№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 22 - Приложение 2008

Дизайн


 Сабитова Наталья Сергеевна

магистрант УралГАХА Научные руководители: кандидат искусствоведения, профессор Салмин Л.Ю.; доктор искусствоведения, профессор Павловская Е.Э.

МИР ИСКУССТВЕННЫХ ЖЕЛАНИЙ (Тезисы)


Дизайн – порождение массового общества, феномен, в котором сочетаются массовое потребление, эстетическая выразительность вещи и среды обитания человека. Дизайнер является не просто творцом, не просто человеком, рождающим в мир новую вещь. Дизайнер совместно с группой людей, внедряющей товар в продажу, диктует, что именно необходимо человеку сегодня, а что потребуется завтра. Дизайнеры создают привлекательный образ вещей, ставя потребности вторичные (потребности в самореализации и самоутверждении) над первичными (физиологические потребности, потребность в безопасности). Дизайн – это не естественно. Его применение уже давно вышло за рамки простой эргономичности, он стал частью массовой культуры. Он кормит индустрию рекламы и регулярно поднимает продажи в сегменте Премиум.

Дизайнер уже не только делает жизнь более удобной и комфортной. Он продает мечту: телефоны Goldwish или Vertu в корпусе из белого золота, стоимость которых превышает стоимость квартиры в новостройке; вилла на Корсике; машины и одежда реклама которых, размещена в журнале «Cosmopolitan». Скорее всего, целевая аудитория этого журнала не в состоянии приобрести подобное. Зато можно почувствовать собственную причастность!

Еще один выдающийся пример товаров, которые демонстрируют такую же тенденцию, – это товар, который постепенно нагружается какими-то функциями в предположении, что у потребителя есть стремление этими функциями воспользоваться. До тех пор, пока не выпустили телефоны с встроенными камерами, никому не приходило в голову, зачем это нужно. Для большинства людей эта функция телефона не имеет утилитарного значения, потому что для фотосъемки нужны другие устройства, позволяющие делать качественные изображения, обладающие другими параметрами. Более того, пользователи мобильных телефонов с большим количеством функций, как правило, ограничиваются двумя-тремя.

Ф.Котлер (Kotler, 1991) определяет потребность как «состояние ощущаемой базовой неудовлетворенности, связанной с условиями существования». Существуют потребности «реальные» и потребности «ложные», которые создаются обществом и производителем. Одна часть общества обладает желанием и финансовыми возможностями приобретать регулярно те или иные вещи. Для другой группы людей посредством рекламы вторичные потребности становятся главными и основными. Потребитель приобретает в кредит дорогой автомобиль или новый сотовый телефон взамен работающей, но устаревшей модели. Девушка на последние оставшиеся до зарплаты деньги приобретает дорогую сумочку – спрашивается зачем? Просто, купив тот или иной товар, мы покупаем легенду, кусочек красивой жизни, которой, возможно, не будет никогда, но частью которой обязательно хочется стать.

Дизайнер и реклама внушают потребителю, что определенная марка автомобиля удовлетворит его потребность в социальном статусе. Он не создает потребность в социальном статусе, но предлагает сразу средство для ее удовлетворения. Дизайн и реклама заставляют нас хотеть именно этот йогурт, именно эту зубную щетку, именно эти кроссовки и мобильный телефон, пиво в бутылке нового дизайна, модную мебель сомнительного удобства. Когда вы, сэкономив на обедах, покупаете телевизор, вам уже предлагают новую продвинутую модель. Этот пиджак вышел из моды два месяца назад. Этот фасон туфель был моден на прошлой неделе. Основная задача существующих в тесном симбиозе дизайна и рекламы – навязать людям вещи и смыслы, которые не являются необходимыми в их повседневной жизни, ведь без этого можно легко обойтись.

Дизайн и реклама являются порождением безумного и полного превратностей мира, в котором почти все продается и покупается. Непрерывное улучшение и развитие служит только одной весьма меркантильной цели: продавать чаще, продавать больше. Еще больше!

Экономика потребления развивается. Первоначальная потребность дизайна (да и самих дизайнеров) в функциональности, красоте, эргономичности и движении вперед воплотилась. Сейчас мы можем наблюдать некоторое пресыщение. Все мы часто слышим размышления различных авторов о том, что ресурсы, которыми располагаем, подходят к исчерпанию. Озабоченность эта серьезная и имеет под собой основания.

Ресурсы, которые были использованы для «уже немодной» вещи, не предаются вторичной переработке – ресурс тратится почти впустую, доставляя сиюминутную радость создателям и потребителю. Да и человеческая гонка за новинками, доходящая порой до истерии, не может длиться вечно.

Дизайнеру необходимо изменить отношение к вещам, им создаваемым. Новый, качественный уровень, новая философия. Вещь созданная надолго. Качественная. Такая, которую не хотелось бы заменить другой, с теми же функциями. Дизайн призван дарить комфорт, создавать благоприятную среду для существования. Постоянная сменяемость создаваемых образов дает человеку лишь стресс. Так позволим дизайну быть гуманным!

 


Библиография

  1. Глазычев, В.Л. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе [Текст] / В.Л.Глазычев. – М.: Искусство, 1970.
  2. www.IGRUNOW.RU.
  3. Генисаретский, О.И. Дизайн и культура [Текст] / О.И Генисаретский. – М.: ВНИИТЭ, 1994.
  4. Ламбен, Ж-Ж.«Стратегический маркетинг»
  5. Бегбедер, Ф. «99 франков» [Текст]. / Ф.Бегбедер. – М., 2008

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017