№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 22 - Приложение 2008

Архитектура


 Петунина Ирина Сергеевна

Магистрант УралГАХА.
Руководители: кандидат архитектуры, доцент кафедры ТА и ПК Конева Е.В., ст. преподаватель кафедры ТА и ПК Тарасова И.В.
Консультант: доктор филологических наук, профессор Лазарева Э.А.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОЛОРИСТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ АРХИТЕКТУРЫ г. ЕКАТЕРИНБУРГА


Интенсификация строительства, которая характерна сегодня для большинства российских городов, влечёт за собой уплотнение их центральной части, в том числе исторической. Это позволяет говорить о необходимости формирования нового взгляда на архитектурные объекты, основанного на индивидуальном подходе к проектированию. В этом случае создание нестандартного решения базируется на применении многообразия композиционных принципов и приёмов, в том числе использовании богатой цветовой палитры. Почти во всех случаях, использование цвета не обосновывается, что приводит к разрозненности цветовых соотношений при организации среды городов. Вследствие чего цветовые картины городов кардинально меняются. В связи с особенностями современной архитектуры актуальной стала проблема создания гармоничной цветовой картины города.

Екатеринбург не является исключением, поскольку изучение цветовых характеристик различных исторических периодов развития любого города достаточно интересный и актуальный процесс.

Город – это пространственно-временное образование со сложной социальной инфраструктурой. Как и человек, каждый город индивидуален, так как имеет свои отличительные черты. Индивидуальность города проявляется в его истории, которая отражена в архитектуре. У каждого города есть свой неповторимый образ, который возникает не только благодаря социальной инфраструктуре и особенностям ландшафта, но и архитектуре, как исторической, так и современной. Цвет играет важную роль в создании образа города. Он несёт мощный эмоциональный эффект при восприятии архитектурной формы, но не может воздействовать без других художественных средств выразительности и свойств форм. Именно этим обусловлена необходимость рассмотреть взаимодействие цвета с такими свойствами форм как: фактура, свет, размеры архитектурного объекта, геометрия формы, пространство [1].

Помимо свойств формы и пространства формирование цветовой картины города складывается на основе внешних факторов: природное окружение, цветовая культура, технология [2].

Существующую сегодняшнюю ситуацию колористического хаоса можно исправить, изучив исторические и современные особенности цветовой среды г. Екатеринбурга и создав при этом методику выявления колористических особенностей городской среды.

При изучении цветовых характеристик можно выделить пять этапов.

Первый этап – подготовительный. В рамках данного этапа происходит выявление периодов развития города, определение факторов, влияющих на формирование цветовой картины города. При выявлении колористических особенностей архитектуры разных периодов используются следующие методы: метод анализа и обобщения текстовых и графических материалов и проведение натурного обследования и фотофиксация.

Итогом становится комплекс таблиц и схем, которые характеризуют природно-климатические характеристики города, материалы, используемые на протяжении развития архитектуры, и составляющие цветовой культуры, а также таблица «Цветовые характеристики стилистических направлений» (табл. 1.).

 

Таблица 1. Колористические особенности архитектуры г. Екатеринбурга  XIX - начало XXI вв.

 

Второй этап – исследовательский. Сбор визуальной и графической информации по исследуемой среде. Этот этап включает в себя три последовательных шага.

Первый шаг. Определение характерных для цветовой картины архитектурных элементов города, проведение натурного обследования и фотофиксация.

Второй шаг. Графическое построение развёрток улиц, а именно, вычерчивание фасадов архитектурных объектов, отображение их основных элементов и деталей.

Третий шаг. Составление таблицы «Цветовые характеристики улицы», в которой выделяются основные элементы фасада, отражающие характер цветового решения объектов. К ним относятся цвет плоскости фасада, крыши, остекления, входной группы и декоративных деталей: обрамление окон, колонны, карниз, водосточные трубы. Цветовые соотношения элементов определяются в соответствии с процентным соотношением с общей площадью элемента в рамках фасада (табл. 2).

В случае, когда исторический объект «наслаивается» на современный, анализ элементов происходит по уровням.

 

Таблица 2. Цветовые характеристики улицы Вайнера в г. Екатеринбурге

Третий этап – графоаналитический. Построение диаграмм и схем, которые иллюстрируют цветовые характеристики развёрток исторических и современных частей улиц города. В основу построения диаграмм ложится процентное соотношение цветового наполнения архитектурных объектов. Сектора представляют собой графическое отображение архитектурных объектов развёртки городской улицы и являются показателем площади цветового заполнения фасада архитектурного объекта, в части которых отображаются в виде цветовых характеристик основных элементов объекта, выделенных на предыдущем этапе (рис. 1).


 

Цветовые сочетания проявляются в сопоставлении цветов секторов диаграммы, в выявлении их контраста по различным качествам. Имеется в виду не один цвет, а именно цветовые сочетания, из которых в конечном итоге формируется окружающая колористическая реальность. Результатом этого этапа становится схема доминирующих цветов улицы, где по горизонтальной оси располагаются цвета, а по вертикальной – процентное соотношение цветов.

Четвёртый этап – сравнительный. В рамках этого этапа происходит вычерчивание суммарных графиков, где выявляются характерные цвета улиц Екатеринбурга. По горизонтальной оси размещаются рассматриваемые улицы, а по вертикали – процент. Схема позволяет сравнить улицы друг с другом, а именно – выявить какой цвет доминирует на той или иной улице.

Пятый этап – обобщающий. На этом этапе моделируется визуальная схема, отображающая колористические особенности архитектуры на всех этапах развития города и дающая представление о цветовой картине на сегодняшний день. Использование основных положений методики даёт возможность рассмотреть город с точки зрения исторических этапов.

Чтобы наглядней представить цветовую картину застройки исторического центра города сегодня, необходимо рассмотреть особенности архитектуры с начала XIX в. до начала XXI в. Выбранный отрезок времени предлагается разделить на пять периодов по принципу господствующих стилистических направлений:

1 период – начало XIX в. – последняя треть XIX в.

2 период – рубеж XIX − XX вв.

3 период – 30-50-е гг. XX в.

4 период – 60-80-е гг. XX в.

5 период – 90-е гг. XX в. − начало XXI в.

Екатеринбург сформирован застройкой, которая была создана в разных стилях: классицизм, эклектика, русский стиль, модерн, конструктивизм, неоклассицизм. Каждый из них характеризуется своими колористическими особенностями [2].

На рубеже XVIII и XIX веков в основном формировалась та часть города, которая на сегодняшний день является центральной. В это время строились купеческие дома и усадьбы в классицистическом стиле. Примером может послужить Большая усадьба Рязановых – тип стариной екатеринбургской усадьбы в стиле классицизма представал во всём своём парадном великолепии. Дом Д.Я.Симанова, дом Давыдова, усадьба Дрозжилова, усадебный дом Рязановых-Самарцевых – эти постройки внесли в город новые цветовые тона: жёлтый, жёлто-оранжевый, белый. В середине XIX века возводятся сооружения в стиле «позднего классицизма». Примером может послужить дом О. К. Козицына [2].

Последняя треть XIX – начало XX веков – это время характеризуется многообразием объектов, созданных в разных стилях. Для начала этого периода характерно господство стиля эклектики, в котором использовались такие цвета как: как жёлтые, светло-оранжевые, розовые, жёлто-оранжевые, красно-оранжевый и др. Примерами могут послужить дома Е.А.Телегина, Е.Ф.Погорельцевой, И.И.Симанова, А.Е.Борчаникова, Дмитриевых-Агафуровых [2]. Последнее десятилетие XIX века – время увлечения отечественным народным искусством: национальным фольклором, деревянной резьбой, орнаментами в «русском стиле». Строения в данном стиле – дома Е.Ф.Степанова, Купца Ф.И.Критикова, К.И.Трапезникова, Г.И.Елизарова, усадьба Железнова, здание первого вокзала [2].

В середине периода строились здания в стиле модерн. Они возводились преимущественно из кирпича и дерева, а некоторые имели в окраске серые, серо-фиолетовые и голубые оттенки. В этом стиле были построены такие здания как аптека Вайерберга, магазин «Проводник», дом Блиновых, особняк Петровых, дом Серебряковых – редкий образец деревянного модерна [2].

В конце периода меняется стиль: декоративные «эклектические» фасады и живописные формы модерна уступают место простоте нового стиля советской эпохи – конструктивизму. В этот период на фасады многих реконструированных зданий накладываются формы конструктивизма, например, магазин «Проводник», «Пассаж» и др. Примером этого стиля являются Горсовет, Облисполком, Дом связи, Дом контор, гостиница «Центральная». В отличие от «московского» конструктивизма, который имеет серую палитру, «екатеринбурский» – основывается на желтых, светло-жёлтых и светло-оранжевых [2].

Следующий период (30-е годы XX в. – первая половина 1950-х годов) характеризующими сооруженими в стиле неоклассики, или «сталинского ампира». В этом стиле была застроена практически вся ул. Я.Свердлова, часть ул. Ленина. В окраске зданий этого периода использовались преимущественно серые, жёлтые, жёлто-оранжевые оттенки [2].

1960-1980-е годы – время монопольного государственного строительного комплекса. Велась массовая индустриальная застройка массивов Юго-Западного жилого района, Уралмаша, Вторчермета, Химмаша и Втузгородка. Архитектура этих районов отличается монотонностью, безликостью и несовершенством исполнения [2]. Что касается современного этапа, то в его пределах можно выделить три тенденции развития архитектуры города в целом.

Первая − это освоение пригородных территорий и строительство новых районов, например, района Академического, при проектировании которого применяются разнообразные оттенки и гаммы цветов объектов, располагающихся в нём.

Вторая − замещение малоэтажных сооружений высотными объектами. Стремительный рост города порождает такую проблему как дисгармоничность взаимодействия архитектурных объектов между собой в рамках городского пространства на уровне цветовых характеристик.

Третья – при разработке цветового решения фасадов современных сооружений использование отделочных материалов белого, синего и бежевого цвета, а также остекления – синего, голубого и коричневых оттенков. Например, в таких, как здание торгово-развлекательного комплекса на ул. К. Либкнехта, БЦ «Антея», «Парк Хауса», «Гринвича», здание ТЦ «Гермес Плаза» и др. Эти тенденции ярко проявляются в контексте как исторических, так и современных улиц Екатеринбурга.

Однако при исследовании современной застройки, располагающейся в исторической среде, можно увидеть совершенно иную картину, которая заключается в том, что на сегодняшний день в г. Екатеринбурге прослеживается активная застройка исторического центра современными объектами. В большинстве случаев необдуманное внедрение в историческую среду современных архитектурных объектов ведет к разрушению её пространственного контекста.

Изучив различные этапы г. Екатеринбурга, можно говорить о разнообразии цветового решения, продиктованном господствующими стилистическими направлениями.

При выявлении тенденции применения цвета в архитектуре г. Екатеринбурга было отмечено, что до XX века на цветовую картину влияли приёмы использования цвета, характерные для того или иного стиля. Характерными цветами в период классицизма были охристо-жёлтые, тёплые серые. Логика использования цвета сохраняется и в период модерна. Для колористики модерна характерно использование природных сочетаний. На рубеже XIX и XX веков в Екатеринбурге произошли изменения в использовании цвета: господствовало несколько стилей, у каждого из которых были свои цветовые характеристики.

При рассмотрении объектов архитектуры г. Екатеринбурга было отмечено, что существует общий принцип использования цвета, в зависимости от назначения сооружений. В окраске жилых зданий преобладали в основном жёлтые, охристо-жёлтые, розоватые цвета, а общественные, преимущественно административные здания, окрашиваются в тёмно-серые, светло-серые цвета. Достаточно вспомнить застройку на проспекте Ленина, а именно на отрезке от здания УГТУ-УПИ до площади 1905 года. Так, на протяжении этого отрезка улицы в цветовом решении фасадов жилых сооружений преобладает охристо-жёлтый и розовый цвета, в то время как здание УГТУ-УПИ, замыкающее проспект, решено в серой гамме. Здание УрГУ – также в серой гамме. Здание оперного театра – в серых тонах, и элементы, такие как фонари, балконы, карниз, обрамление окон, окрашены в белый цвет. Ярким примером данной тенденции является и архитектура улицы Я. Свердлова, колорит которой представляет собой сочетания нюансов охристых и мягких жёлтых оттенков с белым.

Цветовая картина городов постоянно меняется. Но эта смена должна опираться как на исторический опыт, так и на современные тенденции использования цвета. Особенно это важно в исторических сложившихся городах, где в большинстве случаев цветовую картину формируют многочисленные стенды, вывески, рекламы и плакаты, которые создают агрессивную среду. Это приводит к тому, что нарушается целостный образ улицы. Таким образом, можно говорить о необходимости создания модели гармоничной цветовой картины исторической среды, в основе которой будут лежать правила использования цвета.

 


Библиография

  1. Кравец В.И. Колористическое формообразование в архитектуре [Текст] / В.И.Кравец. – Харьков: Вища школа, 1987. – 131 с.: ил.
  2. Ефимов А.В. Колористика города [Текст] / А.В.Ефимов. – М.: Стройиздат, 1990. – 272 c.: ил.
  3. Екатеринбург: История города в архитектуре: Издание посвящено 275-летию города Екатеринбурга.

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017