Tempus fugit (Время бежит) Вергилий, «Георгики» Минувший противоречивый XX век стал столетием радикальных преобразований, происходящих практически во всех сферах жизни общества. Находясь на старте XXI столетия, более того, на старте третьего тысячелетия, человечество уже сейчас испытывает влияние зарождающегося “нового мира”, который мы, скорее всего, еще не застанем, но в котором будут жить наши потомки. Знание будущего, хотя бы в форме гипотез и предположений, уже поможет найти какие-либо решения возможных проблем, которые, несомненно, будут. Архитектура является “зеркалом” человеческого бытия, которое улавливает и отображает любые проявления времени. Именно она способна на долгое время воплотить в материальной форме “картины” истории и “пророчества” будущего. Примеров этому очень много, и они очевидны. Но архитектура – это сложная система, которая не только отражает мир, но и сама рождает нечто новое. Этот процесс взаимного обмена отмечался многими научными деятелями в области искусства. На сегодняшний день в архитектуре сложились две универсальные формообразующие системы, которые имеют в своей основе художественно-композиционные приемы и средства выразительности, отражающие мировую культуру времени и вечные законы человеческого бытия. Универсальность обеих систем заключается в их способности выхода на глобальный уровень. Подобное положение вещей было отмечено теоретиками архитектуры [2, 10, 11].  Рис.1 Первая из этих систем – это классическая стилевая архитектура (рис. 1), основанная на античном ордере, который из эпохи в эпоху на протяжении двух тысячелетий всегда присутствовал в архитектуре в той или иной форме: будь это, к примеру, экспрессия и стихийность барокко или строгость и логичность классицизма. По мнению Хан-Магомедова, одно из условий универсальности ордера – это «отсутствие … жесткой символической привязки к религиозной системе мировосприятия» <…>, что возможно в том случае, когда рациональная составляющая формообразующей концепции явно преобладает над иррационально-символической и легко воспринимается и принимается человеком любой культуры» [10, с. 182].  Рис. 2 Вторая система – современное движение XX века, известное как «авангард», или «модернизм» (рис. 2). Авангард в первой трети XX в. стал в оппозицию “ордерной классике”. Ориентируясь на «левое» изобразительное искусство, а также на достижения научно-технического прогресса, новый стиль извлек из ордерной системы геометрические и конструктивные первоэлементы форм, отказавшись от традиционных декоративных элементов, которые отражают причастность архитектуры к той или иной культуре. Таким образом, «стерильность» «современного движения» вывела его на универсальный уровень.  Рис.3. Кризис модернизма породил новое явление в последней трети XX столетия – «постмодернизм» (рис. 3), которое было вызовом антигуманности и бездуховности, излишней упрощенности и игнорированиию средового контекста, однообразности и монотонности архитектуры «современного движения». Постмодернизм исповедовал «радикальный эклектизм», суть которого заключается в 13 позициях, сформулированных известным теоретиком Ч. Дженксом. Среди них назовем наиболее характерные: принцип «двойного кодирования», плюрализм, текстуальность, метафоричность, контекстуальность и интерконтекстуальность [3, 4]. Если рассматривать архитектуру с позиций актуальной сейчас синергетики, то постмодернизм можно назвать точкой бифуркации, переломным моментом в архитектурном историческом процессе. Подобно эклектике, постмодернизм стал одним из переходных периодов в истории архитектуры, которые характерны подведением итогов и обобщением знаний прошедшего времени [1]. Подобно эклектике, постмодернизм ознаменован пришествием архитектуры «включающего» типа, суть которой заключается во «включении», а не «исключении» накопленного опыта [7]. Таким образом, можно говорить об исторической аналогии, а, следовательно, о некоторой схожести явлений эклектики и постмодернизма. Необходимо отметить, что в связи со «временной уплотненностью» XX века процесс становления и развития того или иного явления происходил намного быстрее. Так, эклектика существовала примерно половину столетия до появления авангарда, а постмодернизм сумел проявить себя всего за 20-30 лет, сумев противостоять «современному движению» и открыв пути для новых архитектурных поисков и концепций. Итак, можно сказать, что постмодернизм, как и эклектика в свое время, стал своеобразным прологом зарождающегося нового глобального стиля. Последовавшее за ним богатство и разнообразие различных течений и направлений к концу XX века приобрело хаотичный и несвязный характер. «Информационный взрыв», техногенность и небывалый научный прогресс современного мира породили принципиально новые подходы в архитектурном формообразовании.  Рис.4 На архитектуре современности (рис. 4) не мог не отразиться феномен новой научной нелинейной парадигмы с ее особым взглядом на законы мироздания, Вселенной и происходящих в ней процессов. Опираясь на “цифровые” возможности компьютера, новое понимание мира закономерно находит отражение и в архитектуре. Разнообразность и причудливость немыслимых ранее форм оказывается более интересной для зрителя и, тем более, для архитектора. Фракталы и «капли», волнообразные формы и многократно ломаные зигзаги оказываются более адекватны современности, чем аскетичность модернистских форм или классическая элегантность ордера. Но в то же время архитектура пытается не терять свою “антропосохранную миссию”, продолжая обращаться к истории, переосмысленной и трактованной по-современному, в духе постмодернизма. Плюрализм стилей, или полистилизм, – характерная особенность настоящего времени. На сегодняшний день архитектура мгновенно реагирует на любое новшество в любой сфере жизни общества. Так, стремительное развитие космонавтики способствовало созданию ряда экспериментальных проектов лунных поселений и орбитальных станций-отелей, некоторые из которых практически готовы к реализации. Современные технологии (например, нано-технологии) позволят создавать сверхпрочные и легкие конструкций, а генная инженерия, возможно, даст архитекторам новые строительные материалы, способные расти и развиваться прямо на стройплощадке. Современная архитектура представляет собой открытую систему для интеграции всего нового, что происходит в мире, и всего того, что она успела вобрать в себя по прошествии тысячелетий. Главная деталь: единовременно архитектура настоящего может быть представлена и викторианским особняком, и модернистским офисным зданием, и фантастичным музеем – все это позволено здесь и сейчас.  Рис. 5 На основе всего вышесказанного составлена принципиальная пространственная модель развития архитектуры, представляющая собой перевернутую усеченную (со стороны основания) трехгранную пирамиду (рис. 5, 6). Две грани такой пирамиды олицетворяют две универсальные формообразовательные системы (классическая стилевая архитектура и «современное движение»), третья – переходный период (постмодернизм или эклектика). Сечение (верхнее основание) пирамиды – новая универсальная система, вбирающая в себя черты уже существующих глобальных стилей и переходных периодов. Перевернутость пирамиды означает ее открытость к развитию (возможно, до гексаэдра, то есть куба). На виде сверху можно увидеть проекции основания пирамиды и трех ее граней, что и обозначает непосредственное влияние предшествующих эпох на архитектуру будущего. Перспективы развития мировой научно-технической базы впечатляют. На этом фоне состояние архитектуры уже сейчас можно назвать кризисным. Постмодернизм уже практически сошел со сцены, освободив место другим творческим идеям. Мозаичность и пестрота современных процессов в архитектуре не имеет цельности, направленности и смысловой структуры.  Рис. 6 XXI век сулит еще бóльшие и скорые перемены во всем мире. Архитектура, естественно, не станет исключением в этом процессе. К чему приведет современное положение вещей? Как скоро найдется объединяющая концепция для различий в архитектуре и найдется ли она вообще? Ответы на эти вопросы заключаются в прогнозе будущего архитектуры. Одним из способов этого прогнозирования может стать анализ современных течений, рассмотренных через призму «традиции – новаторство» с оглядкой на предшествующие эпохи. Результаты такого исследования на начальном этапе помогут выявить основные векторы направленности современной архитектуры. Проблемы архитектуры волнуют не только архитекторов, архитектура неотделима от жизни каждого человека. Поэтому в рамках прогноза также интересна точка зрения представителей других видов искусства, например, художников, писателей, кинематографистов. Свободное от предрассудков и богатое до фантазии мировосприятие детей может помочь в интуитивном предвидении будущего, воплощенного в зодчестве. Таким образом, современная ситуация в архитектуре вызывает огромный интерес и желание разобраться в ее противоречиях и многозначности. Возможно, это удастся не сразу, а по прошествии определенного времени, но начать это следует, находясь у истоков. Грядет новый мир и, как следствие этого, новый стиль в архитектуре. Будет ли это неожиданный возврат к классике или, напротив, фантастическое астрозодчество, покажет время. Но однозначно одно – архитектура будет жить и развиваться, пока жива человеческая цивилизация. |