№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 18 - Приложение Июль 2007

Архитектура


 Митяшина Надежда Александровна

Научный руководитель: кандидат архитектуры профессор Дегтерев С.А.

КОНЦЕЦИЯ ДИНАМИКИ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА


Большинство наук весьма специфичны, и для неподготовленного человека результаты исследований данных наук окажутся бесполезными. В повседневности никто не задумывается об устройстве ядерного реактора или мутации генов цепочки ДНК при определенных условиях. Данные науки представляют интерес для строго определенных групп людей и не являются опосредованными в обычной жизни.

Провозглашая лозунг «Архитектура для человека», теория архитектуры, как наука, обязала себя выработать определенный язык, посредством которого результаты ее исследований будут понятны каждому. Тенденции «демократизации» архитектуры, ее доступности в понимании становятся более ощутимыми благодаря таким современным междисциплинарным наукам как семиотика, проксемика, а также разработки в сфере психологии архитектуры.

Последние исследования в архитектурной теории все больше выявляют тенденцию изучения не композиционной формы и механизмов ее структурирования, а осознания факта необходимости раскрытия потенциала архитектурного пространства – как жизненного пространства человека и поэтому наделенного большей ответственностью.

Подобное «очеловечивание» архитектуры связано, в первую очередь, с проблемой, так называемой, переоценки ценностей в структуре современного общества, где приоритетными становятся понятия личного пространства, свободы выбора и доступности информации.

Интеграция различных наук и использование достижений одних для повышения эффективности других сделало возможным рассмотрение поставленных задач с совсем иных точек зрения. Таким образом, исследование архитектурного пространства приобрело новые черты, а границы данных исследований существенно раздвинулись. Данная статья предполагает краткий обзор влияний некоторых прикладных наук на архитектурное и жизненное пространство человека и выражение его в практическом аспекте.

Архитектура всегда имеет целью выражение некоего смысла. Данный смысл обязан организовывать внешнее пространство и придавать ему тот или иной статус. Внешнее пространство, как и внутреннее пространство, человека являются сложноорганизованными понятиями, и, если организация внешнего пространства предполагает наиболее эффективное использование материальных, энергетических и экономических ресурсов, то выражение организации внутреннего личного пространства человека часто не находит себе применения в архитектурной практике.

«Повышение человечности в архитектуре означает, прежде всего, что архитектура должна создавать условия для проявления всей полноты жизни человека как существа природного, социального, индивидуального, телесного, духовного, конечного и бесконечного в нем, а для этого она призвана организовывать не только среду, сколько создавать соразмерный человеку архитектурный мир…» [1].

Восприятие человеком архитектуры сопряжено со многими факторами, которые связаны с определенными мировоззрениями, национальными традициями, культурными ценностями и, конечно, с особенностями психики. Возможности последнего оказывают существенное влияние на повышение качества архитектуры и раскрытие ее потенциала.

При установлении взаимосвязей между архитектурой и проявлениями психики можно выявить некоторые интересные факты. Темперамент архитектурного пространства зависит от динамики поведения людей, включенных в это пространство, также как поведение и эмоции людей зависят от характера и динамики формы объектов архитектуры или местности. В качестве пояснения можно привести несколько примеров: пространство рыночной площади и павильоны торговых рядов обладают большей динамикой, чем пространства музеев, театров и выставочных площадок; интенсивность и динамика магистральных улиц всегда намного выше ритмов динамики спальных районов. Аналогично этому, ощущения и эмоции людей приобретают различную окраску в зависимости от производимого на них эффекта: созерцание живописного ландшафта и поселений сельской местности вызывают определенные эмоции спокойствия и умиротворения, а впечатления, полученные при рассматривании городского пейзажа с его высокоурбанизированными динамичными формами, имеют противоположную эмоциональную окраску. Данная бинарная взаимосвязь позволяет говорить о преемственности понятия темперамент по отношению к архитектурным формам и пространствам.

В психологии выделяют понятие темперамент (от лат. temperamentum) – характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, то есть темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. (2) Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Также в психологии различают 4 основные типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Не вдаваясь в природу данных типов, можно обозначить их основные характеристики:

- для сангвинистического темперамента характерны довольно высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики, эмоциональность, впечатлительность, общий позитивный эмоциональный настрой;

- для холерического темперамента характерны высокий уровень нервно-психической активности и энергии действий, резкость и стремительность движений, а также сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний;

- темперамент флегматика характеризуется обычно сравнительно низким уровнем активности поведения и трудностью переключений, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровностью и постоянством глубины чувств и настроений;

- меланхолистический темперамент связывается обычно с такими характеристиками поведения как малый уровень нервно-психической активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, значительная эмоциональная реактивность, глубина и устойчивость чувств при слабом внешнем их выражении.

Таким образом, при рассмотрении динамики архитектурных пространств аналогично можно выделить 4 типа пространства:

- сангвинистическое пространство характеризуется высокой активностью поведения людей, которое связано с восприятием разнообразия и богатства архитектурных форм. Динамика поведения зависит от впечатлений и эмоциональных ощущений, полученных при взаимодействии с объектами архитектуры. (пространства театров, храмов, цирков, зрелищных сооружений);

- для холерического пространства также характерна высокая активность поведения людей, резкость и стремительность действий, яркая выраженность эмоциональных переживаний, но зависят они уже от активности и энергии действий самих людей. Это обусловлено определенным характером местности и назначением архитектурного объекта (рынки, ж/д вокзалы, аэропорты, спортивные сооружения, офисы);

 - флегматическое пространство характеризуется низким уровнем активности поведения, медлительностью и спокойствием действий людей, ровностью и постоянством эмоциональных ощущений (пространство библиотек, учебные заведения);

- меланхолистическое пространство связывается с такими характеристиками поведения людей как малый уровень активности, сдержанность архитектурных форм, устойчивость пространственных планировок (жилые комплексы, больницы, оздоровительные учреждения).

Поскольку данная классификация предполагает взаимосвязь не только с пространствами, но и архитектурными формами, целесообразно также рассмотреть возможности темперамента линий, поверхностей и форм, которые организуют интенсивность динамики пространства. Актуальность такого исследования будет подтверждена при составлении «грамматики» художественного языка архитектуры и позволит создавать архитектурные формы с заведомо установленной динамикой пространства для достижения более полного выражения психологического комфорта людей.

Таким образом, пространство города, пространство архитектурного объекта или архитектурная форма могут рассматриваться в структуре психологического восприятия человека на основе динамических особенностей его психической деятельности. В контексте данной проблемы изучение общественных центров города – как точек наиболее высокой концентрации активности людей и интенсивности динамики поведения – представляется наиболее целесообразным ввиду несоответствия существующих архитектурных пространств/форм определенным темпераментам пространства. Это отчетливо проявляется в неправильной организации поведения людей не только в структуре функционального разделения, но и общей психологической направленности. Результаты данного исследования позволят гармонизировать отношения в системе «потребитель – архитектурное пространство», повысят оценку эмоционального отклика на архитектурное пространство, а также снизят риски различных заболеваний, вызванных стрессами общественной жизни.

Методы изучения проблематики поставленной задачи предполагают:

- анализ литературы, графических материалов проектов, связанных с теоретическим и практическим опытом решения проблемы формирования общественных центров;

- изучение динамических особенностей психологии человека;

- анализ положений, выводимых науками проксемикой, кинестетикой, а также исследования в области наук эниологии и семантики художественного языка архитектуры;

- изучение потенциала «нулевых точек» – пространств природы, позволяющих разгружать эмоциональную напряженность общественной жизни.

Важность и актуальность поставленной проблемы в условиях современного общества, несомненно, высока. Современная культура переживает информационный бум, который характеризуется активно развивающимися коммуникационными технологиями, технологиями работы с информацией. Данная тенденция выражается в увеличении интенсивности ритмов динамики общественной жизни, игнорировании психологических потребностей человека, утрате способностей существующих архитектурных объектов и пространств удовлетворять насущные требования комфорта для ликвидации стрессов. Таким образом, регулировка динамики жизненных пространств человека для создания гармоничных и оптимальных условий реализации личности и здоровья индивида имеют первостепенное значение.

 


Библиография

1. Мартынов Ф.Т. Концепция идеализированного объекта системной теории архитектуры А.Э.Коротковского и проблема повышения человечности архитектуры./ Сб. науч. тр. Междунар. ассоц. семиотики пространства./ Под ред. А.А.Барабанова.– Екатеринбург: Архитектон, 1999.

2. Немов П.С. Общие основы психологии. – М.: Владос, 1999.

3. Саймондс Д.О. Ландшафт и архитектура. Москва: Стройиздат 1965.

4. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1986.

5. Барабанов А.А. Чтение города.// Сб. науч. тр. Междунар. ассоц. семиотики пространства./ Под ред. А.А.Барабанова. – Екатеринбург: Архитектон, 1999.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017