№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 18 - Приложение Июль 2007

Архитектура


 Максимова Ксения Валерьевна

магистрант УралГАХА Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор Симиненко В.И.

НОВЫЕ ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННЫХ КОНГРЕСС-ЦЕНТРОВ


Мировое сообщество подобно многоэтажному зданию со сложной и запутанной внутренней структурой. Фундамент его – само общество, люди. Надземная часть состоит из множества различных по сложности элементов, расположенных по степени их важности снизу вверх. Роль лестниц, лифтов, коридоров и даже кабин для телепортации в нем выполняют коммуникационные процессы. Они развиваются и изменяются синхронно со всем зданием так же быстро как мир и люди, его населяющие.

Обмен информацией между людьми важен на любом уровне, будь то важный научный симпозиум, экономический форум, симфонический концерт или же дружеская беседа. Все эти процессы многосложны и требуют специальных пространств и технологий, потребность в которых продолжает расти. Конференции и конгрессы – теперь международная промышленность, и центры конгрессов – важные активы для городов, стремящихся быть конкурентноспособными на мировом рынке.

Бум строительства конференц-центров пришелся на 70-е годы, тогда они выполняли функцию туристических магнитов в убывающих городах, так называемые «спектакулярные» общественные здания. Что представляет собой современный Центр конгрессов? Это многофункциональное здание, набор помещений в котором варьируется от выставочных пространств, конференц-залов до специальных концертных залов и оригинальных энвайронмент пространств. Тенденция последнего десятилетия к строительству всевозможных культурных, научных, образовательных центров, центров здоровья и пр., совмещающих в себе множество всевозможных функций, приводит в замешательство при ответе на вопрос: «А что же такое центр конгрессов?» Вопрос действительно сложный, сложный, потому что налицо его полифункциональность. Всем известны примеры Центра культуры и конгрессов Жана Нувеля в Люцерне, Дворца фестивалей и конгрессов в Каннах. Помимо своего значения для экономической, политической и научной жизни страны, они имеют важное социальное и культурное значение.

Рис.1. Рис.2.

 

Центр культуры и конгрессов в Люцерне, Швейцария (рис 1, 2), вмещает в себя зал симфонической музыки, многофункциональный зал, зал для конференций, три ресторана и выставочный зал. Буквально под огромной, похожей на лезвие, крышей, площадью превосходящей два футбольных поля, объединены три различных здания, каждое имеет свои особые функции и живет своей собственной жизнью. Центр стоит на берегу озера и «любуется» собой в отражении водной глади, заряжается энергией природы. Кажется, что он парит между небом и землей.

Рис.3. Рис.4.

 

Самое известное место в Каннах – Дворец фестивалей, архитекторы (рис. 3,4) построен в 1982 году архитекторами Беннет и Друэ. Здесь, помимо самого знаменитого кинофестиваля, проходят международный рынок музыкальной индустрии, международный фестиваль телевидения и международный фестиваль аудиовизуальных программ. По количеству проводимых конгрессов во Франции Канны занимают второе место после Парижа. В этом дворце действуют 17 залов и аудиторий, общая площадь выставочных пространств – 17 000 кв.м, а также казино, ночной клуб и ресторан.

Рис.5. Рис.6. Рис.7.

 

Центр Магма, архитектор Фернандо Менис (рис. 5,6) – одно из первых крупных общественных зданий, построенных в активно развивающейся южной части острова Тенерифе, Испания (70 км от города Санта-Крус), в районе, который практически полностью отдан туризму. Изначально Центр предназначался только для проведения конференций, однако, в процессе проектирования в программу были включены функции концертного зала и театра. Сложная композиция является результатом детальной проработки программы.

Главный зал Магмы (рис. 7) на 30 000 квадратных футов, без колонн может быть разделен на девять отдельных комнат различных размеров. Здесь использованы подвижные платформы, чтобы сформировать подходящее по функциям пространство для того или иного мероприятия. Это может быть и научная конференция, и музыкальный концерт. Залы отлично звукоизолированы благодаря особым акустическим вставкам и рейлам для мобильных перегородок, сама их форма создает потрясающую акустику.

Рис.8. Рис.9. Рис.10.

 

Внедрение современного искусства в пространство деловой жизни ярко прослеживается в Международном конгресс-центре Мюнхена (рис. 8,9,10).Здесь в одном из холлов инсталлирован лайт-объект скульптора Франка Оэхринга. Свет проникает через скульптуру на три этажа здания, люминесцентная графика символизирует различные технические средства, подобно нервной системе, объединенные в здании. Искусство выступает важным звеном в коммуникационном процессе, оно сообщает о беспрерывности информационного обмена.

Культурный процесс определяет особое место Конгресс-центров, входящих в состав современных форумов – развитых общественных центров городского и национального значения. Форумы включают большое количество публичных пространств, предназначенных для проведения конференций, вставок, концертов, семинаров и фестивалей. Перечень возможных мероприятий велик в силу многофункциональности предлагаемых пространств.

Рис.11. Рис.12.

 

Как наиболее удачный пример можно привести известный «Форум Культур», организованный ЮНЕСКО в Барселоне в 2004 году (рис. 11, 12). Территория форума была призвана отражать сложность культурного мира современной цивилизации. Его пространство открыто, и люди, пришедшие сюда, вовлечены в процесс некоего культурного феномена, обмена информацией посредством лекций под открытым небом.

Здание Центра Конгрессов (архитекторы Map Architects, Joseph Mateo) здесь «вплетено» в структуру комплекса и соединено переходом со зданием Эдифицио Форума. Оно расположено на границе общественных пространств Форума и новой коммерческой застройки района, состоящей из отелей, жилых домов и офисов. По контрасту с соседним зданием Эдифицио Форума визуально-пластическое решение этого здания проникнуто духом спокойствия и уравновешенности. На первый план здесь выступают функциональность и экономичность. Массивная металлическая оболочка позволила максимально разгрузить внутреннее пространство: благодаря использованию большепролетных ферм, просторные залы (большой зал верхнего этажа имеет площадь 11 000 м2) свободны от внутренних опор и могут разделяться временными перегородками в соответствии с программами конкретных мероприятий. Главным ориентиром в этом пространстве служат тени, отбрасываемые подвешенной к потолку абстрактной скульптурой Кристины Иглезиас.

Почему таким центрам отведено особое место? Ответ прост. Становясь частью форума, здание вовлекается в социальный процесс, это дает возможность сделать объект не только экономически привлекательным, но и социально значимым.

Историческая идея публичного пространства как общедоступного форума деградировала с появлением таких гибридов как шоппинг-моллы и коммерческие атриумы, куда доступ определенным слоям населения закрыт. Похоже, что отражать подлинный смысл происходящих в обществе процессов все в большей степени оказываются способными не площади, а пространства, насыщенные рефлексией, интроспективные пространства. Можно сказать, что репрезентативная роль публичного пространства переключилась с коллективного идеала на индивидуальный.

Необходимо доступное общественное пространство, способное гарантировать всем жителям города равную степень и равные права доступа (не только физического, но и в смысле открытости для них тех или иных жизненных возможностей – карьерных и т.п.). Неспособность обеспечить такое равенство, несомненно, приведет к острым социальным конфликтам в будущем.

Это одна из важнейших функций современных Конгресс-центров. Учесть ее при проектировании – значит дать возможность контактирования и общения различных общественных групп между собой, возможность сообществам узнать и принять друг друга. Выступить в роли катализатора новых форм коммуникации и коллективного самовыражения. Формирование многофункциональных комплексов, способствующих диффузии социальных слоев, признано в современном обществе перспективным с точки зрения устройства комфортной психосоциальной городской среды.

Исследования пространства с точки зрения его социальной ориентации и динамики позволяют прогнозировать формы благополучные в психо-социологическом аспекте. Важно то, в какой контакт вступает человек с той или иной формой, какой уровень комфорта присущ в данной ситуации и какие последствия это может иметь на взаимодействие индивида со своим окружением.

Рис.13. Рис.16.

 

Как возможные планировочные варианты такого пространства выступают открытые амфитеатры, доступные для всех: Форум Барселона (рис. 13); Концерт-холл для норвежского Ставангера, где внешняя оболочка превращена в культурный ландшафт и состоит из всевозможных уровней и уступов, образующих многоуровневый урбанистический пейзаж (рис. 14, 15); Лионский амфитеатр, Ренцо Пиано расположен на открытом воздухе и входит в состав Нового форума, включающего, помимо всего прочего, и Конгресс-центр (рис. 16).

Рис.14. Рис.15.

 

Еще один важный аспект такого рода зданий – это их информативная функция. Переизбыток информации в современном городском пространстве приводит к запутанности и растерянности людей, живущих в нем. Так и архитектура в начале XX столетия провозгласила своей задачей выражение в форме здания его функции, но новый век диктует правила функций здания как дополнительного средства передачи информации. Архитектура не как храм, а как проводник информации, вовлечена во всемирный процесс обмена. Например, идея стен-экранов, транслирующих для тех, кто не смог попасть внутрь, все события, происходящее внутри здания (рис. 17, 18).

Рис.17. Рис.18.

 

Одним из первых архитекторов, попытавшихся интегрировать новые средства коммуникации в свои здания, был Эрих Мендельсон. Помимо интеграции рекламных панелей в построенные им здания универмагов, он также использовал электрический свет, чтобы усилить воздействие формы, подчеркнуть функцию и привлечь к постройке внимание публики. Обладающее подлинной индивидуальностью, здание является осмысленным высказыванием и в глазах общественности, и по отношению к городскому контексту. Такая архитектура вновь берет на себя роль ориентира и источника информации о жизни города, делая все дополнительные разъяснения избыточными.

Яркая, неординарная композиция, уникальный авторский проект с исключительными формами, иконическое здание, созданное известными архитекторами, – это самый эффективный и самый экономически выгодный инструмент для развития города. В случае с Центрами конгрессов – это туристический магнит, притягивающий деловую элиту со всего мира. «Имиджевая» архитектура, подчиненная механизмам капиталистической утилизации для пропагандистских и представительских целей, решающая чаще всего инвестиционные задачи, обходя разработки социального планирования развития территории.

Рис.19.

 

Как довод о роли знаковой функции объекта можно привести пример реконструкции Дворца Конгрессов в Монреале, Канада (рис. 19), построенного в 1984 году по проекту Виктора Пруса над напряженной автострадой, соединяющей старый город и новый даунтаун. Будучи изолированным от зон социальной и деловой активности, здание не выполняло возложенные на него функции и его решено было реконструировать. Разрабатывая концепцию, архитекторы постепенно сфокусировались на теме светопрозрачности: площадь остекления фасадов в итоге была увеличена в три раза, что позволило достичь гораздо более активной вовлеченности Дворца конгрессов в окружающую его городскую жизнь. Выходящий на центр города огромный фасад решен как композиция из прямоугольников цветного стекла, что создает необычный эффект взаимодействия света и цвета как в интерьерах, так и снаружи, на площади. Подсвеченный стеклянный козырек бежит вдоль фасада, подчеркивая границу площади Риопель, он защищает вход и в то же время создает буферную зону между зданием и окружающей территорией. Успех реконструкции подтвердился на практике – почти сразу после ее завершения здание стало одним из новых символов и центров общественной жизни Монреаля.

Рис.20. Рис.21.

 

Важен подход архитекторов, проектирующих здания-иконы в исторической среде – яркие и неповторимые, но не диссонирующие с существующим историческим окружением и ландшафтом. Центр Конференций во французском городе Туре (рис. 20,21) является главным городским объектом, оно осторожно вписывается в сложный пейзаж, взаимодействуя с существующими элементами среды.

Вовлечение архитектуры в политический, экономический и социальный процессы – явление крайне распространенное во всем мире, при планировании развития старого или заново возводимого региона на конкурсной основе закладывается тип, внешний вид и функции архитектурного объекта, которому суждено в будущем стать центром притяжения. Как пример – международный конкурс на проектирование и строительство современного центра для проведения конгрессов, концертов и съездов с числом участников до 3000 человек, который должен будет стать катализатором развития района, прилегающего к берегу Цюрихского озера. Важным критерием оценки представленных проектов была степень их соответствия существующему природному и архитектурному окружению, глубина их диалога с контекстом (рис. 22).

Рис.22. Рис.23.

 

Важный для политической, экономической, социальной и культурной жизни объект, здание-посредник между беспрерывным потоком информации и человеком, имеет своих древних предшественников. Обратившись к истокам, мы увидим Римские форумы, служившие изначально торговыми площадями, но впоследствие ставшие центрами общественной, политической и культурной жизни всего Рима. Это не прямая аналогия, а лишь некоторые сходства, не позволяющие пропустить мимо это факт.

Рис.24.

Например, Forum Romanum (рис. 24) – центр общественной жизни Древнего Рима. Первоначально это был центр ремесел и торговли, но затем, включив прилегающий к нему комиций (место народных собраний) и курию (здание сената), форум объединил в себе также административные и политические функции. Здесь происходили события, затрагивавшие повседневную жизнь рядового римлянина. Форум был обителью римского красноречия.

 

Сохранение традиций в гармонии с современностью видно на примере Центра конгрессов в Бадахосе (рис. 23). Архитекторы Джоз Селгаса и Люци Кано тщательно надстроили новую структуру в пределах контуров оригинальной арены, устанавливая новое и динамическое городское присутствие, которое воздает должное прошлому и будущему. Изготовленная из прозрачного пластика, структура обновляет концентрические объемы прежней арены: цилиндрическая решетка из стекловолокна – укрепленные трубы из полиэстровой смолы окружают барабан из прозрачных труб. Образ внутреннего барабана, окружая аудиторию, берет свой след от прежнего кольца песка, где раньше проходили бои быков.

Что представляет собой современный Дворец Конгрессов? Какую роль он играет в жизни того места, в котором расположен? Выявленные функции, возможно, идеализированы, но не главное ли призвание архитектуры служить на благо общества? Многочисленные дискуссии, ведущиеся между монстрами мировой архитектуры, подтверждают мнение модернистов первой волны об исключительной значимости здания в улучшении жизни человека не только в природе, но и в обществе.

 


Библиография

 

  1. Мейзер Ф. Разметка пространства. Архитектура и коммуникационный дизайн//Проект International. – 2006. – №13. – С.144-150.
  2. Пучков М. Архитектура и информация.I-tech:Образы интеллектуальной архитектуры в эпоху информационных технологий. Этика и эстетика урбанизированного ландшафта XXI века.//Татлин. – 2005. – №3. – С.58-63.
  3. Ситар С. Эпицентры градостроительной полемики//Проект International. – 2006. – №14. – С.155-163.
  4. Шуази О. История архитектуры. М.: Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1935. – 575с.
  5. Boissiere O. Jean Nouvel: Album. Terrail, 1996. – 207с.
  6. 6. Cartani E., Nouvel J. et Associes Jean Nouvel: Album. Artemis, 1992. – 144с.
  7. Sodidio F. Architecture new, vol.2. K., L., M., P., T., L-A.: Taschen, 2003. – 575с.

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017