№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 18 - Приложение Июль 2007

Архитектура


 Воробьёва Антонина Алексеевна

магистрант УралГАХА Научный руководитель: кандидат искусствоведения, доцент Гарин Н.П.

«ПЕШЕХОДНЫЙ» ПОТЕНЦИАЛ МЕГАПОЛИСОВ (НА ПРИМЕРЕ ЕКАТЕРИНБУРГА)


Центр – это «когда все находится рядом, когда вы перемещаетесь короткими перебежками, заодно заглядывая в разнообразные ресторанчики, кафе, бистро, пабы» [3]. «В старых, создававшихся веками кварталах города культурные наслоения создают ощущение значительной предметной насыщенности» [4]. С ростом городов, с увеличением масштабов архитектурных объектов центральные улицы остаются излюбленным местом пребывания горожан благодаря своей насыщенности и разнообразию элементов. Так и в Екатеринбурге, большинство жителей предпочитают прогуляться по исторической части города и именно там «совершить «обряд» встреч, ссор, прогулок, развлечений; там «оставляют» свои воспоминания и наделяют среду значением» [4]. И именно старые особняки со своеобразной архитектурой рисуют младшие школьники на заданную тему «Мой город»: «в тех городах, где сохранились хотя бы несколько старых небольших домов, именно эти дома оказываются отображены с наибольшим количеством деталей» [3]. Ведь рядом можно изобразить соизмеримыми с ними людей. А возможно, родная многоэтажка будет на рисунке лишь серым фоном. Все это еще раз подтверждает необходимость сохранения своеобразной среды исторической части города.

Но при этом центр города не превращается в музей, в нем продолжается жизнь, о чем свидетельствуют вновь и вновь появляющиеся приметы времени. А значит, что к проектированию нового предметного наполнения исторической части города, которая непременно требует появления новых функций, необходим индивидуальный подход. Ведь каждый перекресток, каждая улица имеют свою неповторимую историю (как, например, в Екатеринбурге улица 8 Марта всегда была торговой, коммерческой), которую можно или подчеркнуть и сделать общедоступной, или не учесть и сделать еще один типичный район. Каждый угол, каждый фонарь хранят свою историю, и благодаря ей каждое место обретает ценность. Следовательно, не бывает двух похожих перекрестков, переулков или дворов. Но по большому счету, все эти истории известны только небольшому кругу любознательных краеведов и историков.

Непросто исторической части города адаптироваться к современным условиям [2]. Из-за наполнения центра транспортом тротуары становятся более узкими и почти соприкасаются с движущимся транспортом (особенно это касается старейших улиц, где расширению мешает застройка прошлых веков, – улицы Ленина, Малышева, 8 Марта, Декабристов), что ведет к все большему вытеснению пешеходов.

Существенные изменения в восприятии города связаны с автомобилизацией современной жизни. В проектировании городских улиц приоритет отдается автомобильному движению. С увеличением городских площадей передвижение из одного района в другой уже немыслимо без индивидуального или общественного транспорта. При этом из поля зрения горожанина выпадают и творческие задумки архитекторов, и культурный потенциал старой застройки.

Одна из особенностей городского образа жизни это возможность общения, новых знакомств, находиться в гуще событий, а сама городская среда построена таким образом, что каждый находящийся в ней стремится поскорее пройти и «забиться» в свой угол. Грязь, шум, безликость пугают человека и заставляют окружать себя все новыми защитными оболочками. Обычная же прогулка пешком воспринимается как лишение уютного «транспортного кокона».К тому же, в замкнутой городской среде людей угнетает цикличность жизни, где нет времени на то, чтобы остановиться и просто посмотреть по сторонам. [1]

В современном перенасыщенном информацией мире городская среда приобретает новое значение и «начинает трактоваться как произведение искусства» [3]. Интересны все происходящие процессы. Но даже произведение искусства должно быть хорошо подано и им необходимо любоваться, а для этого в нашем городе нет условий.

Городская среда формируется стихийно и не может быть полностью запроектированной от начала и до конца. Ее формируют не столько архитектурные сооружения, сколько потоки транспорта и людских масс, строительно-ремонтные работы и всевозможные рекламные вывески.

Подобно интерьерам помещений, городской интерьер насыщен множеством деталей, с которыми непосредственно взаимодействует человек. Но они имеют существенные отличия. Сравним, например, ручки межкомнатных дверей и ручки дверей, выходящих на улицу. Одни – сомасштабны руке человека, невелики по размеру и изящны, другие – массивны, а иногда вытянуты во всю высоту двери. Вероятно, это обусловлено во многом погодными условиями (и выбор материалов, и то, что люди будут браться за нее в перчатках, варежках) и пропускающей способностью дверей общественных зданий (через них проходит большое количество народу, и порой за одну ручку ухватываются сразу несколько человек). Но немаловажное значение имеет выполняемая дверной ручкой роль переходного элемента между архитектурой и человеком. Являясь продолжением здания, носителем его стиля и истории, неотъемлемой частью фасада, ручка – все же элемент, самый близкий человеку, единственный, до которого дотрагиваются рукой. В то же время уже сама ручка указывает на индивидуальное или общественное помещение. Создана она под руку одного хозяина или ее постоянно будут хватать и передавать «из рук в руки». Так, всего лишь одна дверная ручка – и та может создать ощущение уюта и камерности или, наоборот, людного и проходного места. Использование особенностей знаковых, показательных элементов общественных интерьеров поможет создать в городском пространстве образ уютного замкнутого помещения. Через насыщение деталями, приятными человеку, можно привлечь пешеходов на улицу.

Старая городская среда наполнена индивидуальными знаковыми характеристиками зданий, подъездов, углов улиц, создающими многоплановость, многослойность, увеличивающими культурный и образный потенциал [4]. В городе есть, на что посмотреть. Каждая из центральных улиц может стать интереснейшим маршрутом. Для этого необходимо подать накопленный городом опыт в привлекательном и доступном обычному пешеходу виде. А история города может послужить отправной точкой для проектирования наполнения улиц. В результате, могут возникнуть новые традиции использования городского оборудования и городского пространства.

 


Библиография

  1. Алиева К. Вой в каменных джунглях //JM, №12, 2005. – с.74
  2. Анисимова Л.В. Городской ландшафт. Социально-экологические аспекты проектирования. Учеб. пособие. – Вологда: ВоГТУ, 2002. –192 с.
  3. Глазычев В. Городская среда. Технология развития. – Режим доступа: http:// www.glazychev.ru
  4. Лежава И. архитектура и городской дизайн. / В сб. «Проблемы дизайна городской среды».–  М., 1981.
  5. Хан-Магомедов С.О. Проблемы и противоречия предметно-пространственной среды современного города. Дизайн и город (круглый стол). // «Техническая эстетика». №9, 1978.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017