№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 22 - Приложение 2008

Архитектура


 Волков Евгений Михайлович

магистрант УралГАХА Научный руководитель: кандидат архитектуры, доцент Винницкий М.В.

АРХИТЕКТОР, ЗАКАЗЧИК И ЕГО ДОМ: НОВЫЙ АЛГОРИТМ ДИАЛОГА (Тезисы)


1. «Трудности перевода»

Частные жилые дома – наиболее массовый заказ для архитекторов, а коммуникация, общение архитектора с заказчиком частного дома – одна из существенных сторон его профессиональной деятельности.

«Трудности перевода» зачастую возникают с самого начала. Заказчик, задумавший построить себе дом, не может объяснить архитектору, что именно ему нужно, в силу того, что сам не очень это понимает, а архитектору по той же причине трудно ему чем-либо помочь. Какими средствами можно сделать диалог архитектора и заказчика более эффективным?

Далее речь пойдет о попытке создания системы, которая, во-первых, поможет самому заказчику определиться с его художественными пристрастиями, а, во-вторых, будет служить своеобразным «электронным переводчиком» с языка заказчика на язык архитектора.

2. База данных архитектурных образцов.

Предлагаемая нами система должна работать на основе разветвленной базы данных образцов. Образец – это одно изображение какого-либо значимого, качественного с архитектурной точки зрения объекта (мы исходим из того, что заказчик не разбирается в архитектурных чертежах, поэтому речь идет о фотографиях, представляющих собой наиболее характерный вид объекта с точки зрения человека).

Базу данных можно структурировать по трем укрупненным параметрам: тип здания, регион, эпоха. Например:

- тип – дворец, вилла, усадьба, коттедж, городской дом и т.п.;

- регион – Западная Европа, Восточная Европа, Америка, Азия, Австралия и др.;

- эпоха – Античность, Средневековье, Новое время (эпоха Возрождения), 17-18 вв,; 19 в,; начало 20 в.; конец 20 в.

Эпоха — более широкое понятие, чем стиль (в одну эпоху их может быть несколько), а регион – шире, чем отдельная страна, поэтому эти параметры были избраны для первоначальной классификации; понятие стиля, безусловно, важное, по нашему мнению, должно встретиться пользователю системы уже при знакомстве с конкретными образцами.

Таким образом, база данных может быть представлена в трехмерном виде. При фиксации одного из трех параметров (например, заказчик выбрал тип здания «вилла» и интересуется только им) таблица переходит в двухмерную плоскость. Именно так это может быть свизуализировано в пользовательском интерфейсе системы.

Выбранная ячейка (тип-регион-эпоха) чаще всего будет содержать в себе несколько стилей, к тому же разбитых по отдельным странам (например, итальянское барокко, французское барокко, французский классицизм).

3. Объективная и субъективная информация

К каждой картинке в базе данных относится некоторый объем информации. Часть этой информации – объективная, фактическая; это каталожные данные, которые выводятся на экран как аннотация к картинке, например:

Название Вилла Савой/ Villa Savoye
Тип Вилла
Место Пуасси, Франция
Год 1930
Архитектор Ле Корбюзье/ Le Corbusier
Стиль Модернизм
Материал Железобетон

 

Кроме того, нам кажется, что для каждого здания можно было бы задать некоторый объем субъективной информации, формируемой оценками экспертов. Эта информация не выводится на экран, и о ней заказчик не знает. Она характеризуют определенные качества архитектуры, связанные, условно говоря, с ее формой и содержанием. Эти качества противопоставляются друг другу и разбиваются по парам или, как это красиво называют в культурологии, бинарным оппозициям. Видится примерно такой набор противопоставляемых друг другу свойств архитектуры:

 

Свойства архитектурной формы:

Статика Динамика
Геометричность Живописность
Масса Ажур
Простота Сложность
Симметрия Асимметрия

 

Эти характеристики упоминаются в любом учебнике по архитектурной композиции, выявить их несложно. В большинстве случаев для образцов каждого стиля мы сможем выявить свойства, характеризующие их формообразование (к примеру, барокко свойственна динамика, классицизму – симметрия, модерну – живописность и т.д.).

С содержательной, ценностной, стороной архитектуры дело обстоит, конечно, сложнее.

Это могли бы быть следующие пары свойств:

Порядок Хаос
Традиция Традиция
Скромность Роскошь
Уют (закрытость) Простор (открытость)
Целесообразность Художественность

 

Поскольку данные характеристики противоположны друг другу и, значит, мы допускаем, что они не могут быть выражены одновременно, то шкала оценок должна иметь «отрицательные», «положительные» значения и 0: например, от «-2» до «+2». Понятно, что «отрицательные» и «положительные» величины здесь не имеют оценочного смысла («лучше-хуже»), а означают степень выраженности того или иного признака (или невыраженность обоих признаков – в случае оценки 0)

4. Механизм работы системы.

Пользователь системы, последовательно рассматривая представляемые его вниманию образцы, сопровождаемые соответствующей информацией, выставляет свои оценки, руководствуясь своими субъективными критериями (другими словами, по принципу «понравилось – не понравилось»). Шкала его оценок тоже может быть пятибальной: от «-2» до «+2».

Подвергнув входные данные (оценки клиента) соответствующей статистической обработке, система сможет давать на выходе результаты двух видов. Во-первых, она выявит конкретные стилевые предпочтения заказчика. Во-вторых, она покажет, какие формальные и содержательные качества архитектуры в наибольшей степени ценятся клиентом, даже если он этого и не осознает.

Например, может выясниться, что клиент из стилей предпочитает модерн и эко-тэк, так как в архитектуре ему нравится живописность, сложность и уют.

Второй вывод может быть даже более полезен, чем первый, в том случае, если заказчик не захочет иметь дом, спроектированный в конкретном историческом стиле, а даст архитектору возможность создавать что-то новое, исходя при этом из своих художественных предпочтений.

5. Условности и допущения.

Конечно, предлагаемая модель, как и всякая модель, условна. Мы можем работать с ней, исходя из некоторых допущений:

1) Заказчик уже определился с необходимым функциональным содержанием дома и со своими финансовыми возможностями, ему осталось лишь разобраться в своих вкусовых предпочтениях.

2) Заказчик не очень хорошо разбирается в архитектурных стилях, но представляет себе географию и историю.

3) Каждому объекту и каждому стилю, который тот или иной объект представляет, свойственны конкретные характеристики, которые определяют его форму и содержание. Если клиент положительно (или отрицательно) оценивает объект, то это может значить, что он соответствующим образом относится к его характеристикам.

6. Создание системы: проблемы и перспективы.

Первым шагом в создании данной системы является формирование широкой базы данных архитектурных образцов, вторым шагом – присвоение выбранным объектам необходимых характеристик методом экспертных оценок. Следующим этапом станет программирование алгоритма статистической обработки вводимых данных и создание пользовательского интерфейса системы, после чего может последовать тестирование системы и пуск в эксплуатацию.

В декабре 2007 - феврале 2008 гг., когда данная концепция получила одобрение московского фонда «Прагматика культуры», авторами были проделаны первые два шага к ее осуществлению. Коротко опишем проблемы, с которыми пришлось при этом столкнуться:

1) Проблема поиска образцов. Требовалось найти картинки с достаточно неплохим разрешением, чтобы они хорошо смотрелись в полноэкранном режиме. Источниками картинок выступили «Википедия», другие сайты интернета, доступные автору книги и журналы. Однако, например, такая важная область, как русская усадьба, оказалась недостаточно покрыта данными источниками.

2) Проблема типологии. В отечественной литературе (учебники, СНиПы, словари архитектурных терминов), к сожалению, до сих пор недостаточно изучена и описана типология индивидуальных жилых домов. Такие термины как особняк, усадьба, вилла, коттедж исторически имеют разное значение, однако в современном обиходе они «перекрываются»; разделить их трудно.

3) Проблема стилей. В современной архитектуре понятие стиля становится все менее употребимым. Что же касается исторических стилей, то бывает трудно выбрать между узкими и широкими, региональными и общемировыми терминами («стиль Луи XIV» «барокко»). На данный момент программистами фонда «Прагматика культуры» ведется разработка программного обеспечения и пользовательского интерфейса системы.

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017