№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 18 - Приложение Июль 2007

Архитектура


 Ушкин Денис Иванович

магистрант УралГАХА Научный руководитель: кандидат архитектуры, доцент кафедры ТИАД Конева Е.В.

ПРОБЛЕМА МАЛЫХ ОБЪЕКТОВ ПРОМЫШЛЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОРОДА


На сегодняшний день общепризнанным является тот факт, что город представляет собой структуру взаимосвязанных пространств. При этом, однако, в каждом пространстве создаётся своя собственная уникальная среда. Несомненно и то, что ту или иную среду можно признать гармоничной и консонансной при достаточно глубокой взаимосвязи и взаимопроникновении архитектурных объектов сложившейся застройки. Фактом также является и то, что в большинстве случаев между существующими зданиями промышленной и жилой архитектуры подобной глубины взаимосвязи нет. Более того, состояние объектов промышленной архитектуры таково, что многие из них нуждаются в реконструкции, причём, в первую очередь, в реконструкции с целью повышения уровня архитектурно-художественных качеств. В качестве наиболее характерного примера этой проблемы можно рассмотреть состояние малых архитектурных объектов промышленной инфраструктуры города.

К подобным объектам следует отнести различного типа котельные, тепловые пункты, трансформаторные подстанции, водонапорные башни и тому подобные сооружения. В целом это небольшие объекты, чаще всего не превышающие двух этажей, обладающие явными признаками промышленной архитектуры или явно относящиеся к инженерным сооружениям. Функциональное назначение всегда ярко подчёркнуто оборудованием (трубы, башни, коммуникации, цистерны), закрытостью от свободного доступа. Любой современный город, независимо от размера, в своей структуре помимо жилых, общественных, промышленных зданий имеет большое количество таких архитектурных объектов промышленной инфраструктуры.

Значительное их количество располагается внутри жилой застройки, но при этом отличается типологическими признаками производственной архитектуры и поэтому выделяется в сложившейся застройке чужеродностью. Технологичность, деловитость, функциональность противоречат окружающей камерности и интимности жилой застройки.

Такая разница эмоциональных характеристик без организованных переходов и взаимосвязей разрывает складывающееся пространство. Этот разрыв во многом усиливается и низким уровнем архитектурно-художественных качеств промышленных зданий и сооружений. Таким образом, данные объекты, сильно выделяясь из окружающей застройки, привлекают внимание, однако вследствие чужеродности, вокруг таких объектов часто образуются своего рода области отчуждения, что внутри жилой застройки совершенно не допустимо.

Основой такой ситуации стал чрезмерно функционалистский взгляд XX века на рассматриваемые объекты. Совершенно очевидно, что необходимо пересмотреть роль и значение подобных сооружений, как в структуре городской среды, так и в среде каждого сформировавшегося пространства. Диссонансы такой «контактной среды», сложившейся внутри жилой застройки между промышленным объектом и окружением, являются одной из важнейших проблем создания положительного визуального облика города и требуют подробного рассмотрения.

Размещение малых объектов промышленной инфраструктуры в структуре города и складывающиеся в связи с этим виды «контактной среды» можно разделить на два типа. Каждый тип обладает своими пространственными и средовыми характеристиками, что, несомненно, оказывает значительное влияние на роль и значение рассматриваемого сооружения.

Основной характеристикой первого типа является расположение сооружения на крупной городской магистрали. Создающаяся таким образом «контактная среда» может включать не только промышленную и жилую среду, но также общественную и транспортную. Несмотря на свои небольшие размеры, подобные промышленные объекты часто захватывают акцентирующую роль в сложившихся пространствах. Более того, эти объекты, особенно размещённые на перекрёстках, наделяются высоким композиционным значением не только на данном конкретном участке, но в и структуре всего города. А значит, к их воздействию на окружающую среду и жителей данного сложившегося пространства присоединяется воздействие на восприятие города многими горожанами, проезжающими по магистрали.

Таким образом, состояние подобных объектов и их уровень архитектурно-художественных качеств может и оказывает непосредственное воздействие на восприятие, образ и имидж всего города в целом. Как пример в г. Екатеринбурге можно привести котельные на ул. Гурзуфская, 40, ул. 8 Марта, 53 и 85, которые находятся на достаточно важных перекрёстках города и занимают доминирующее положение.

Второй тип, наиболее распространенный в городах – это размещение объектов промышленной инфраструктуры непосредственно внутри жилой застройки. То есть речь идёт об обслуживающих сооружениях – электроподстанциях, распределительных, трансформаторных подстанциях и т.п., размещённых чаще всего внутри кварталов или внутри микрорайонов. Можно сказать, что в таких случаях эти объекты играют роль композиционного ядра сложившегося «интерьерного» жилого пространства. Очень часто подобные объекты размещаются также в непосредственной близости от детских дошкольных учреждений и школ, оказывая, таким образом, визуальное воздействие на самый не подготовленный слой населения – детей, что является огромной проблемой с точки зрения видеоэкологии.

При всём при этом рассматриваемые объекты обоих типов часто обладают яркими выразительными объёмно-пространственными характеристиками, в том числе, благодаря необходимому инженерному оборудованию. Небольшие решетчатые башни и поддерживающие конструкции, достаточно массивные баки, высокие трубы, сети трубопроводов на фоне глухих объёмов основных зданий создают эмоционально сильные и интересные композиции, что на фоне довольно однотипных и зачастую невыразительных жилых многоэтажных домов очень важно. Однако эксплуатационное состояние данных промышленных объектов, качество отделки, чрезмерно функционалистский подход в отношении архитектурно-художественных качеств создают негативные визуальные характеристики.

Наиболее адекватным способом решения подобных ситуаций является реконструкция. Она может решить основную часть проблем, улучшить визуальные характеристики, выявить взаимосвязи с окружением. При этом необходимо учитывать существующие особенности каждого из двух типов размещения исследуемых промышленных зданий и сооружений. Соответственно можно выделить и два подхода в проектировании реконструкции.

Первый подход характеризуется тем, что объекты, занимающие достаточно активное место во фронте застройки крупной магистрали, такие как объекты первого типа, участвуют и в формировании лица города. А иметь в структуре города визуальные провалы, каковыми являются промышленные участки, не допустимо. Один из перспективных методов изменения ситуации – реконструкция, как поиск имиджевого образа города через создание фирменного стиля в архитектурном решении малых объектов промышленной инфраструктуры. Сеть реконструированных объектов, решённых в едином стиле, подчеркнёт определённый функциональный и визуальный каркас города, создавая из негативных моментов характерную и узнаваемую положительную черту конкретного города. Такая реконструкция даёт возможность не только не скрывать функциональное назначение, но и наоборот подчеркнуть его, например, через цветовое решение в оформлении инженерного оборудования. Более того, цветовое решение инженерного оборудования промышленных объектов, завязанное с цветовым решением городского оборудования, обеспечит плавный переход от одной среды в другую.

Объекты второго типа, в связи с особенностями своего расположения, требуют соответственно иного подхода. Размещение в совершенно ином эмоциональном климате – внутри жилой застройки, налагает определённые обязательства на любой архитектурный объект, независимо от его функционального назначения. Ведь это не центр города, для которого всё-таки характерно смешение различный типов и функций, где более динамичный и официальный климат и, соответственно, у промышленной архитектуры, размещённой здесь, можно обнаружить больше общих взаимосвязей (правда, здесь и выше требования к наличию взаимоотношений). В рассматриваемом же случае любой объект промышленной инфраструктуры является чуждым и резко выделяется на общем фоне. Учитывая уже описанное выше состояние подобных сооружений, наиболее интересным и эффективным решением проблемы представляется применение самого радикального метода реконструкции редизайна (предполагает внешнюю реконструкцию с изменением облика и образа здания). В данном случае речь идёт о превращении строго функционального объекта промышленной инфраструктуры в арт-объект.

Подобное перевоплощение в художественное произведение позволит подтвердить положение композиционного ядра данного «интерьерного» жилого пространства и кардинально изменить восприятие этого пространства. Необходимо подчеркнуть, что речь в данном случае идёт не об изменении функции объекта или его полной перестройке, имеется в виду изменение некоторых устоявшихся внешних типологических и образных характеристик – функциональность, строгость, деловитость, технологичность.

Яркие краски, новые неожиданные, положительные образы, богатое использование элементов игры архитектурными формами и смыслами позволит совершенно иначе взглянуть на значение и роль подобных объектов. Близость детских игровых площадок, детских дошкольных учреждений и школ не только оправдывает такое решение, но и во многом определяет его, так как подобные объекты постоянно находятся в поле восприятия детей. В отдельных случаях возможна интеграция рассматриваемых сооружений в детское игровое пространство. Подобный подход решает проблему многих сложившихся городских «интерьеров» в жилой застройке.

Своеобразным примером может служить редизайн завода по переработке отходов в Шпиттелау (Spittelau), Австрия, выполненный Ф.Хундертвассером. Подвергшаяся визуальной реабилитации тепловая станция была решена в ярких цветах и пёстрых пятнах. Теперь этот. бывший стандартным и типовым зданием, промышленный объект стал туристической достопримечательностью города.

Таким образом, посредством реконструкции объектов промышленной инфраструктуры можно улучшать современное состояние городской среды, как в целом, так и в отдельных случаях, добавить разнообразие в архитектуру и создать положительные визуальные впечатления у жителей города. В современном мире желание уйти от серости и мрачности в городе и стремление к его гармоничности естественно, и вопрос во многом заключается не в наличии или отсутствии крупного или малого объекта промышленной инфраструктуры в городе, а в организации и воплощении современных требований и возможностей. Вследствие этого проблемы гармонизации городской среды путём реконструкции промышленных зданий и объектов является одним из наиболее актуальных и важных направлений по развитию города.

 


Библиография

  1. Вершинин В.И. Эволюция архитектуры промышленных сооружений: Учебное пособие. – Одесса: Астропринт, 2006. – 152с.
  2. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование: Основы теории. – М.: Архитектура-С, 2004. – 296 с.
  3. Шустрова Н. Деконструктивизм отечественный [Электронный ресурс]: Форма. Электронный  журнал. – Режим доступа:
    http://www.forma.spb.ru

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017