№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 22 - Приложение 2008

Архитектура


 Скрынников И. А.

Аспирант Института архитектуры и искусств Южного федерального университета Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор кафедры ДАС Скопинцев А.В.

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРОСТРАНСТВ СРЕДСТВАМИ СВЕТОДИЗАЙНА (Тезисы)


Анализ современного состояния городской среды позволил выявить качественное влияние коммуникативных пространств на формирование нового городского контекста, усложнение его композиционно-художественного и информационно-выразительного потенциала, интенсификацию функциональных процессов.

Пространствам общественных коммуникаций, как показало исследование, свойственны характерные функционально-тематические нагрузки, такие как: транспортно-остановочные и посадочные функции; торгово-пешеходные; функции рекреаций и активного восприятия; поиска и обмена информацией; общения и общности интересов.

Соотношение функционально-пространственных нагрузок и средовых характеристик в зонах общественных коммуникаций позволило произвести их систематизацию. Выявлены следующие типы коммуникативных пространств: связующие элементы архитектуры – «каналы»; буферные пространства – «платформы»; накопители функциональных нагрузок – «аккумуляторы»; входные зоны – «порталы», «шлюзы»; композиционные акценты и доминанты – «узлы».

Типология коммуникативных пространств дает возможность сконцентрироваться на выявлении их ведущих, композиционно значимых характеристик, определяющих качество средового дизайна в городском интерьере. Ими выступают: активная динамика видового кадра; сценарность формируемого зрительного ряда; многоуровневость и анизотропность воспринимаемого пространства; семантика зрительного ряда; повышенная информативность среды, знаковость пространственных ориентиров; преобладание визуальных коммуникаций над архитектурой; подвижность и изменчивость зрительных барьеров; активная полихромия коммуникаций, ее симбиоз со светопространственными эффектами.

На активизацию указанных характеристик и формирование новой архитектурно-дизайнерской концепции коммуникативной среды оказывает влияние ряд факторов: учет типов пространства, определяющий влияние градостроительной составляющей и функционально-тематических нагрузок в зоне коммуникаций; наличие в руках дизайнера современных технологий активного воздействия на пластические и цвето-графические характеристики среды, информативность и подвижность ее фасадного фронта; учет тематической и сценарной составляющей в организации и моделировании коммуникативной среды на основе «мастер-планирования».

Анализ современного арсенала средств архитектурного формирования городской среды показал незаменимую роль и значение приемов светодизайна в организации коммуникативных пространств и модернизации городского интерьера.

Преимущества светодизайна, как нового способа организации общественных пространств, определяются его неограниченными возможностями композиционно-образного воздействия на коммуникативную среду. Ими выступают:

- динамизация рекламного поля;

- повышение информативности визуальных коммуникаций;

- светопространственные преобразования;

- использование мультимедиа и голограмм в городском интерьере;

- применение мембран-оболочек и аппликативных фасадов.

Новые технологические возможности светодизайна расширяют спектр приемов и методов динамизации коммуникативных функций, которые могут быть основаны на:

- светодинамических преобразованиях среды;

- синхронизации перемещений и цветодинамики.

В исследовании определены возможные способы объединения и концентрации пространств с общественно-коммуникативными функциями. Ими выступают:

  • светопроекции – как основа расширения социальных взаимоотношений;
  • использование медиафасадов и мембранообразных оболочек – концентраторов информативной среды;
  • симбиоз света и цветофактур в архитектонике коммуникаций.

Предлагается технология использования светодизайна – как главного средства организации общественных коммуникаций и городской «сценографии», основанная на сценарно-функциональном и образно-тематическом моделировании среды. Средствами организации «сценария» выступают: свет – связующая коммуникация взаимопроникающих пространств, формирующая их новую архитектонику; превращение фасада в информационный фильтр коммуникативного пространства, раскрывающий особенности его внутреннего функционирования; стекло – как средство расслоения зрительных барьеров и образов.

Сценарно-тематический подход в моделировании архитектурной среды позволил наметить в исследовании ряд концепций формирования светодизайна коммуникативных пространств: 

- концепция «театрализации» и «виртуализации» городского пространства, как способ повышения его информативности; 

- концепция «подвижной среды» на основе интерактивного управления образно-смысловыми нагрузками и семантикой фасадного фронта;

- концепция «осмысленной светодинамики» – как способ свето-динамического преобразования геопластики городского ландшафта в зонах пешеходной активности.

 


Библиография

  1. Юматова, А., Молчанова, М. Светодизайн и световая архитектура [Текст]: В сб.: Студенческое творчество в архитектурно-художественной культуре юга России. Материалы XVIII научно-практической конференции. – г. Ростов-на-Дону, 2006.

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017