№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 22 - Приложение 2008

Архитектура


 Левченко Анна Николаевна

Институт архитектуры и искусств Южного федерального университета Научный руководитель: кандидат архитектуры, доцент кафедры ИАИАР Иванова-Ильичева А. М.

ПРОСТЕЙШИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ В АРХИТЕКТУРНОМ ДЕКОРЕ (на примере архитектуры г. Ростова-на-Дону второй половины XIX - начала XX вв.) (Тезисы)


История знаковой символики напрямую связана с развитием цивилизации, возникновением письменного изобразительного языка, его генезисом во времени и пространстве. Поэтому достаточно трудно с известной долей вероятности, оперируя разрозненными крупицами фактов тысячелетней давности, дать безусловное определение тому или иному символу. К тому же одни и те же изображения можно наблюдать у разных народов в различных частях света. Это относится, в первую очередь, к простым геометрическим фигурам, таким как треугольник, окружность, квадрат, крест и звезда.

В символе всегда есть что-то архаическое. Каждая культура содержит пласт текстов, выполняющих функцию архаики, где сгущение символов особенно заметно. Такое восприятие символов не случайно: стержневая группа их действительно имеет глубоко архаическую природу и восходит к дописьменной эпохе, когда определенные (и, как правило, элементарные в начертательном отношении) знаки представляли собой свернутые мнемонические программы текстов и сюжетов, хранившихся в устной памяти коллектива. Способность сохранять в свернутом виде исключительно обширные и значительные тексты сохранилась за символами. Даже простейшие формы являются символом, выявляющим природу изначальной реальности универсума и структуру человеческой психики, в которой эта универсальная реальность отражается. Формы, в которых выявляется природа, являются символами, поскольку они выражают аспекты реальности, их нельзя ограничить посредством определений и фиксированных понятий, но они передают непосредственный, вспышкообразный опыт, раскрывающий новый смысл на каждом уровне сознания.

В архитектурном декоре городов южнороссийского региона второй половины ХIХ – начала ХХ вв. нередко встречаются общезначимые геометрические формы. Преобладающая в это время в городской застройке архитектура эклектики, повторяя декоративные формы архитектуры предшествующих эпох, вместе с тем повторяет и знаковую символику. Можно отметить несколько наиболее распространенных символических знаков.

Символ «круг». Солярный знак – древнейший астральный символ, который на протяжении существования цивилизации явился одним из любимых и почитаемых. Во многих цивилизациях Древнего Востока солнце обозначалось так, как оно представляется взору – в виде диска (Египет, Малая Азия, Месопотамия, языческая культура Древней Руси). Распространенным знаком был кружок с точкой в центре, каковой используется сегодня как международный символ солнца в астрономии и астрологии (иероглифы Египта и Древнего Китая, архитектура и искусство Древней Руси, Древней Греции). Знак «половинный диск солнца» символизирует светило на восходе или закате. В количестве лучей также заложена символика, например, символика числа 5 или числа 3, которыми отмечаются границы участков неба; третья часть неба – это условная область пространства, где солнце находится в полдень.

Наиболее широко в ХIХ – начале ХХ вв. эти знаки встречаются в эклектичной архитектуре, стилизующей формы древнерусского зодчества, и в постройках в стилистике модерна (ростовские постройки – ул. Б.Садовая, 146; ул. Станиславского 149; пер. Братский, 35; Пушкинская, 65; Пушкинская, 106).

Символ «ромб». Считается установленным, что знак в виде ромба в народной и древней орнаментике происходит от условного изображения земельного участка и является символом земли. Соответствующий скифо-сарматский знак обозначает Солнце, Мировое Древо. В разные исторические эпохи ромб символизировал Великую богиню, родительницу всего сущего. В христианской иконографии ромб сочетался с изображением Богоматери.

В архитектурном декоре форма ромба встречается в оформлении наличников окон (ростовские дома на ул. Б.Садовая, 110; ул. Станиславского, 246), как один из орнаментальных мотивов (пр. Ворошиловский, 27).

Символ «треугольник». Треугольник служил одним из символов Земли. В христианстве же треугольник служил символом божества, "всевидящего ока". Поскольку в этом случае из треугольника исходят солнечные лучи, он здесь связан с символикой солнечного культа. В раннем средневековье треугольник стал символом Троицы, являясь языческим символом трех солнц.

В различных видах треугольник – обычный в архитектурном декоре орнаментальный мотив, особенно употребляемый в XIX – начале XX вв. (ул. Станиславского, 91).

Символы «крест», «косой крест». Крест – знак, известный во всем мире еще начиная с каменного века. Чаще всего знак креста как культовый символ или как декоративный мотив встречается в древних памятниках Восточной Европы и Передней Азии. Происходя от схематического изображения птицы, крест стал одним из солярных символов. В христианском искусстве знак креста утвердился в качестве почитаемой христианской эмблемы лишь в конце VI века. Косой крест – распространенный орнаментальный мотив. Он встречается в разные эпохи, от палеолита до XIX века, в разных культурах.

В архитектуре городов региона знак креста встречается и как символическое наследие язычества, и как христианский символ, и как орнаментальный мотив, отвлеченный от глубокого символического значения (ул. Б.Садовая, 113/35, ул. Б. Садовая, 125).

В архитектуре эклектики, опирающейся на архитектуру исторических стилей, знаковая система архитектурного декора предшествующих эпох повторяется, однако, нередко смысловое значение знаков утрачивается, отмечается разрыв архитектурной формы и традиционной символики.

 


Библиография

  1. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси [Текст] / Б.А.Рыбаков. – М., 1987;
  2. Рябчиков С.В. Скифы, сарматы, меоты и славяне: Знаковая система, мифология, фольклор [Текст]./ С.В.Рябчиков. – Ростов-на-Дону, 2004.
  3. Лотман Ю.М., Избранные статьи в трех томах, том 1, Символ в системе культуры [Текст]/ Ю.М.Лотман Ю.М. – Таллин,1992
  4. Соломоник Э.И. Сарматские знаки Северного Причерноморья [Текст]./ Э.И. Соломоник . – Киев, 1959.

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017