№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 18 - Приложение Июль 2007

Дизайн


 Дьяконова Кристина Александровна

магистрант УралГАХА Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор Павловская Е.Э.

ДИЗАЙН КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОГО СПИДА


Цель медицины заключается в том,
чтобы люди умирали настолько
молодыми, насколько это возможно.

Эрнст Уиндер, доктор

 

Дизайн как форма социального СПИДА? «СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита». Это определение нам дает медицинский словарь. СПИД уже охватил пять континентов. Человек, который заразился ВИЧем, становится мишенью для любого заболевания. Технология распространения дизайна такая же, как и у ВИЧ – инфекции. Дизайнер выступает в роли «переносчика инфекции». Что переживает человек, когда он узнает, что заражен? Вот цитата из письма, размещенного на сайте www.aids.ru «Я чувствовала, что схожу с ума после получения диагноза. Просто сидела дома, как в клетке, и даже на улицу не выходила. Чувствовала себя загнанной в угол. Все изменилось, когда я поговорила с подругой. Она сказала: "Подумай, с чем только люди сейчас не живут". Только после этого я постепенно стала приходить в себя». На первый взгляд, может показаться, что жизнь с ВИЧ – череда проблем. Но так кажется поначалу. Для большинства людей, живущих с этим диагнозом, другие вопросы (семья, работа, учеба) в конечном итоге стали гораздо актуальнее, чем ВИЧ- инфекция. В жизни с ВИЧ, как бы неправдоподобно это ни звучало, есть свои плюсы. Многие люди говорят, что, благодаря ВИЧ, они:

  • изменили свою жизнь к лучшему, начали заботиться о своем здоровье;
  • пересмотрели свое отношение к жизни, нашли новые приоритеты и цели;
  • стали больше ценить и беречь то, что им дорого, в том числе своих близких;
  • научились быть самими собой, а не такими, какими их хотят видеть другие.

ВИЧ, образно говоря, может утащить на дно или дать крылья, для того чтобы взлететь вверх. Человек, заразившийся дизайном, уже не может стать прежним. У него есть возможность выбрать путь, по которому он пойдет по жизни. Первый путь состоит из создания искусственной потребности в своем будущем, творения и его реализации.

Второй путь – это создание вещей, предметов для реальных потребностей. Современные дизайнеры предлагают проекты, которые должны облегчить, улучшить реальность, в которой мы живем. Они предлагают и формируют нам иную реальность, вторую или искусственную природу для жизни. Для того чтобы научиться жить в мире второй природы, человеку потребовалось создать искусственный интеллект, искусственную культуру и, конечно, искусственную среду [2].

Создаваемые проекты в различных областях дизайна и архитектуры имеют одну тенденцию. Человека пытаются отгородить, скрыть, защитить, от естественной природы. Например, создают капсулы для новорожденных, купола над целыми районами, защищающие от солнечных лучей, осадков, закрытые системы для жизни людей (жилые комплексы). Все это и еще многое другое – компоненты второй природы. Первую часть жизни человек проживает в инкубаторе, новорожденным. Современные технологии позволяют ему там задержаться и прожить еще часть жизни. Сразу в голову приходит сцена из фильма «Матрица», когда главный герой пробуждается в капсуле. А таких капсул вокруг миллионы, и во всех них зарождается, растет новая жизнь, не нуждающаяся в естественной среде. Архитекторы создают для нас жилые комплексы, в которых можно жить, не выходя за их пределы.

Таким образом происходит замещение естественной среды на искусственную. Искусственное – это не только способ существования деятельности человека. Это и способ расширения пространства действий естественного. Правда, в этом расширении они (т.е. действия) уже не зависят от натуральных свойств. Связь между естественным и искусственным нарушается тогда, когда искусственное замещает естественное. Не расширяет свойств естественного, а замещает их, и в этом смысле искусственное – это и есть все то, что замещает, работает по методу замещения. А естественное – это все то, что замещается.

Искусственная среда дает человеку необходимый эмоциональный и физический отдых. Солярий – искусственное солнце, горнолыжные курорты в пустынях (ОАЭ), пляжи в центре города (на берегах реки Сена), искусственная природа в SPA-салонах. Человеку дают возможность становиться здоровым, но при помощи искусственных средств. Прогресс дошел до того, что сейчас выращивают человеческие органы, ткани, зубы. Человек теперь может не волноваться за свою старость. Он может застраховать свое здоровье или заработать в течение жизни достаточную сумму для восстановления жизненных сил. Но есть и отрицательная сторона. Разработанные генетически модифицированные продукты, несут ряд болезней в США и Европе. Они меняют структуру на генном уровне. И можно сделать вывод, что дизайн способствует продвижению опасных для человека товаров на рынке. Он не делает различий между натуральным и искусственным.

Давайте окунемся в историю и посмотрим на противоречия между искусственностью и естественностью, например, в сфере красоты. В Древнем Риме жители уделяли большое значение средствам защиты здоровья от пагубного влияния атмосферы большого перенаселенного города со зловонными сточными водами.[4] Жирная и острая пища также способствовала развитию болезней. Римляне не пренебрегали физическими упражнениями, а от греков они заимствовали культ гармоничного тела, но ту часть, которая относится к украшательству. В действительности красота в понимании обитателей Древнего Рима – это был некий стандарт, создаваемый при помощи обманных средств, то была красота фальшивая. В стремлении бороться со старостью мужчины и женщины чрезмерно увлекались румянами и белилами, и их тщетные усилия были направлены не только на то, чтобы вернуть молодость, но и на то, чтобы скрыть следы нездорового образа жизни. Насколько тела греков могли претендовать на то, чтобы называться красивыми телами гармонично развитых людей, настолько же тела римлян были достойны жалости, ибо для каждого римлянина существовала угроза в прямом смысле слова сгнить заживо: злоупотребление свинцовыми белилами вредило коже, от этого средства чернели зубы, быстро развивалась дистрофия.

В средние века ситуация в сфере красоты обстояла не лучше. С принятием христианства «в моду» входят стыдливость и суровость. Нечистоплотность возводится в ранг добродетели, а запреты и проклятия, содержавшиеся в наставлениях отцов церкви, способствуют тому, что уходят в прошлое привычки к омовениям, краскам и притираниям, в обществе возникает предубеждение против процедур, связанных с мытьем тела. В обесценивании косметических средств в глазах средневекового общества сыграли значительную роль унаследованные представления греческих философов и римских сатириков. По их представлениям, подкрашивание лица лишает женщину красоты. Время шло, и менялись взгляды на женскую красоту, но отношение к косметике оставалась еще негативным. За образец почиталась красота девушки-подростка, все девушки вынуждены были соответствовать этому образцу. И вновь начинается погоня за естественной красотой путем применения искусственных средств. Злоупотребление свинцовыми белилами влечет за собой новые трагедии. Прекрасная дама быстро стареет и дурнеет: почерневшая и потрескавшееся кожа, зловонное дыхание – вот портрет несчастной девушки средневековья.

В эпоху Возрождения, благодаря развитию точных наук, человеческое тело превращается в произведение архитектуры. Красота выверяется математически, так как каждая часть тела имеет точные размеры и пропорции. С 17 века возникает мода на белила и румяна. Румяна не должны были выглядеть естественно. Румяна накладывали на лицо, чтобы они радовали взор. Они скрадывали пугающую бледность, появляющуюся на лице из-за поздних ужинов. Но уже к началу 50-х годов XVIII века вновь происходят перемены. Увлечение искусственностью сходит «на нет» благодаря влиянию драматургов и энциклопедистов того времени. Можно сказать, что противоречия искусственного и естественного существовали во все времена. Но выбор всегда оставался и остается за человеком.

Возвращаясь в наше настоящее и заглядывая в будущее, мы можем предположить, что будет с человеком, если он выберет жизнь в искусственной среде. Питающийся модифицированными продуктами, имеющий нервное расстройство, с укороченным жизненным циклом (бессмертный потребитель дизайнеру не нужен), с ослабленным иммунитетом, гибнущий в живой природе, но при этом имеющий «здоровый» румянец и красивое тело –это может быть портрет нас или наших будущих детей. Дизайн укорачивает нашу жизнь, но делает ее яркой и красивой. Не слишком радужная перспектива. А есть еще реальность, в которой надо жить, выжить и, желательно, подольше прожить. Но как?

"Человек помоги себе сам" – фраза из произведений И.И.Мечникова по геронтологии может прозвучать совсем не столь цинично, как кажется на первый взгляд, если учитывать, что не только физическое, но и духовное здоровье каждого из нас в большой степени зависит от усилий индивидуальной воли, а не только от атакующей нас "очеловеченной", но бесчеловечной среды [3].

 


Библиография

  1. Бодрийяр Ж. Город и ненависть.// Логос, М., 1997, № 9
  2. Гиренок Ф.И., доктор философских наук, профессор МГУ. – Ускользающее бытие.
  3. Красненкова-Кавинова И.П. Философский анализ суицида под углом зрения взаимоотношения человека с искусственной средой. Вестник. МГУ. Сер.12, №3, 1997 г.
  4. Паке Д. История красоты. /Пер. с фр. Ю.Розенберг. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003, – 128с.: ил.

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017