№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 22 - Приложение 2008

Архитектура


 Бакшеева Елена Евгеньевна

аспирант УралГАХА
Научный руководитель: доктор архитектуры, профессор Янковская Ю.С.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЫ АКВАЗОНЫ В РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОМ ВОДНОМ КОМПЛЕКСЕ


Формируя планировочную структуру аквапарка, архитектор, прежде всего, должен руководствоваться особенностями функционального и технического процессов и учитывать дальнейшую динамику развития комплекса.

Обозначенные процессы, в первую очередь, оказывают влияние на создание внутреннего пространства. Определяющее значение в этом имеет специфика водного комплекса в плане удовлетворения различных потребительских нужд населения:

  • сохранение здоровья людей путем предоставления активного досуга в водной среде в совокупности с комплексным набором сопутствующих процедур;
  • создание оптимального психологического климата, что, в первую очередь, зависит от грамотного оформления внутреннего пространства;
  • создание условий для отдыха (индивидуального, семейного) и общения на основе изоляции, зонирования и включения в интерьер природных компонентов.

Задача архитектора состоит в создании комфортной среды для проведения досуга, т.е. в полной мере соответствующей своему функциональному назначению.

Функциональная схема аквапарка в значительной степени определяется природно-климатическими условиями региона и предъявляемыми к нему специфическими технологическими и санитарно-гигиеническими требованиями, которые предопределяют условия размещения помещений, входящих в водную часть сооружения.

В основе проектирования аквапарка лежит метод зонирования строительных объемов, разделения сухих и влажных зон. К такому подходу обязывает внутреннее содержание объекта, а это, прежде всего, сочетание водной глади и ландшафта с живой растительностью. Количество функциональных зон, их планировка и сервисный набор определяются с учетом природно-климатических условий и обуславливаются требованиями заказчика и потребителей.

В состав среднестатистического развлекательного водного комплекса входят следующие зоны: вспомогательных помещений, пунктов питания, гостиничная зона, сопутствующего сервиса, дополнительного сервиса и зона акватории.

Основную функциональную зону аквапарка (аквазону) лучше разместить в центре здания. В ней очень важно создать соответствующий микроклимат, характерный для данных сооружений, и сохранять его на протяжении всего периода эксплуатации (независимо от времени года и погодных условий). При центричном расположении зоны водных услуг будет проще защитить ее от ветрового воздействия извне и решить проблему конденсата, вызванного большим перепадом температур внутри и снаружи здания в зимние месяцы.

Рис.1. Функциональная схема акватории аквапарка Виктория (Самара)

Зона «аквапарка», в свою очередь, разделяется на несколько функциональных акваторий: развлечений, водных видов спорта, физиотерапевтических процедур и акваторию для отдыха. Каждая из вышеуказанных составляющих включает определенный комплекс услуг для посетителей водного центра, выделяясь своей функциональной достаточностью и рентабельностью (рис.1).

Рис.2. Зона аттракционов в аквапарке Лимпопо (Екатеринбург)

В акватории развлечений устанавливают водные аттракционы-горки. Исходя из соображений экономии, для группы аттракционов применяют один финишный бассейн, который должен иметь достаточное водоизмещение. Эту акваторию необходимо функционально насытить и разнообразить для того, чтобы поддержать ее статус в глазах посетителей. Также следует учесть, что в процессе эксплуатации водные горки будут меняться, т.к. это рекреационное оборудование подвержено моральному старению и при полной потере популярности (ориентировочно через 5 – 6 лет) должно подлежать замене на новое (рис.2).

Рис.3. Пляжная зона в аквапарке Лето-Stop (Казань)

Акватория для отдыха – искусственный пляж. На данной площади размещаются: волновой бассейн, общественный бассейн для отдыха с обустроенным пляжем в неповторимом внутреннем ландшафте с живой растительностью, бассейн с песчаным дном для детей дошкольного возраста; организуются кафе и бары (рис.3).

Рис.4. Зона велнеса в аквапарке Аквабульвар (Франция)

 

Акватория физиотерапевтических процедур, или в широком смысле «велнес» (welness –[welnes:] – как особый стиль жизни). В сферу «велнеса» входит все, что доставляет удовольствие и нацелено на сохранение здоровья и красоты тела: SPA-процедуры, коррекция фигуры и уход за кожей, аква-аэробика, бани, массаж и т.д. В этой акватории предусматривается свой отдельный бассейн, независимая инфраструктура помещений, необходимых для «велнес»-программ (рис.4). Площадь данной зоны обычно составляет около 2000 м2, в зарубежных водных парках, основной акцент в которых делается на оздоровление населения, ее даже определяют как VIP.

Акваторию водных видов спорта лучше разместить в отдельном планировочном блоке, где все предусмотрено не только для тренировок спортсменов, но и для проведения соревнований городского, районного, областного масштабов. В основе этой акватории могут быть: тренировочный бассейн прямоугольный формы размером 11,5×25 метров с переменным или постоянным уровнем, спортивный бассейн для обучения детей плаванию с инструктором, а также установка серфинга или бассейн для погружения с аквалангом (рис.5).

Рис.5. Акватория водных видов спорта (аквапарк в Минске)

Все эти функциональные особенности рекомендуется предусмотреть для обеспечения востребованности водной территории на несколько лет вперед.

Следует отметить, что схема разделения акватории на конкретные функциональные зоны никак не реализовывается в аквапарках, построенных в российских городах и на Урале, в частности. В этом одна из принципиальных особенностей проектирования и строительства данных объектов в России: функционально различные акватории находятся в одном планировочном объеме, что вносит массу проблем в процессе эксплуатации.

Архитектурная форма аквазоны, как правило, обладает всеми признаками системы, в которой множество элементов соединено в единое целое. Выделяются такие понятия, как «внутренняя» и «внешняя» форма. «Внутренняя форма – это направляемая творческой волей эстетическая организация духовного мира человека. Внешняя форма – результат, особо организованная предметность, часть или целое сооружение, пластический объем, цветовой колорит, пропорции и т.п.» [1, С.122].

Объемно-пластическое содержание архитектурных форм развлекательных водных комплексов отличается большим разнообразием. За основу, как правило, берутся геометрические формы, которые впоследствие корректируются путем пластической проработки. Объемная форма, применимая для основной зоны аквапарков, отличается ясно выраженным построением, которое преобладает в восприятии данных сооружений. Она тем выразительнее, чем менее самостоятелен характер поверхностей, образующих объемы. В данном случае объемная структура доминирует над пластикой фасадов (рис.6).

Рис.6. Геометрический объем аквазоны аквапарка Виктория (Самара)

Внутреннее пространство аквапарка также имеет определенные особенности в плане формообразования, которые обуславливаются функциональным содержанием и расположением конструктивных элементов, ограждающих пространство.

В частности, при строительстве аквапарков на Урале целесообразно применять деревянные клееные конструкции (ДКК). Это наиболее приемлемое решение для создания несущей конструкции кровли акватории: они не чувствительны к химически агрессивной и влажной атмосфере водного парка, а также без особых проблем могут перекрывать большепролетные пространства.

Однако в большинстве уральских городов, включая Екатеринбург, отсутствует практика применения в качестве каркаса зданий с повышенной влажностью ДКНК, нет опыта их обработки и монтажа. Поэтому с целью избегания проблем в процессе возведения здания и последующей его эксплуатации, целесообразно в качестве альтернативного варианта использовать металлические конструкции, из которых будет собираться и крыша сооружения.

Для покрытия объема аквазоны, в котором происходит наибольшая конденсация паров воды, лучше подойдут алюминиевые конструкции, обладающие дополнительными преимуществами. Они почти в три раза легче стальных, обладают высокой стойкостью против коррозии, просты в изготовлении, что позволяет воплощать архитектурные проекты зданий с самыми сложными формами, а также характеризуются надежностью эксплуатации при низких температурах.

Рис.7. Витражные конструкции в зоне
волнового бассейна аквапарка Лето-Stop (Казань)

Ориентируясь на то, что аквапарк – это «искусственная среда обитания человека, созданная для его оздоровления» [2], проектировщики при устройстве вертикальных ограждающих поверхностей сооружения, как правило, закладывают максимальный процент их остекления. Это делается с целью достижения наибольшего соответствия внутреннего интерьера акватории, имитирующего природу определенной климатической зоны, своему прототипу, а также с целью установления визуальной связи с окружающей объект природной средой (рис.7).

Помимо вышеназванных конструктивных средств формообразования аквазоны, как планировочном элементе, нуждающемся в непосредственной функциональной связи с водой и природным окружением, огромное значение имеет ландшафтное благоустройство ее территории.

Принципиальное отличие аквапарков от других объектов общественного назначения заключается в том, что они не только формируются в рамках существующих условий природной среды, но и требует создания искусственного микроклимата и ландшафта; т.е. приходится работать не только с естественным окружением (благоустройство прилегающей территории), но и с его искусственной имитацией в процессе организации внутреннего пространства.

Рис.8. Интерьер аквапарка Osean Dome (Япония)

Интерьер декорируется и насыщается с учетом общей архитектурно-художественной концепции. Чаще всего территория стилизуется под тропические оазисы с экзотической природой. Появляются водопады, пальмы, лианы, постройки туземцев и подземные мостики; создаются пляжные зоны и зоны прибоя. Ограждающие поверхности приобретают вид тростниковых зарослей, бесформенных скал с пещерами и гротами, летящая конструкция потолка из ферм превращается в звездное небо (рис.8). Этому способствует специфика здания такого назначения, которая предполагает использование в качестве основы большепролетной конструкции с минимальным количеством внутренних опор для создания пространства с большой степенью планировочной гибкости, что, в свою очередь, представляет широкие возможности в процессе архитектурно-образного формирования сооружения, как для проектировщика, так и для ландшафтного дизайнера.

В качестве еще одного средства художественно-образного формирования аквапарка выступает пластическая организация объема как самого здания, так и зоны акватории.

Объемную архитектурную пластику, используемую при создании водной части комплекса, можно подразделить на функционально-конструктивную, художественно-тектоническую и декоративно-символическую.

При функционально-конструктивном характере архитектурной пластики объема она должна правдиво отражать закономерности структуры внутреннего пространства и не скрывать основные конструктивные элементы, давая реалистическое представление об объемном решении.

Рис.9. Аквапарк De Etmhot (Нидерланды)

Наиболее ярким примером использования данного приема может служить аквапарк «De Eemhot» в Нидерландах. В основу архитектурной композиции здания была положена остекленная кровля, представляющая собой симметричную восьмигранную пирамиду с углом наклона граней к горизонту в 25 градусов (рис.9). Восьмигранная пирамида обеспечивает не только рациональное использование внутреннего объема, но и повышает уровень комфортности эксплуатируемого помещения. Снижая длительность ревербации звуковых волн в подкровельном пространстве, такая форма значительно улучшает акустические показатели всего внутреннего пространства аквапарка.

Художественно-тектоническая пластика подразумевает соотношение пластики объема к основной концептуальной установке автора, в результате чего достигается преобладание художественной направленности произведения. Иными словами, представляет собой эстетическое осмысление конструктивно-пространственной структуры, ясное выражение ее с помощью образного языка, выделение художественными средствами несущей способности основных конструктивных элементов.

Рис.10. Фасад аквапарка Аквариум (Абзаково)

В качестве примера целесообразно рассмотреть аквапарк «Аквариум» в Абзаково. Это многофункциональный комплекс, состоящий из двух разновеликих циркульных объемов, соединенных «шарниром» опорной колонны. Объемы, представляющие собой сегменты окружностей, образуют единое пространство, решенное в разных уровнях, и ограниченное по периметру алюминиевыми витражами, что дает эффект взаимопроникновения и открытости внутренней территории (рис.10). В основе функциональной структуры аквапарка три зоны, две из которых отведены под акватории, размещенные под двумя конусообразными сводами. Перекрытия сводов образованы прямолинейными деревянными клееными конструкциями (ДКК) с гнутыми подкосами. В центральной части эти подкосы опираются на башенную конструкцию из монолитного железобетона, а по периметру акваторий – на железобетонные колонны прямоугольного сечения. Несущие конструктивные элементы органично включены в общую концепцию интерьера, по основным положениям которой здание своим силуэтом должно напоминать образ средневекового прогулочного судна (рис.11).

Рис.11. Интерьер аквапарка Аквариум (Абзаково)

Декоративно-символическая пластика, используя эффектные формы и символы, эмоционально воздействуют на человека, усиливая художественное впечатление от объекта [3].

В рамках воплощения возможностей данного средства формообразования примечателен самарский аквапарк «Виктория». В нем интерьер максимально разгружен от современных отделочных решений. Декорирование пространства производится посредством создания малых архитектурных форм, имитирующих пейзаж острова – бесформенные скалы, тропические деревья, водопады, тростниковые заросли, горные реки, пещеры и гроты. Также в интерьерах комплекса активно используются яркие тона. Это прекрасно сочетается с концептуальной идеей, взятой за основу формирования внутреннего пространства, по основным положениям которой у посетителей должно создаваться впечатление пребывания на тропических островах, ограниченных причудливыми скалами с одной стороны и омываемых теплыми волнами прибоя – с другой (рис.12).

Рис.12. Интерьер аквапарка Виктория (Самара)

Именно правильный выбор геометрии пространства аквапарка в совокупности с соответствующим цветовым решением позволит наиболее четко выразить функциональные особенности объекта и отрегулировать влияние различных планировочных зон на эмоциональную и физическую активность посетителей.

Но все-таки для большинства людей посещение аквапарка – это не привычный пляжный отдых, а, в первую очередь, «адреналин», особенное, ни на что не похожее приключение. Для обеспечения популярности комплекса недостаточно создать эффектное архитектурно-художественное сооружение с удобной и функциональной планировочной структурой. Главным все же остается вопрос оснащения основной развлекательной зоны аквапарка, т.е. выбор спектра аттракционов, которые будут в ней установлены.

Возможность организации отдыха и развлечений на воде стала более доступной вследствие появления на российском рынке собственных производителей оборудования для аквапарков, выпускающих трубы, тобогганы, желоба и прочие многочисленные компоненты водных аттракционов.

Все элементы горок изготавливаются из полимерных экологически чистых материалов. Красящие пигменты добавляют еще до отливки готовых форм, и поэтому аттракционы не теряют насыщенности цвета даже при воздействии прямых ультрафиолетовых лучей.

В процессе строительства все параметры аттракционов рассчитываются индивидуально для каждого отдельного объекта и проверяются на предмет безопасности в эксплуатации. Наиболее распространенными являются желоба с метровым диаметром. Особенность их заключается в специально усиленных бортах, что позволяет упростить поддерживающие конструкции и визуально облегчить внешний вид горки. Сегодня именно из таких желобов длиной от 25 до 90 метров скомплектованы большинство аквапарков в Европе и Азии. Последнее слово в «горкостроении» – цельные желоба, превышающие полуокружность в сечении.

Помимо водных горок в аквапарках имеются и другие устройства для предоставления разнообразного отдыха. Например, водные пушки и гейзеры – мощные насосы, которые создают эффект течения. Они устанавливаются как в конструкции дна бассейна, так и в его бортах, в зависимости от заложенной концепции.

Еще одна составляющая спектра водных развлечений – резонаторы – установки, имитирующие морские волны. Обычно это либо подводная подвижная плита, либо сфера, устанавливаемая в центре бассейна и создающая волновой эффект за счет колебаний различной силы и амплитуды.

Рис.13. Детская зона в аквапарке Виктория (Самара)

Для установки в детских зонах идеально подходят фонтаны, водопады и каскады. Данные атрибуты развлечений на воде представляют собой удачное сочетание водных процедур с самым разнообразным их оформлением – от простых «грибов» до сложных скульптурных композиций, приводящихся в движение посредством воды [4] (рис.13).

Примером оснащения акватории может служить аквапарк «Лето-STOP» в Казани. Его особенностью является то, что, в отличие от многих других развлекательных водных центров, аквазона в нем расположена не на одном, а на нескольких уровнях. Это дает возможность устройства эксклюзивных аттракционов, которых здесь очень много (рис.14). Любители острых ощущений смогут с головокружительной скоростью скатиться с таких оригинальных горок как «Черная дыра», «Анаконда», «Серпантин», «Косички». Специально для малышей предусмотрены «лягушатники», где они могут плескаться под присмотром взрослых, и маленькие горки. Также посетители комплекса имеют возможность прокатиться на самой настоящей подводной лодке, совершить путешествие на надувных кругах по подводным пещерам и «медленной реке», окруженной гротами, попробовать свои силы в виндсерфинге. Всего в водную зону входят семь бассейнов и 15 разнообразных аттракционов.

Таким образом, для того, чтобы организовать оптимальную водную зону развлечений с точки зрения безопасности, комфорта и привлекательности, необходимо соблюдать ряд требований и рекомендаций, выявленных в процессе функционирования мировых аквапарков.

Во-первых, нужно помнить, что аквапарки, как и большинство зданий общественного назначения, являются основными структурными элементами композиционного решения как всего города, так и его составных частей. В силу особой выразительности архитектура таких объектов обладает определенным эмоциональным воздействием, что позволяет считать эти здания «носителями образа городского пространства» [3, С.143].

Во-вторых, пространственная форма акватории создается в результате взаимодействия внутренней и внешней форм сооружения. Она не требует обязательного полного ограждения и может быть ограничена только частично, раскрываясь в окружающую среду посредством зон открытых бассейнов. В противном случае внутреннее пространство должно иметь с внешним визуальную связь, организуемую за счет световых проемов и витражных конструкций.

И, в-третьих, главное, на что необходимо обратить внимание, – это вид аттракционов и место их установки. Выбирая тип горки, необходимо проанализировать такие аспекты, как: уровень потребительского спроса, категории потенциальных клиентов, популярность предполагаемого атрибута водных развлечений. Эксклюзивные или хотя бы не совсем обычные аттракционы, безопасные в процессе эксплуатации, – один из самых эффективных способов привлечения посетителей.

Своеобразие и специфика архитектуры водной развлекательной зоны аквапарков достигается в результате всестороннего и индивидуального учета всех вышеперечисленных аспектов, которые и следует рассматривать как формообразующие.

 


Библиография

  1. Архитектурно-композиционное формообразование [Текст]: Учеб. пособие / Под ред. В.И.Иовлева. – Екатеринбург: Архитектон, 2000. – 366 с.
  2. Иванова А. Технология развлечений // Бассейны и сауны. – 2004. – № 28 – С. 92 – 94.
  3. Николаев Г. Об аквапарках для маленьких детей // Бассейны и сауны. – 2003. – № 21 – С. 47 – 53.
  4. Хасиева С.А. Архитектура городской среды [Текст] / С.А. Хасиева. – М.: Стройиздат, 2001. – 200 с.

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017