№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 22 - Приложение 2008

Дизайн


 Тихонравова Алёна Львовна

Научные руководители: доктор искусствоведения, профессор Павловская Е.Э., кандидат искусствоведения, профессор Салмин Л.Ю.

ДИЗАЙНЕР-ПОТРОШИТЕЛЬ


Слово «дизайн» в последнее время стало очень модным. Дизайнерами себя называют все – от школьника или студента, сходившего на двухнедельные курсы CorelDraw, до тех, кто работает в области дизайна ногтей, дизайна причесок, дизайна тела и пр. Между тем, дизайн – это далеко не легкомысленная сфера деятельности человека и, прежде чем называть всё и всех дизайном и дизайнерами, необходимо ответить на вопрос: кто же такой дизайнер?

Дизайнер – это человек, сделавший своё нестандартное мышление и тонкое ощущение мира профессией. Дизайнер обладает знанием и чувством композиции, типографики, художественными навыками, умением сбалансировать эстетику и функциональность. Он должен уметь грамотно, быстро и профессионально работать даже при отсутствии вдохновения и музы, четко отслеживать современные тенденции и ориентироваться в жизненном пространстве. Дизайнер должен иметь свою четкую позицию, собственное мнение, которое он всегда может отстоять в дискуссиях с заказчиками.

Между тем считают, что дизайн – это сфера деятельности человека, которая не пригодна для выражения собственного «я». Позвольте с этим не согласиться. Помимо того, что дизайнер раскрывает чужую индивидуальность, описанную заказчиком, он и сам раскрывает себя как профессионала, пытаясь выразить собственные амбиции визуальными средствами.

С одной стороны, в руках дизайнера огромный арсенал средств, при помощи которых он формирует ценностные ориентиры и потребности людей. Изобретая и проектируя новые объекты, дизайнер может влиять на массы. Посредствам создаваемых образов и используемых в них технологиях производства, дизайнеры доносят специфические ценности, которые становятся частью нашей культуры. А люди посвящают себя этим объектам и становятся инструментами этих вещей. Все действия индивида, все его «вещи» (автомобиль, дом, одежда, социальный имидж и пр.) направлены на «инстументализирование» личности. Дизайнер опустошает внутренний мир своего потребителя за счет выражения собственных амбиций. Создавая новый объект, дизайнер погружен в большое количество своих и философских мыслей. Выплескивая их в свою работу, он предполагает, что потребители с ходу, за две секунды смогут прочитать эту историю полуторамесячных мучений.

Сегодняшнее общество не может жить без дизайна, он стал частью жизни каждого индивида. Дизайн стал необходимым аксессуаром, вызывающим у потребителя постоянное чувство обладания буквально «ничем». Стремление иметь какую-нибудь «дизайнерскую» вещь, уникальный предмет, которого ни у кого нет, – вот на чем делается акцент в современном мире. Как будто бы сущность самого бытия заключается в обладании, и человек – ничто, если он ничего не имеет.

А где же забота о человеке? Почему дизайнеры игнорируют чувства потребителя? Или за деньги сделаешь многое, лишь бы товар продавался?

Множество листовок, буклетов, баннеров, рекламных видеороликов производят впечатление потери чувства меры, а сами материалы нередко отличаются цинизмом, антиэстетикой. Производится «огромная масса полупрофессиональной и вовсе любительской рекламы ларечного уровня» (Ю.Гордон). Большинство сообщений на этих носителях имеет малопонятное содержание – реклама чего-то, что в который раз пытаются навязать потребителю. Зачастую она выполнена непрофессионально: с «переизбытком» слов, которые просто невозможно прочесть, с исполнением сюжетов-клонов, картинок, не имеющих никакого отношения к рекламируемому товару. При этом дизайнер использует приемы подачи материалов и методы визуального воздействия, не только противоречащие требованиям психогигиены, но и наносящие прямой вред здоровью потребителей.

Каждый день на наш мозг обрушивается совершенно немыслимый по своей мощности поток информации. Современные средства массовой информации и изощренные методы воздействия дизайнеров создали «ядерное оружие», по отношению к которому потребитель совершенно беззащитен. Это значит, что человеческое сознание попало в искусственную среду, созданную фантазиями дизайнеров, где многие вещи бесполезны и не несут своей функциональной ценности. Казалось бы, зачем нужен новый стул, на котором неудобно сидеть? Соковыжималка, которая выжимает только деньги за обладание ею? Или прибор для чистки кокосов? Современные дизайнеры славятся способностью доводить свои абсурдные замыслы не просто до воплощения, а до миллионных тиражей. Как сказал французский дизайнер Филипп Старк: «Пепельница обычно делается для курильщиков, но я не выношу курильщиков, поэтому сделал пепельницу для некурящих».

Мир наполняется бессмысленными предметами, легкодоступными для любого индивида. И человек начинает потреблять эти товары с невиданным размахом. Он постоянно находится в поисках чего-то нового, в погоне за следующей покупкой и требует от производителей и дизайнеров удовлетворения их желаний.

Рядом с этим складываются совершенно другие отношения человека со средой, с людьми, с вещами. Изготавливая товары для удовлетворения временных потребностей, дизайнер опустошает пространство вокруг человека. Отношения людей приобретают характер использования; меняется содержание нашего сознания – место реальных людей занимают их образы.

От понимания всех нынешних явлений и зависят перспективы дизайна, его роль в формировании предметного мира и его влияние на другие сферы общества. Дизайнер сможет подстраиваться под настроение потребителя, учитывать особенности его характера и биографию. Может быть, тогда дизайнер осознает всю ответственность и важность своей работы, потому что в его руках судьба и будущее целого мира.

 


Библиография

  1. Бауман, 3. Индивидуализированное общество [Текст]/ Зигмунт Бауман/ Пер. с англ. под ред. В.Л.Иноземцева. – М.: Логос, 2002. – 390 с.
  2. Бодрийяр, Ж. Система вещей [Текст] / Жан Бодрийяр; перевод с фр. С.Зенкина. – М.: Рудомино, 1995. – 174 с.
  3. Иноземцев, В. Зигмунт Бауман и его "индивидуализированное общуство" [Текст] // Высшее образование в России. – 2004. – №1. – С.142-145
  4. Липовецки, Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме [Текст] / Жиль Липовецки / Пер. с Франц. В.В.Кузнецова. – СПб: "Владимир Даль", 2001. – 332 с.
  5. Родькин, П.Е. Футуризм и современное визуальное искусство [Текст] / Павел Родькин. – М.: Совпадение, 2006. – 253, [2] с.
  6. Филатова, О.Г. Социология массовой коммуникации [Текст]: учеб. пособие / О.Г.Филатова. – М.: Гардарики, 2006. – 303 с.

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017