№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 22 - Приложение 2008

Дизайн


 Кондратьева Ольга Сергеевна

студент УралГАХА Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор Павловская Е.Э.

 Егорова Екатерина Вадимовна

студент УралГАХА Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор Павловская Е.Э.

ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ СРЕДЫ


Проблемы при выполнении учебных заданий актуальны для всех студентов и дизайнеры, привыкшие работать над своими проектами в определенном стиле, выработав свои методы проектирования за долгое время обучения, сталкиваются с проблемой научно-исследовательского проектирования.

Для того, чтобы разобраться, что же нужно студенту творческой специальности и что ему мешает для продуктивной работы, мы провели анкетирование. В результате опроса мы выявили ряд факторов, которые влияют на рабочую обстановку. Многим студентам мешает средовой фактор: очень маленькое пространство, в котором сосредоточены вещи, отвлекающие внимание, а иногда даже раздражающие, неправильное расположение рабочего места, отсутствие информационной базы, выхода в Интернет. Психологический фактор: лень, отсутствие мотивации для работы, боязнь перед началом проектирования, депрессия. Также существует внутренний фактор – физиологическое состояние человека.

Рост творческих способностей происходит в той среде, которая наиболее благоприятна для студента. Социокультурная среда предполагает наличие трех обязательных элементов: субъектов социотворческого процесса, творческой общности (клуба, группы), самого процесса творческой деятельности на всех ее этапах, а также объективных условий для осуществления творчества. Для перехода от репродуктивного освоения социально-художественного опыта к конструированию собственных отношений и продуктивно-творческой деятельности необходимы творческая полноценность среды, обогащение ее располагающими к творчеству элементами, коррекция межличностных и деловых отношений, что целиком и полностью зависит от соответствующих социально-педагогических условий. Это положение разделяется многими учеными. Например, А.Г.Ковалев отмечает, что признание творческих проявлений имеет тем большую основу, чем "раньше и отчетливее выступают оригинальные творческие элементы"[1]. Таким образом, для творческого роста молодого человека имеют значение цивилизованность, креативность среды, насыщенность материальными условиями, разнообразие качественных линий развития.

Всем опрошенным хотелось находиться в таком универсальном пространстве, которое могло трансформироваться из персонального пространства в открытое. Студенты заметили, что во время общения с коллегами возникает определенная атмосфера творчества, в которой появляется желание творить. Но для реализации возникших идей требуется рабочее место, с появлением которого человек осознает, что у него появились новые проблемы и задачи.

Чтобы найти проектный выход, мы обратились к аналогам, которые уже существуют. Например, оформление офиса группы компаний Lego выполнено так, что атмосфера офиса должна вдохновлять сотрудников на новые эксперименты. Стол приема – продолжение барной стойки. Этот объект стал центром притяжения всех отделов предприятия. В этой зоне происходит неформальное общение, за чашкой кофе – разрядка, появляются новые идеи. В любой зоне офиса посетители и сотрудники могут обедать, общаться, решать деловые вопросы, работать, свободно передвигаться. В офисе также существуют две особые комнаты: «Динамичная проектная комната» (рис. 1) представляет собой подобие лофта, где хаотично разбросаны сидения-мешки, посредине находится большой стол и максимум открытого пространства; «Опытная комната» (Рис. 2) имеет скромные размеры, освобождена от мебели. Декорации на стенах и потолке имитируют отдых на лужайке в солнечный день, когда есть одно желание – созидать.

Рис.1 Рис.2

 

Еще одна компания может стать отличным аналогом в создании творческой среды для работы. Это швейцарская компания Vitra. В концепте этой фирмы разрешается, чтобы люди сами выбирали часы работы, так как у каждого человека существуют свои биологические часы. В организации среды в компании придерживаются того, чтобы пространство офиса было открытым, минимум стен. Но и для людей, которым нужно уединение, существуют «островки» (Рисунок 3, 4).

Рис.3 Рис.4

 

Есть два варианта решения задачи создания творческой среды в вузе. Первый вариант – это аудитория в Уральской государственной архитектурно-художественной академии (№ 420). Хотелось бы показать, как из открытого пространства она могла бы стать мобильной и соответствовать названным нами требованиям. Аудитория небольшая, но это не мешает ее сделать мобильной и уютной для работы. Планировка комнаты должна быть тщательно спроектирована и соответствовать всем эргономическим нормам. Цветовое решение помещения должно не раздражать, не расслаблять человека, а мотивировать на работу. Так как студентов много, нужно составить расписание и определить время, когда студенты могут пользоваться помещением для работы, а когда для общения. Эта комната будет предназначена для работы, как коллективной, так и индивидуальной, а также для общения, хранения книг, документов, материалов и проектов.

Второй вариант – это клуб для студентов творческих специальностей, в котором организация пространства позволит неформально общаться друг с другом, вдохновлять друг друга на новые эксперименты, делиться опытом, разрядиться и зарядиться новыми эмоциями. Клубная среда приблизит творческую личность к реальному выполнению различных видов творчества. Клубная микросреда, доминирующая в процессе осуществления продуктивной деятельности, поведет за собой развитие. В этом особенно ярко проявляется диалектика творческой деятельности, которая концентрирует все интеллектуальные, эмоционально-чувственные и творческие возможности. Клубная среда, входя в культурно-досуговое пространство, мобилизирует в участнике главным образом необходимые знания, усовершенствует и разовьет умения и навыки (художественно-творческий опыт деятельности).

 


Библиография

  1. Ковалев А.Г. Психология личности. – М., 1970.
  2. Хилько Н.Ф. Социокультурная среда как фактор развития творческой деятельности молодежи. – Омск, 1994.
  3. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности. – М.: Логос, 1996.

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017