каждого вузовского комплекса. Руководствуясь общим композиционным решением генплана, учитывая природные особенности местности, обеспечивая короткие транспортные связи и т.д., возле учебной зоны формируют остальные функционально-планировочные зоны вуза. При этом учебная зона должна иметь достаточную территорию, обеспечивающую расположение всех учебных зданий. Генеральный план вуза должен учитывать перспективу роста и предусматривать возможность увеличения любой из функционально-планировочных зон, в том числе и учебной.

 


Библиография

  1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 г. № 1340-р.
  2. Проектирование учебных комплексов и центров. / Справочное пособие к СПиП 2.08.02-89*. Общественные здания и сооружения. / Центр н.-и. и проект. инс-т сред. и высш. учеб. Заведений (ЦНИИЭП учебных зданий) Госкомархитектуры; редкол.: А.М.Горенец (гл. ред.) и др. – М.: Стройиздат, 1991.
  3. СНиП 2.08.02-89*. Общественные здания и сооружения. – М.: Стройиздат, 2000.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017