№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 18 - Приложение Июль 2007

Архитектура


 Семагин Степан Адольфович

магистрант УралГАХА Научный руководитель: кандидат искусствоведения, профессор Конева Е.В.

ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ ЗОН ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА


В настоящее время все большее значение приобретают мероприятия по улучшению окружающей среды, озеленению, благоустройству города и созданию зон экологического комфорта. Возрастает значение естественной природы в озеленении города, формировании его внешнего облика.

 Быстрая, можно даже сказать, скоростная урбанизация как глобальная проблема появилась уже несколько десятков лет назад, и развитие крупных городов в мегаполисы привело к рождению основных источников преобразования и загрязнения окружающей среды, а также изменение городского пространства.

Проблема создания зон экологического комфорта в агрессивной городской среде приобретает особую важность в связи с бурным ростом городского населения и уплотнением городской застройки. Рост города сопровождается сокращением количества чистого воздуха, воды, зеленого пространства и тишины, чего так не хватает современному человеку с его ускоренным ритмом жизни в городах и мегаполисах.

Крупные города вносят существенные изменения в сложившийся ветровой режим движения воздушных масс. Высотные здания, размещенные в городской среде без учета ветрового режима, также могут приводить к созданию нежелательных вихревых потоков, обтекающие стены зданий.

Практически все виды современного транспорта являются источником загрязнения городского воздуха, а также любой транспорт создает вибрацию, шум, загазованность, пыль и все другие, сопутствующие автомобилю, проблемы.

Проблема влияния урбанизации на окружающую среду, будучи глобальной и многоплановой, также оказывает психологическое воздействие на человека. Большой поток информации, вездесущая мелькающая реклама, а также ускоренный ритм жизни, удлиненный рабочий день – все эти и выше перечисленные факторы практически исключили спокойный и тихий отдых населения города. Рост и уплотнение застройки городского пространства просто вытесняет такие места, где человек мог бы комфортно отдохнуть, т.е. такие места, которые отделяют человека от шума, пыли и агрессивной городской среды, пагубно сказывающихся на психологическом здоровье населения города.

В настоящее время важным направлением в развитии архитектуры города является выработка современной концепции формирования зон экологического комфорта. Современные требования к архитектурно планировочной организации зон экологического комфорта определяются следующими тенденциями:

- решением экологических проблем города, требующих создания и совершенствования крупных зеленых зон, таких как парки, скверы и т.д.;

- возрастанием роли духовных ценностей: потребностью общества в охране памятников культуры, национального пейзажа;

- приоритетным значением эстетических требований;

- развитием многообразия форм садово-парковой архитектуры, а также созданием новых видов растений, выживающих в неблагоприятной экологической обстановке крупных городов;

- предложением новых решений для создания зон экологического комфорта, а главное – решением проблемы нехватки места в городском пространстве для размещения таких зон.

Требования по организации комфортного проживания в городской среде, как правило, не ограничиваются только постройкой комфортного жилья, а включают в себя и организацию зон экологического комфорта. На сегодняшний день такие задачи решаются посредством традиционных приемов, т.е. созданием парков, скверов, бульваров, дворов, увеличением зеленых насаждений городских улиц и т.д. (рис. 1, 2).

Рис.1.

Рис.2.

 

В наше время забывают про зоны активного использования, такие как вокзалы, аэропорты, торговые центры, стадионы, выставки и т. д. Возникает вопрос: как организовать время, которое человек тратит на ожидание своего поезда или самолета? У человека появляется резерв времени, который он может потратить на отдых. Т.е. возникает потребность в кратковременном отдыхе. Отсюда следует, что необходимо использовать прилегающие территории и крышу здания для организации отдыха. Для проектирования благоустройства территории, так же, как и в объемном проектировании здания, необходимо предусмотреть ее зонирование. Но при этом нельзя забывать о транспортной доступности зоны, как для легкового, так и для грузового транспорта (рис.3, 4).

Рис.3.

Рис.4.

 

Появляются новые предложения по созданию зон экологического комфорта:

- создание герметичных, закрытых павильонов (рис.5,6), которые могут функционировать и в зимнее время. В них могут создаваться уникальные природные ландшафты различных стран, например, павильон влажных тропиков с буйной растительностью тех мест, а также птиц из южных районов или павильона с пустынным, каменистым ландшафтом:

- создание полузакрытых пространств для отдыха;

- создание открытых зон отдыха, но защищенных от агрессивной окружающей среды различными защитными экранами, которые вступают не только в роли защитных экранов, но и выполняют различные декоративные функции или служащие навесом для уличных кафе или беседок (рис.7).

Рис.5.

Рис.6.

Рис.7.

 

Местом создания зон экологического комфорта могут служить не только, парки, скверы, дворы, территории, прилегающие к местам активного использования, и т.д. но также и подземные пространства с прозрачной купольной крышей, которые не требуют больших затрат на отопление.

Перспективным местом создания зон экологического комфорта являются кровли зданий. Так постепенно стала вырисовываться современная концепция озеленения кровель (рис.8,9,10). Согласно концепции, «зеленые крыши» должны дать людям эстетическое наслаждение, психологический комфорт и экологические преимущества, словом, это довольно многообещающий вариант.

Рис.8.

Рис.9.

Рис.10.

 

В области озеленения крыш за последние несколько лет сделано немало научных разработок, расширенно применение различных материалов, оборудования и растений. Используя современные технологии озеленения, можно придать эстетичный вид даже таким утилитарным объектам как подземные гаражи, крыши заводских корпусов и офисных зданий. Одна из основных причин создания «зеленых крыш» – их экологическая польза. На первом месте здесь стоит вопрос регулирования стока ливневых вод. «Зеленая крыша» задерживает, сокращает и даже очищает ливневый поток. «Зеленая крыша», покрытая растительностью, способна абсорбировать до 70% дождевой воды, попадающей на нее в результате выпадения осадков.

Еще одно великое благо, производимое «зелеными крышами», заключается в облегчении теплового эффекта – вечного спутника и серьезнейшей проблемы мегаполисов. Открытые черные крыши значительно увеличивают температуру окружающего воздушного пространства, направляя массы разогретого воздуха вверх. Растения, как известно, не только нейтрализуют это влияние, но и способствуют снижению температуры воздуха внутри здания, очищают окружающий воздух, создавая благоприятную среду обитания растениям, птицам, насекомым, а также благоприятные экологические условия для жизни людей.

Созданием эксплуатируемых крыш с использованием озеленения можно решить множество задач, в том числе и сократить количество серых, ничем не приметных крыш зданий, а также решить проблему нехватки городского пространства для создания зон экологического комфорта.

 


Библиография

  1. Горохов В.А. Зеленая природа города: учебник для вузов – М.: Стройиздат, 2003
  2. Поздрачева П. Город-сад.// Архитектура, строительство, дизайн – 2003.–№2(36)
  3. Мочалова И. Сады на крыше.// Архитектура, строительство, дизайн – 2006.–№2(54)

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017