№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 22 - Приложение 2008

Архитектура


Кондрашина Софья Всеволодовна

аспирант кафедры теории архитектуры и профессиональных коммуникаций. 
Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор О.А. Шипицына,
ФГБОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия", 
Екатеринбург, Россия, e-mail: kondr.sonia@gmail.com

РАБОТЫ ОБ АРХИТЕКТУРЕ КАК ТЕКСТОВЫЙ ФЕНОМЕН: МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ (Тезисы)


Актуальность исследования мыслей авторов, которые ставили в своих работах вопросы бытия архитектурной культуры в целом и вопросы городского пространства в частности, можно обосновать тем, что ХХ век, а тем более XХI век – время увеличения информационного потока; к настоящему времени накопилось много работ, в том числе посвященных архитектуре. Поэтому сегодня существует необходимость осмысления происходящего в архитектуре, являющейся составной частью культурного процесса, посредством изучения текстов. К архитектуре, как важнейшей части мировой культуры и наиболее доступной для восприятия, во все времена люди проявляли повышенный интерес, поэтому архитектуре, архитектурным проблемам города посвящены многие тексты. Город является уникальным пространством, которое постоянно участвует в жизни его обитателей, своеобразным текстом, дающим людям «информацию для его прочтения». Каждый горожанин по-своему эмоционально реагирует на пространство города, составляя о нем свое впечатление. В связи с этим о городах, о градостроительных, социальных, знаковых, чувственных вопросах городского пространства пишут не только архитекторы, но и специалисты, изучающие город с позиций философии, культурологии, социологии, семиотики и других смежных наук.

Для формирования объемного видения и комплексного восприятия текстов об архитектуре, и авторов-архитекторов, и специалистов из других областей знаний, может быть предложена методика изучения работ об архитектуре как текстового феномена, которая будет способствовать глубокому изучению и анализу работ, осознанию места данных текстов в культуре в целом. Текст рождается, формируется под непосредственным воздействием личности автора, его мировоззрения. В свою очередь личность автора складывается в культуре, существующей в определенных временных рамках, в исторических условиях, которые базируются на культурно-историческом опыте прошлого. Комплексное изучение и осознание текста как сложной структуры поможет осмыслить не только работы авторов, но и в целом культуру в контексте истории.

Предложенная методика имеет следующую структуру (рис. 1).

 

Первый этап – отбор материала, знакомство с текстом и автором (автором-архитектором или специалистом из другой области знаний).

Второй этап – выявление внетекстовых отношений текста, существующего в конкретных социально-общественных, культурных и исторических условиях, в определенном временном контексте. На данном этапе учитываются следующие позиции:

- определение периода написания работы;

- определение значения работы для дальнейшего развития культурологии и архитектурной науки.

Третий этап – анализ текста, который осуществляется через:

- определение позиции автора с выявлением главной мысли текста (концептографический анализ);

- определение жанра работы, анализ композиции текста и его художественно-выразительных средств (лингвистический анализ);

- выявление основных понятий, терминов, раскрывающих базовое содержание текста (тезаурусный анализ).

Четвертый этап – осмысление прочитанных текстов об архитектуре.

Пятый этап – сравнение текстов авторов-архитекторов и специалистов из других областей знаний, сопоставление различных точек зрения, позиций авторов.

Методика предполагает параллельное изучение текстов об архитектуре разных авторов (авторов-архитекторов и специалистов из других областей знаний), которое осуществляется на этапах выявления внетекстовых отношений текстов, их анализе и осмыслении.

Таким образом, методика изучения работ об архитектуре как текстового феномена поможет широкому кругу людей, неравнодушных к проблемам культуры, оптимизировать работу с текстами, в том числе и архитектурными, осознать их место и значение в общекультурной парадигме.

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017